1 июля парашютисты и инструкторы омского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России опубликовали видео, в котором попросили президента России Владимира Путина разобраться в ситуации, сложившейся в региональном отделении ДОСААФ. Они заявили, что исполняющий обязанности руководителя Леонид Болдырев «прикладывает поистине титанические усилия по развалу организации в регионе». Работники обвинили Болдырева в незнании нормативно-правовой базы, действующего законодательства России, а также тех документов, которые регламентируют деятельность ДОСААФ.
— Тем самым он искажает информацию о действительном состоянии дел в региональном отделении, увольняет квалифицированных специалистов, которые не разделяют его разрушающую политику. На сегодняшний день путем лживых обвинений и злоупотребления своим служебным положением он практически парализовал деятельность стрелкового тира, авиационно-спортивного клуба, клуба служебного собаководства и секции водно-моторного транспорта. Если на данном этапе не принять срочных мер по пресечению его деструктивной деятельности, то военно-патриотическое воспитание молодежи в Омской области превратится просто в громкий лозунг, — заявляют на видео.
Назначение Болдырева
В июне 2020 года Леонида Болдырева назначали заместителем председателя регионального отделения ДОСААФ России по Омской области. Через два месяца, в августе, он занял должность исполняющего обязанности председателя регионального отделения. Татьяна Осинцева, руководившая организацией с 2018 года, полномочия сложила.
С первых дней назначения Болдырев начал ревизию всех структурных подразделений ДОСААФ России по Омской области, в том числе и аэроклуба, который возглавляет Владимир Флегентов. Флегентов также претендовал на руководящую должность в региональном отделении, однако место занял Болдырев: вероятно, это и стало толчком для развития конфликта.
Безопасно ли было прыгать?
В марте 2021 года в авиационно-спортивный клуб с проверкой нагрянула транспортная полиция. По ее итогам инспектор Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по СФИ сделал вывод: арендуемый клубом самолет Ан-2, из которого совершались прыжки с парашютом, не переоборудовали в десантно-транспортный вариант. На судне вдоль входной двери был установлен металлический проход, а над входной дверью — металлический поручень. По мнению инспектора, это изменило массу самолета и его центровку, а значит, напрямую влияло на безопасность людей, находящихся на борту.
Специалист также установил и другие нарушения. Экспертиза четырех парашютов — одного «Юниора» и трех «Юниор-УМ» — показала, что они собраны из отдельных элементов конструкции парашютной системы. В таких случаях, указывает инспектор, парашюты можно использовать лишь для получения теоретических знаний при подготовке к прыжку. Прыгать с ними запрещается из-за существующей угрозы для жизни людей.
Следователь по особо важным делам омского следственного отдела на транспорте Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ Баранов рассмотрел материалы проверки и возбудил уголовное дело по п. «а» ч. 2 ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, совершенные группой лиц по предварительному сговору»).
В постановлении о возбуждении уголовного дела указывается, что «неустановленные лица, действуя умышленно, в составе группы лиц по предварительному сговору, с распределением преступных ролей, связанных с предоставлением парашютных систем и воздушного судна Ан-2, бортовой номер RA-71179, из корыстных побуждений, на возмездной основе, на посадочной площадке "Камышино" организовали прыжки на самолете, который для этого не предназначался. Они использовали парашюты с "внесенными в них конструктивными изменениями под другую парашютную систему"».
Стоит сказать, что «неустановленными лицами», по сути дела, должны являться руководитель аэроклуба Владимир Флегентов, а также три инструктора — Роман Аникин, Денис Кобриков и Виталий Чичерин. Каждый из них принимает судьбоносные решения в делах организации. С этим соглашается и сам Флегентов, хотя к нему мы вернемся позже.
Позиция Болдырева
Исполняющий обязанности председателя регионального отделения ДОСААФ по Омской области Леонид Болдырев, которого сотрудники аэроклуба обвиняют в проблемах организации, поделился своей версией событий на происходящее. Ранее Владимир Флегентов заявлял, что именно Болдырев из-за их разногласий «натравил» на аэроклуб линейную полицию. Сам Леонид Болдырев это отрицает, говоря о том, что проверка была плановой.
— Это была плановая проверка транспортной полиции. Я транспортной полицией не управляю, у меня там нет связей. Пока полицейские не пришли ко мне в кабинет с протоколом, я даже не знаком был с ними, — пояснил Болдырев.
Во время проверки силовики изъяли 12 парашютов: в тот день на борту Ан-2 на аэродроме «Камышино» оказалось 12 человек. Позже по требованию руководителя аэроклуба Флегентова 8 парашютов вернули — с ними всё было в порядке. Однако еще четыре экспертизу не прошли. Как оказалось, Леонид Болдырев не знал о существовании в клубе этих парашютов: региональному отделению ДОСААФ они не принадлежали.
— По учету у меня [в региональном отделении] 10 парашютов «Юниор». Транспортная прокуратура возбудила уголовное дело. <...> Когда на полотнище маркером нарисован шестизначный номер и нет паспорта освидетельствования на этот парашют, то я скажу вам, что это преступление, причем не летчика, а клуба, — пояснил Болдырев.
Он также рассказал, что парашютные системы очень требовательны к уходу. Например, ткань парашюта (авизент), находясь 2–3 месяца на солнце, начинает «рваться, как туалетная бумага». Поэтому парашюты необходимо качественно проверять.
— Если парашют не прошел освидетельствование — это прибор, который может засоряться и не сработать вовремя. Резинка для подвесной системы может вытягиваться и рваться. Если на парашюте «Юниор» больше ста прыжков, его списывают. Если, скажем, сто десять прыжков — это уже перебор. Все [показатели] должны записываться в паспорт. Если на эти парашюты нет паспортов, а их не было, то черт его знает, что это за парашюты. Причем у них еще и совмещение систем, — продолжил Болдырев.
По его словам, Владимир Флегентов не говорил ему о том, что в аэроклубе проводились прыжки. Флегентов лично издавал на них приказы.
— Я знал, что он ведет свою деятельность. О том, что он ее не очень добросовестно вел, я докладывал в Центральный совет (ДОСААФ России. — Прим. ред.). Я с себя полностью снимаю ответственность. Если бы я подписывал приказы на совершение прыжков, то да. Тогда, конечно, я бы отвечал. Но здесь я в роли наблюдателя, не более того.
Обратив внимание на постановление о возбуждении уголовного дела, он напомнил о руководстве по десантированию, требования которого нужно соблюдать всем.
— Любые лишние детали могут привести парашют в негодность. Когда я работал выпускающим в армии, бывали случаи, когда парашют раскрывался в самолете из-за взлета, ямы, или кто-то что-то дернул либо что-то задел, — заметил Болдырев.
Кроме того, Леонид Болдырев посчитал недопустимым то, что парашюты собирали из отдельных элементов парашютной системы.
— Это грубейшее нарушение. И такая практика существует. Поверьте, это страшное нарушение. Совмещать одну парашютную систему с другой просто недопустимо, — заявил он и подчеркнул, что такая ситуация возникла из-за погони за деньгами. Чем больше парашютов — тем больше прыжков.
На сегодняшний день в аэроклубе не могут совершать прыжки с парашютом: транспортная прокуратура изъяла документы на самолет. Многие в произошедшем обвиняют Болдырева, однако, по его словам, личного участия в приостановке прыжков он не принимал.
— Они сказали родителям кадет, что Болдырев запретил прыжки. Мне позвонила вся рота, меня же знают родители кадет, обратились: «Леонид Владимирович, почему вы нам прыжки не разрешаете?». Я уже устал объяснять, что я тут ни при чем, — подытожил Болдырев.
Что говорят в аэроклубе
Противник Леонида Болдырева, директор омского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России Владимир Флегентов уверен, что весенний визит правоохранительных органов на аэродром «Камышино» не был плановой проверкой, а ее инициатором является глава местного ДОСААФ. По словам Флегентова, омское линейное управление МВД России не имело права проводить какие-либо оперативно-разыскные мероприятия в отношении аэроклуба.
— Дело в том, что мы как воинская часть подконтрольны военной прокуратуре омского гарнизона. <…> Военный прокурор извещает омского транспортного прокурора о том, что материалы дела необходимо передать в военный следственный отдел. Они это игнорируют, потому что дело возбуждено якобы в отношении неустановленных лиц. А неустановленные лица — это работники авиационно-спортивного клуба, — заметил Флегентов.
В здании аэроклуба провели обыски. Также обыски проходили в квартире и машине Флегентова. Предполагалось, что там могут находиться документы, которые могли бы послужить важным доказательством по делу. По словам Владимира Флегентова, силовикам ничего найти не удалось. Он считает, что эту ситуацию создали лишь с той целью, чтобы оказать моральное давление на работников авиационно-спортивного клуба.
Кроме того, Флегентов рассказал, откуда взялись другие парашюты, о которых не знал Болдырев.
— У нас есть свои парашютные системы, а есть системы, предоставленные собственником самолета и аэродрома Александром Зенковым в безвозмездное пользование. Он заинтересован в том, чтобы мы прыгали. Мы платим ему аренду. Чем больше будет взлетов, тем больше он получит. <…> Мы имеем акты о том, что парашюты, которые мы использовали, являются исправными и пригодными к эксплуатации. Они проверены специализированной организацией ООО «ЭПОСиб» в Новосибирской области, — сказал Владимир Флегентов и добавил, что парашюты в аэроклубе проходят техосмотр дважды в год.
Флегентов рассказал, что аэроклуб имеет 10 парашютов «Юниор», которые выдал Центральный совет в 2015 году, 7 запасных парашютов 3–6П, а также 6 страхующих приборов. Кроме того, в наличии организации 16 парашютов Александра Зенкова.
Пытаясь разобраться в постановлении о возбуждении уголовного дела, где указано то, что парашюты созданы из отдельных конструкций парашютной системы, инструктор аэроклуба Виталий Чичерин заявил, что экспертизу проводили малограмотные люди и написали они то, что нужно следователю.
— Есть парашютные системы «Д-5 серии 2». Путем модернизации имеющихся элементов, абсолютно заводских, производится изменение вида раскрытия [парашюта] с ручного на принудительное. То есть взводится карабин, вытяжная веревка и остальные части парашюта «Д-5». А это упрощает вид раскрытия: исключается страхующий прибор, кольцо, двухконусный замок, вытяжной парашют. Это более безопасная схема. Она аналогична парашюту «Юниор». Производила модернизацию фирма «ЭПОС». <...> Фактически используются заводские элементы парашюта «Д-5 серии 2». Следователю удобна версия о том, что они опасны. Можно было спокойно провести исследование. Да, его можно использовать для наглядных [пособий], но также [парашют] можно применять и для боевых прыжков. У нас есть своя версия — они безопасны. С 2015 года у нас проведены тысячи прыжков. Ни одного происшествия не было, — пояснил Виталий Чичерин.
Сотрудники аэроклуба обратили внимание и на указание о том, что в самолете были установлены металлический порог и поручень.
— В феврале этого года Александр Зенков получил документ, из которого следует, что металлический порог и поручень вместе составляют 26 килограммов. На взлетные характеристики самолета она не влияют, и центровка самолета не нарушается, — сказал Владимир Флегентов.
Его поддержал и Виталий Чичерин.
— 26 килограммов… Это бред, что они как-то влияют. Самолет везет тонну топлива и 12 пассажиров. Ступенька обтекаемая. Есть какое-то техническое заключение, на которое они ссылаются, но его можно оспаривать другим, — пояснил инструктор и заметил, что часто порог делают по желанию парашютистов-спортсменов для комфортного отделения от самолета.
Итоги проверки военной прокуратуры
В июле Военная прокуратура Омского гарнизона организовала проверку аэроклуба ДОСААФ по Омской области и обнаружила серьезные нарушения. По информации ведомства, речь уже идет о 70 парашютах. Техническая проверка показала, что у 47 парашютов истек срок годности, но их продолжают использовать для прыжков.
Владимир Флегентов попытался пересчитать количество парашютов в организации, но до 70 всё равно не добрался. Всего их получилось 63: 10 парашютов «Юниор», 7 парашютов «Юниор-УМ», 7 запасных парашютов 3–6П, 16 основных парашютов Александра Зенкова и еще 23 запасных. По словам Флегентова, срок годности у парашютов выйти не мог — их проверяли в новосибирской компании «ЭПОС».
Также, по мнению военной прокуратуры, в аэроклубе не ведут подсчеты о том, сколько раз использовались парашюты марки «Юниор» и «Юниор-УМ» — актов нет, поэтому узнать об этом невозможно.
Еще один важный момент: запасные парашюты в аэроклубе хранятся с застегнутой ранцевой резиной. В ведомстве замечают, что это может привести к неполному раскрытию клапанов ранца при прыжке. Кроме того, личные спортивные парашюты не имеют указателей и хранятся в соседнем стеллаже с ПТС аэроклуба. Это может привести к подмене парашютов, а значит повышаются риски трагедии.