Долгожданного снижения стоимости проезда в омских маршрутках не состоялось. Незаконность 20-рублевого тарифа доказал омский юрист Кузнецов, но в дело вмешались перевозчики. Даже знаменитый водитель маршрутки Артем Белозеров поддержал водителей «ГАЗелей» и выступил за проезд по 20 рублей. Почему маршрутчики отстаивают действующий тариф, как 18 рублей могут убить городские автобусы и законно ли возят омичей после решения суда о снижении тарифа, — узнавала корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Со 2 марта все перевозчики должны были начать возить омичей за 18 руб. вместо 20 руб. Чуда не случилось: из-за юридической волокиты решение об отмене приказа РЭК о 20-рублевом тарифе так и не заработало.
«Тарифное дело» приобретает более запутанный оборот: в юридических коллизиях пассажиры быстро разобраться не смогут.
Проезд в маршрутках должен был подешеветь из-за вступления в силу судебного решения: еще в январе этого года общественник и юрист Валентин Кузнецов совместно с прокуратурой доказал в суде незаконность 20-рублевого тарифа для маршруток, одобренного РЭК в декабре 2014 года. РЭК нарушила методику: тариф был установлен не на основе доходов и расходов, а с учетом прогнозных экономических расчетов по перевозкам, полученных всего от 5 предпринимателей.
Но 17 февраля юрист Кузнецов вновь подал в Верховный суд апелляционную жалобу, которой он оспаривал то, за что боролся. Уже 25 февраля юрист отозвал и эту жалобу и объяснил корреспондентам НГС.НОВОСТИ, для чего нужна была вся эта волокита. «Писал эту жалобу и отказ от нее практически одновременно. Я сразу поставил дату отказа — 25 февраля, потому что месяцем ранее было вынесено решение облсуда, чтобы не опоздать с отзывом. Жалобу писал преднамеренно, чтобы затянуть процесс, и чтобы уже ничего не помешало вернуть 18-рублевую стоимость», — признался Кузнецов.
Вернуть 18-рублевый тариф помешал один из перевозчиков, который неожиданно подключился к «тарифному делу». 27 февраля в облсуд обратился предприниматель Алексей Соловьев, работающий на маршрутах № 215, 357, 358.
Перевозчик пытается отменить решение о признании недействительным приказа РЭК и вернуть 20-рублевый тариф. Из-за его жалобы стоимость проезда в омских маршрутках не изменится до конца марта, пояснили в пресс-службе облсуда. Там отметили, что дело будут передавать в Верховный суд, который может рассматривать жалобу на отмену решения РЭК по тарифам до двух месяцев.
Крупнейшие перевозчики — Владимир Геворгян, Владимир Занин и Иван Меняйлов — к затее Кузнецова относятся скептически. Юридическую волокиту Кузнецова сравнили с «волнами в тазике». Перевозчики помнят юриста Кузнецова по многочисленным искам по любому поводу, из последних — требование лишить экс-губернатора Полежаева звания почетного гражданина Омска.
«Эти 2 рубля пассажиру погоду не делают»
Председатель Общественного совета автоперевозчиков Владимир Занин (работает на маршрутах № 378, 373 и др.) считает, что для пассажира разница в 2 руб. несущественна. «При проезде туда-обратно экономия при тарифе в 18 руб. по сравнению с 20 руб. составляет 4 руб. На это ничего в магазине не купишь. Умножаем 4 руб. на месяц поездок, получаем 120 руб. — даже нормально не пообедаешь на эти деньги, — посчитал перевозчик и добавил: — дороги одни, и они «убитые», машинам нужен ремонт, а цены на все взлетели: повышение проезда на 2 руб. хотя бы учитывает инфляцию в 10 %».
Кроме того, по его мнению, при 18-рублевом тарифе остановится обновление автопарка коммерческих перевозок — сейчас «Форды», «Пежо» и прочие микроавтобусы стоят около 2 млн руб. в кредит. При переходе на 18 руб. окупаемость этих микроавтобусов составит 5–6 лет. С Заниным согласен другой перевозчик, Иван Меняйлов.
«Экономическую обоснованность тарифа легко посчитать, только это никому не нужно, говорит Меняйлов. — Есть тарифы на воду, отопление, в которые уже заложены все потери, поломки и прочее». Но с учетом всех рисков тариф на проезд по такой методике может составить и 35 руб. «Обновление автопарка РЭК ни разу не закладывало в тариф! Все помнят, был у нас проезд и по 12 руб. и тогда лет 5 никто «ГАЗели» не закупал — не на что было».
18-рублевый тариф могут вернуть, потому что обосновать затраты перевозчиков, как требует РЭК, практически невозможно, отмечают Занин и Меняйлов. Но оба уверены — возврат к 18 руб. маловероятен: если снизится цена на проезд, это убьет муниципальный транспорт, который не выдержит конкуренции с коммерческими перевозками.
В городе еще остались маршруты с проездом по 18 руб., но эти маршруты — короткие (например, маршрутки № 5, 6, 309). Такие автобусы, как объяснили работающие на них перевозчики Владимир Геворгян и Иван Меняйлов, выживают за счет сниженного тарифа, поскольку делают больше рейсов на коротком отрезке пути. Руководитель СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян добавил, что он и его коллеги предлагали РЭК раздельную тарификацию для коротких (до 15 км) и длинных маршрутов: тогда бы стоимость проезда была разной. «Только РЭК этого никак не хочет слышать», — сетует Геворгян.
Юристы: по 20 рублей возить законно!
Юрист по образованию, модель, водитель, работающий на себя на маршруте № 335, Артем Белозеров высказался в защиту 20-рублевого тарифа, потому как поддерживает простых водителей. «Они страдают больше всего, работают сутками, им хозяева-перевозчики подняли планы под предлогом, что цены растут. Еще и подорожала лицензия на перевозки, и все перемены в тарифах отражаются в первую очередь на них», — считает Белозеров и делает поправку: был бы пассажиром, выступал за 18-рублевый проезд, не зная, каково водителям, не зная ситуацию изнутри. Пока в судах идут разбирательства, для простых пассажиров ситуация остается неясной — СМИ пообещали снижение цены, а омичей продолжают возить за 20 руб. Как считает юрист горсовета Денис Голушков, пока это законно, поскольку решение, которым 20-рублевый тариф был установлен, было оспорено лишь в судах первой инстанции. «Решение будет действовать только после завершения судов по апелляционным жалобам, если не будет обжаловано и отменено», — пояснил он. Проще говоря, отметил юрист, для омичей так ничего и не изменится: «Требовать сдачу с 20 руб. за проезд с водителя маршрутки пока незаконно».
Ирина Акишева
Фото Ивана Рейзвих