Город Амур и Психея: омичей познакомят с одной из самых известных скульптур Родена

Амур и Психея: омичей познакомят с одной из самых известных скульптур Родена

В музее имени М. А. Врубеля открыта выставка французского искусства XIX века

Скульптура представлена на выставке «Консерваторы и бунтари»

Экспозиция новой выставки «Консерваторы и бунтари. Французская живопись и скульптура XIX» из собрания Государственного Эрмитажа познакомит посетителей с произведениями коллекции французского искусства XIX века, одной из самых ярких и представительных в мире. Одним из самых видных авторов является Огюст Роден.

Мощная фигура Огюста Родена завершила развитие французской скульптуры XIX века. Роден всю свою долгую жизнь боролся с академической системой и вышел из этой борьбы победителем. Опираясь на опыт своих предшественников, совершил в сфере пластики переворот, расчистив путь для следующих поколений. Роден глубоко знал и любил классическое искусство, великих греческих пластиков и мастеров французского средневековья. Но главным ориентиром был Микеланджело. Скульптор ярко и оригинально экспериментировал с романтизмом, импрессионизмом, символизмом, но при этом главной задачей его искусства было постижение правды жизни. «Искусство вне жизни бессмысленно», — заявлял он. При всей стилистической сложности его творчества, он предстает в своих произведениях как один из величайших реалистов в истории искусства.

Роден обучался в парижской Королевской школе искусств. Три попытки поступить в Школу изящных искусств Парижа закончились неудачей. Посещал курсы скульптора-анималиста Бари в Музее естественной истории. Долгие годы был помощником скульптора Каррье-Беллёза, чьи работы отличались декоративностью и роскошью форм. В 1875 году совершил поездку в Италию, где был потрясен работами Микеланджело. Отвергнутый в начале своего творческого пути академическим искусством, Роден постепенно превратился в одного из самых почитаемых и уважаемых французских мастеров, чьи заслуги в начале XX века признало и государство, возведя его в звание командора ордена Почетного легиона.

Наиболее известные скульптуры Родена на тему любви «Поцелуй» и «Вечная весна» были созданы в 1880-е годы. Модель группы «Амур и Психея» относится к 1885–1886-му.

История Амура и Психеи, рассказанная древнеримским писателем II века Апулеем в романе «Метаморфозы» или «Золотой осел», неоднократно привлекала внимание живописцев и скульпторов. Чаще всего выбирался момент, когда Психея в руке со светильником пытается разглядеть лицо своего таинственного похитителя. Родена же сюжет этой сказки побудил создать еще один вариант пластического мотива двух сплетенных в порыве страсти человеческих фигур. У Амура в данной композиции крылья отсутствуют. Возможно, Роден сознательно уклонился от таких подробностей, что позволяло по-разному трактовать сюжет произведения. В конце XIX века оно неоднократно меняло название: «Амур и Психея», «Дафнис и Хлоя», «Геро и Леандр». Известны также произведения, отличные по композиции от эрмитажной группы, но с аналогичным названием в двух музеях Франции.

Для Родена всегда был важен не столько конкретный сюжет, сколько его пластическое воплощение. Гипсовая группа «Амур и Психея», аналогичная эрмитажной по композиции и размерам, хранится в музее Родена в Париже, а мраморная — в Музее изящных искусств города Парижа (Пти Пале). Еще одна версия «Амура и Психеи», близкая по композиции эрмитажной, находится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Эрмитажная группа была создана для петербургского финансиста Степана Петровича Елисеева и его жены Варвары Сергеевны. Степан Петрович являлся правнуком родоначальника династии купцов Елисеевых и полным тезкой своего деда, соучредителя Торгового Дома «Братья Елисеевы». Знаменитые Елисеевские магазины до сих пор работают в Петербурге и Москве. Степан Петрович не пошел по торговой линии, а стал вице-президентом «Русского для внешней торговли банка», филиалы которого имелись в Париже и Лондоне. Супруги Елисеевы, неоднократно посещая Париж, могли познакомиться с новейшими течениями в изобразительном искусстве. Не исключено, что они даже посетили большую выставку работ Родена, организованную в рамках Всемирной выставки в Париже в 1900 году, когда скульптор получил воистину мировую известность. Елисеевы были основными собирателями Родена в России. Их особняк на Мойке в начале ХХ века украшали, кроме «Амура и Психея», еще четыре произведения Родена: мраморные группы «Вечная Весна», «Поэт и Муза», «Ромео и Джульетта», а также мраморный портрет Варвары Сергеевны. Все эти работы сейчас хранятся в собрании Эрмитажа.

БУК «МУЗЕЙ ИМЕНИ М.А. ВРУБЕЛЯ». ОГРН 1025500989414 644024, г. Омск, ул. Ленина, 23.

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ М.А. ВРУБЕЛЯ», vrubel.ru

Реклама. Erid: Kra23oP3y,

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Кислый борщ и «резиновые» вафли: омичка высказалась о бизнес-ланчах в популярных заведениях
Анастасия Чеснокова
Корреспондент
Мнение
«Если он делает маникюр, почему я не могу быть инженером?»: колонка россиянки о сексизме на вахте
Анонимное мнение
Мнение
«Многим девушкам тут нравится»: как россиянка работает в стрип-клубе — откровенная история
Анонимное мнение
Мнение
Джек Воробей на минималках: почему фильм «Огниво» совсем не огонь
Анонимное мнение
Мнение
«Давайте сюда вашу карту»: как я переплатила за поездку в автобусе из-за контролера
Анастасия Власова
корреспондент
Рекомендуем
Знакомства
Объявления