23 октября суббота
СЕЙЧАС +4°С

Транспортная карта: прощай, автобус

Проездные подорожают на 50 % — вместо них вводят единую карту, из-за которой пассажиры автобусов и троллейбусов пересядут на маршрутки

Поделиться

Поделиться

30 марта чиновники мэрии презентовали новинку — автоматизированную систему оплаты проезда. Введение безналичного расчета в омском общественном транспорте планировалось с 2013 года. «Карточная» система начала вводиться еще в конце XX века в метрополитене Москвы и Санкт-Петербурга. Пассажиры Новосибирска пользуются Единой транспортной картой (ЕТК) с 2005 года. В 2015 мэрия Новосибирска планирует перевести на полностью безналичный расчет проезд в трамваях и троллейбусах города. На сегодняшний день электронные проездные или единые транспортные карты действуют во многих городах России.

В Новосибирске ЕТК существует в пластиковом и картонном вариантах: «пластик» стоит 70 руб., более недолговечный «картон» — 25 руб. Стоимость проезда по Единой транспортной карте почти как в Омске: 17 руб. в трамваях и троллейбусах, 18 руб. в автобусах (у части перевозчиков) и некоторых маршрутках и 19 руб. в метро. Это на 1 руб. дешевле проезда за наличные. Кроме того, скидка на проезд по школьной и студенческой картам составляет 50 %.

Поделиться

В Омске электронный проездной начнет действовать на городских, пригородных и садовых маршрутах в черте города с 1 мая 2015-го, а с 15 апреля в обмен на поездку омичи в общественном транспорте будут получать не привычный билет, а чек из новых терминалов. По словам директора департамента транспорта мэрии Виталия Маслика, срок годности новых электронных транспортных карт 4 года, а стоимость составит 50 руб. Единые транспортные карты будут представлены в четырех вариантах: для школьников стоимость поездки по карте составит 12 руб., для студентов и пенсионеров — 15 руб., для омичей без льгот предусмотрено 3 вида ЕТК с разным тарифом.

По универсальному тарифу «Электронный кошелек» стоимость одной поездки — 17 руб., по тарифу «30 предоплаченных поездок» — 16 руб., «60 предоплаченных поездок» — 15 руб., причем тарифы «30» и «60» будут действовать 2 месяца с момента пополнения счета. Неизменной останется лишь плата за проезд наличными — 18 руб.

Поделиться

Купить и пополнить карты можно будет уже с конца апреля в киосках «Пассажирсервиса», где сейчас продают бумажные проездные билеты. В дальнейшем для пополнения карт задействуют банкоматы Сбербанка и терминалы «Апельсин». Безлимитные гражданские проездные на месяц подорожают до 1500 руб., стоимость школьных проездных останется той же — 680 руб., для студентов и пенсионеров в новой системе проездные не предусмотрены. Казалось бы, проезд в общественном транспорте станет удобнее и дешевле: вместо гражданского проездного на месяц за 1080 руб. — тариф «60 поездок» за 900 руб. Но в системе есть свои подводные камни, учитывая, что большая часть горожан ездит по городу с пересадками.

Новая система оплаты проезда взбудоражила как обычных омичей, так и общественников, которые уже с 2012 года пытаются вносить свои предложения по оптимизации транспортной системы. Омский активист Алексей Матыцин уверен, что система электронных проездных должна стимулировать горожан пользоваться именно общественным транспортом, для этого пользование картами должно учитывать возможность пересадки бесплатной или «с большой скидкой». Концепция ЕТК, озвученная чиновниками 30 марта, привела общественников в ярость. «В таком случае мы отказываемся ездить на муниципальном транспорте, — написал на своей странице "ВКонтакте" Алексей Матыцин. — Будем ездить на маршрутках, так как нет смысла платить за постоянные пересадки при таких ценах на "безлимит"».

Даешь пересадку

Поделиться

«Те, кому выгоднее, будут ездить на "ГАЗелях", невозможно подстроить систему под каждого индивидуально, — уверен замдиректора департамента транспорта Вадим Кормилец. — Пересадка — отдельная поездка. Если 60 поездок на месяц вам мало — приобретайте "Электронный кошелек". Тарифы можно будет переподшивать. Есть возможность применения разных тарифов, например, взял "60 поездок", эта карта закончилась — 2 месяца прошли, значит, остаток можно ездить по тарифу "Электронный кошелек". Кондукторы пока останутся. Даже в том же Питере, где эта система уже 5 лет введена, системой ЕТК у них только 70 % пассажиров пользуется, а остальные ездят за наличку. Всех пассажиров мы на карты не переведем».

Одной из основных причин внедрения системы «карточного расчета» в Омске, по словам чиновника дептранса, является подделка бумажных проездных билетов.

Поделиться

Введение ЕТК снимет с транспортников проблему инкассации наличных, конфликтных ситуаций при расчетах между кондуктором и пассажиром. Кроме того, подоспел срок замены транспортных терминалов, а новые терминалы, считывающие карты, обойдутся не дороже обычных и будут распечатывать термочек с информацией о количестве поездок и остатке средств на карте.

«Мы просто делаем следующий шаг вперед. В свое время, когда вводили зарплатные карты банков, была какая-то настороженность и непонимание, а сейчас это воспринимается как должное, — говорит Вадим Кормилец. — Все это будет развиваться, есть желание, чтобы люди могли рассчитаться за проезд со своей зарплатной карты. Планируется, что тариф "Электронный кошелек" будет действовать и в маршрутках. Мы открыты для сотрудничества».

Кандидат технических наук, доцент СибАДИ Кирилл Сафронов считает, что система безналичной платы за проезд весьма рациональна, но не спасет общественный транспорт в Омске.

«То, что зарубили метро и скоростной трамвай, — скоро скажется, транспортная проблема будет усугубляться, пока власть не займется развитием городского общественного транспорта, — предупреждает Кирилл Сафронов. — Я знаком с внедрением транспортных карт в Нижневартовске — это рационально, там карты предусматривают возможность в течение 40 минут пересесть бесплатно с одного маршрута на другой. Они предусмотрели это, чтобы люди могли ездить за покупками на общественном транспорте, а не на личном авто. Если ЕТК предусмотрит возможность пересадки, тогда пассажирам тоже будет выгодно — на этом нужно настаивать. Ведь это же бюджетные средства, а система недешевая, как минимум 25–30 млн руб.».

Анна Акелькина

Фото Ивана Рейзвих (1), предоставлены департаментом транспорта мэрии Омска (2–5)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Омске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...