Отделение «Почты России» на Гуртьева, 17 оказалось втянуто в неприятную ситуацию. Местные жители не могли оплатить квитанции за электроэнергию без оформления страхования своего жилья. В отделении отказывались принимать платеж, ссылаясь на то, что в программе он не пройдет без оплаты страховки за 60 рублей. Об этом рассказал омич в телеграм-канале Оксаны Фадиной.
Один из читателей NGS55.RU даже отправил в редакцию аудиозапись разговора с оператором. Он пошел в отделение почты, чтобы подробнее узнать о новых расходах при оплате квитанций у своей бабушки.
После этого наш корреспондент лично поехал проверять, действительно ли всё так, как описывают омичи. Оказалось, что там и впрямь требуют 60 рублей за страховку. Причем для ее оформления нужен паспорт. Одна из пенсионерок забыла его дома, поэтому сразу оплатить квитанцию за свет не смогла и сказала, что придет в следующий раз.
Также операторы объясняли, что 60 рублей надо вносить только при оплате на «Почте России». Да и оплата просто прописывается в чеке.
«Сотрудник хочет выполнить план по продаже»
С вопросом о законности такого страхования мы обратились к исполнительному директору Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Марии Заздравных. Она отметила, что информация о том, что без страховки нельзя провести платеж по квитанции, — ложь:
— В программе есть графа, в которую можно просто внести 0. Но есть вероятность, что сотрудник просто хочет выполнить план по продаже дополнительных услуг. Только вот тут нет понимания, что он несет ответственность за нарушение правил страхования, вплоть до уголовной. Это публичная оферта, более того, там используются паспортные данные страхователя.
Также Мария Заздравных предположила, что еще одной причиной, по которой сотрудники занимаются этой деятельностью, может стать неукомплектованность штата: операторы пытаются отпугнуть омичей дополнительными тратами и тем самым перенаправить их в банк.
Оплата через банк — самый выгодный способ для пенсионеров. При предъявлении пенсионного удостоверения платежи за ЖКХ берут без комиссий, рассказала Заздравных.
«Обязательное» страхование на почте — явление нередкое
Подобные ситуации происходят, пусть и не ежедневно. Например, в июле этого года на телефон горячей линии «ЖКХ Контроль» Омской области позвонила пожилая женщина и рассказала о такой же истории, только в почтовом отделении № 36 на ул. Мельничной.
Мария Заздравных поехала по адресу, чтобы лично поговорить с сотрудниками и объяснить, что подобные действия неправомерны:
— Объяснила, что ошибка не только в их словах, но и в самом действии, которое должно сопровождаться полисом — офертой страхования. Сотрудникам нужно уточнять, кто собственник жилья, соответствует ли жилье условиям страхования. Да и нужно вносить настоящие паспортные данные.
Что делать, чтобы не платить за страховку?
Мария Заздравных подчеркивает, что страховку не будут навязывать тем, кто скажет, что не будет ее оплачивать.
— Никто не имеет права вам отказать. Просто говорите, чтобы в графу «страховка» вам вносили ноль. И запомните: паспортные данные для оплаты квитанции не нужны.
Ответ «Почты России»
«Почта России» также прокомментировала ситуацию с навязыванием страховки пенсионерам.
— Мы сожалеем, что произошла такая ситуация, и приносим клиенту извинения. Оператор был обязан только проинформировать клиента о данном сервисе, а решение об оформлении страховки клиент всегда принимает добровольно, — рассказали NGS55.RU в «Почте России».
Клиенты смогут вернуть свои деньги в течение 14 дней. Правда, для этого им нужно обратиться в страховую компанию. А для сотрудников отделения организуют тренинг о соблюдении правил оказания услуг почтовой связи.
Мы попытались получить ответ и у самой страховой компании ВСК, чьи услуги предлагают в отделении почты. После 20 минут наслаждения фоновой музыкой мы услышали, что оператор всё-таки освободился. Правда, получить ответ так и не удалось, потому что в компании нет никаких данных по этому вопросу. Нам посоветовали обратиться непосредственно в «Почту России».
Комментарий Роспотребнадзора
Как отметили в Роспотребнадзоре, подобные действия со стороны работников отделения почты считаются неправомерными. Операторы не имеют права отказывать в оплате квитанции за электроэнергию, если люди не хотят оформлять страховку своего жилья. Омичи вправе отказаться от дополнительных услуг и потребовать возврат денег.
— Исполнитель не вправе без получения согласия потребителя оказывать дополнительные услуги за плату, — подчеркнули в ведомстве.
В Роспотребнадзоре также сказали, что если потребителя настойчиво просят приобрести дополнительную услугу без его согласия, то нужно отправить официальное обращение на сайте или по адресу: 644001, г. Омск, 10 лет Октября, 98.
Вчера, 12 сентября, пришел еще один ответ — из омской прокуратуры: ведомство начало проверку действий сотрудников отделения «Почты России» на Гуртьева, 17.