Происшествия Колонки молодого учителя мнение Очередная трагедия в Благовещенске, или Почему стрельба в Керченском колледже ничему нас не научила

Очередная трагедия в Благовещенске, или Почему стрельба в Керченском колледже ничему нас не научила

Колонка омского учителя о реакции власти на происшествие и о том, что нужно менять всю систему

Во время стрельбы в колледже погиб один человек, позже нападавший покончил с собой

После очередного случая стрельбы в учебном заведении наш колумнист, омский учитель истории и обществознания Степан Кошкарёв решил написать колонку. По его мнению, подобные ситуации будут происходить и дальше, если подход к проблеме не поменяется кардинально.

— 14 ноября в Амурском колледже строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Благовещенске 19-летний студент Даниил Засорин устроил стрельбу: погиб его ровесник, еще трое молодых людей пострадали. Приехавшие полицейские вступили с парнем в перестрелку, после чего он покончил с собой.

Следственный комитет возбудил уголовное дело об убийстве из хулиганских побуждений. Предполагается, что причиной стрельбы стал конфликт между сверстниками, некоторые студенты отмечают, что в группе стрелка гнобили. Сам Даниил перед происшествием оставил сообщение: «Никто бы не смог это остановить из тех, кого будут обвинять по телеку, когда это произойдёт».

В своем послании, которое длится почти 5 минут, он упоминает «Колумбайн» — массовое убийство в американской школе, рассуждает о времени, в которое он хотел бы вернуться (в школу или когда играл в PlayStation в общежитии) и т. д.

Это страшная трагедия, но из-за того, что подобные случаи происходят все чаще, кажется, что они стали восприниматься очень буднично. Когда я узнал эту историю, то было лишь две мысли:

— жаль молодых людей, у которых впереди была целая жизнь;

— дальше будет много слов от чиновников и программ на ТВ, где обязательно найдут «виновного» (интернет, компьютерные игры, гаджеты, американские фильмы и т. д. — тут всё зависит от фантазии говорящих), очередной раз предложат что-то запретить, что-то усилить, дадут педагогам еще какие-нибудь обязанности, но реальные причины так и не раскроют, а значит, в сущности ничего не изменится. А мы будем ждать следующего случая. Все это вызывает уныние, поскольку публичное насилие подобного рода становится частью нашей жизни.

Итак, какая же была реакция у власти, что уже сделали и что предлагают:

— Благовещенский городской суд арестовал до 14 января генерального директора частного охранного предприятия «Сириус-А» Сергея Андрющенко, поскольку его сотрудник впустил студента с оружием в колледж, где произошла трагедия. Позже выяснили, что охранник колледжа ранее был судим, а, по данным Следственного комитета, у него не было разрешения на охранную деятельность. Пока тут великолепно всё…

Глава Росгвардии Виктор Золотов поручил проверить работу частного охранного предприятия.

Первое. Почему эту проверку не проводили раньше? Кто выдавал разрешения на работу этого охранного предприятия? Куда смотрела администрация колледжа?

Второе. Скорее всего, контракты на охранную деятельность получат другие люди, из «своих». Не думаю, что это сильно поменяет ситуацию, поскольку трагедия уже произошла, а следующая, которая может произойти, будет в другом учебном заведении, но там еще ничего не случилось, а значит проверок не было. Поэтому реальное состояние охраны в других образовательных учреждениях страны непонятно.

Третье. За свою халатность люди должны нести ответственность, но нельзя перекладывать на них вину за саму трагедию, поскольку причина не в раздолбайстве охранника, охранного предприятия или администрации учебного заведения, она значительно глубже и кроется в самой образовательной системе, которая перестала делать акцент на воспитании и формировании личности учащегося.

Трагедия в Керчи ничему нас не научила, поэтому новое нападение в Благовещенске удалось организовать без особых проблем

Премьер-министр России Дмитрий Медведев на заседании кабмина поручил министру просвещения Ольге Васильевой проанализировать и представить подробный отчет о трагедии в колледже Благовещенска. Сам отчет мы пока не видели, но с учетом того, что уроки Керчи так и не были усвоены, ждать реального осмысления проблем не стоит. Для этого должно быть общественное обсуждение с привлечением педагогов, психологов, представителей общественных и родительских организаций. Но пока я такого не вижу.Передать охрану учебных заведений Росгвардии предложил депутат от фракции ЛДПР Василий Власов. Это обычные рассуждения о том, что не хватает мер безопасности. Но, во-первых, не все понимают, что если в школе поставить металлоискатель, то последний ученик пройдет через него к концу уроков. А, во-вторых, это не решение проблемы, а ее профилактика. Причина, которая побуждает человека на преступление, останется, и так или иначе он совершит задуманное.

11 сентября парень, который стрелял в благовещенском колледже, получил лицензию на хранение оружия. А оружие, которое он использовал, было проверено сотрудником отдела лицензионно-разрешительной работы Росгвардии по Амурской области. Это к разговору о том, как работает система. И это не частный случай, это скорее правило, чем исключение. Одни вопросы: как проверяли парня, как выдавали лицензию? Можно оставить их без комментариев…

Часть общественности обвиняет игры и интернет в трагедиях. Говорят: «Насмотрятся всякого в этих интернетах и ходят потом, стреляют». Надеюсь, вы не из этих староверов.

Расскажу об интересном исследовании. В 2018 году Санкт-Петербургский государственный университет провел исследование на тему влияния интернета на уровень насилия в школе. Результаты показали, что сам по себе интернет не способен порождать случаи публичного насилия в образовательных учреждениях. С результатами этого исследования можно только согласиться. Публичное насилие в образовании — результат комплекса различных причин.

В подтверждение этой идеи есть интересный факт: интернет есть везде, но наибольшее количество случаев публичного насилия в школах США и России. В Европе и Канаде их почти нет. Оказалось, что к 2019 году в российской и американской системе образования стало очень много общего. Ясно, что в современной России меняется само отношение детей к школе, преподавателям, само их социальное самочувствие.

Что в итоге?

Произошли ли системные перемены, которые изменили ситуацию? Нет…

Те меры, которые были предприняты, предупредят следующий возможный случай? Нет…

Те факты, которые были выявлены по делу (ситуация с охраной, лицензией оружия и т. д.), являются единичным случаем или они характерны для всей системы? Скорее второе…

А что это значит в итоге? Подобные ситуации будут происходить и дальше, если ничего не поменяется. Сегодня нам необходимо делать образование человечнее, поскольку публичное насилие в России — это плата за крайне жесткую конкурентную социальную и информационную среду в нашей стране. Травля и социальное неприятие — чувство, с которым сталкиваются многие.

Бюрократизация образования и низкий уровень жизни педагога — это еще один бич нашей системы, когда учитель занят выживанием и заполнением бумаг. На детей, даже у тех, кто любит с ними работать, времени не остается. И уже те дети: подростки, юноши и девушки, которых можно было бы спасти и не дать совершить глупости, остаются без внимания своих родителей, своих учителей, классных руководителей. Они остаются одни, и терять им уже нечего. И это главная трагедия.

А сегодня надо помнить, что эта история — лишь частный случай. Надо искать корни проблемы. Вот об этом мы должны говорить сегодня и это должны обсуждать. Реакция власти должна быть направлена не на ужесточение контроля и запрета всего, а на ослабление бюрократии в образовании, на возврат к принципу, который когда-то провозгласил великий педагог Ян Амос Коменский: «Сперва любить — потом учить».

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства