Экспозиция новой выставки «Консерваторы и бунтари. Французская живопись и скульптура XIX» из собрания Государственного Эрмитажа познакомит посетителей с произведениями коллекции французского искусства XIX века, одной из самых ярких и представительных в мире. Одним из самых видных авторов является Огюст Роден.
Мощная фигура Огюста Родена завершила развитие французской скульптуры XIX века. Роден всю свою долгую жизнь боролся с академической системой и вышел из этой борьбы победителем. Опираясь на опыт своих предшественников, совершил в сфере пластики переворот, расчистив путь для следующих поколений. Роден глубоко знал и любил классическое искусство, великих греческих пластиков и мастеров французского средневековья. Но главным ориентиром был Микеланджело. Скульптор ярко и оригинально экспериментировал с романтизмом, импрессионизмом, символизмом, но при этом главной задачей его искусства было постижение правды жизни. «Искусство вне жизни бессмысленно», — заявлял он. При всей стилистической сложности его творчества, он предстает в своих произведениях как один из величайших реалистов в истории искусства.
Роден обучался в парижской Королевской школе искусств. Три попытки поступить в Школу изящных искусств Парижа закончились неудачей. Посещал курсы скульптора-анималиста Бари в Музее естественной истории. Долгие годы был помощником скульптора Каррье-Беллёза, чьи работы отличались декоративностью и роскошью форм. В 1875 году совершил поездку в Италию, где был потрясен работами Микеланджело. Отвергнутый в начале своего творческого пути академическим искусством, Роден постепенно превратился в одного из самых почитаемых и уважаемых французских мастеров, чьи заслуги в начале XX века признало и государство, возведя его в звание командора ордена Почетного легиона.
Наиболее известные скульптуры Родена на тему любви «Поцелуй» и «Вечная весна» были созданы в 1880-е годы. Модель группы «Амур и Психея» относится к 1885–1886-му.
История Амура и Психеи, рассказанная древнеримским писателем II века Апулеем в романе «Метаморфозы» или «Золотой осел», неоднократно привлекала внимание живописцев и скульпторов. Чаще всего выбирался момент, когда Психея в руке со светильником пытается разглядеть лицо своего таинственного похитителя. Родена же сюжет этой сказки побудил создать еще один вариант пластического мотива двух сплетенных в порыве страсти человеческих фигур. У Амура в данной композиции крылья отсутствуют. Возможно, Роден сознательно уклонился от таких подробностей, что позволяло по-разному трактовать сюжет произведения. В конце XIX века оно неоднократно меняло название: «Амур и Психея», «Дафнис и Хлоя», «Геро и Леандр». Известны также произведения, отличные по композиции от эрмитажной группы, но с аналогичным названием в двух музеях Франции.
Для Родена всегда был важен не столько конкретный сюжет, сколько его пластическое воплощение. Гипсовая группа «Амур и Психея», аналогичная эрмитажной по композиции и размерам, хранится в музее Родена в Париже, а мраморная — в Музее изящных искусств города Парижа (Пти Пале). Еще одна версия «Амура и Психеи», близкая по композиции эрмитажной, находится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Эрмитажная группа была создана для петербургского финансиста Степана Петровича Елисеева и его жены Варвары Сергеевны. Степан Петрович являлся правнуком родоначальника династии купцов Елисеевых и полным тезкой своего деда, соучредителя Торгового Дома «Братья Елисеевы». Знаменитые Елисеевские магазины до сих пор работают в Петербурге и Москве. Степан Петрович не пошел по торговой линии, а стал вице-президентом «Русского для внешней торговли банка», филиалы которого имелись в Париже и Лондоне. Супруги Елисеевы, неоднократно посещая Париж, могли познакомиться с новейшими течениями в изобразительном искусстве. Не исключено, что они даже посетили большую выставку работ Родена, организованную в рамках Всемирной выставки в Париже в 1900 году, когда скульптор получил воистину мировую известность. Елисеевы были основными собирателями Родена в России. Их особняк на Мойке в начале ХХ века украшали, кроме «Амура и Психея», еще четыре произведения Родена: мраморные группы «Вечная Весна», «Поэт и Муза», «Ромео и Джульетта», а также мраморный портрет Варвары Сергеевны. Все эти работы сейчас хранятся в собрании Эрмитажа.
БУК «МУЗЕЙ ИМЕНИ М.А. ВРУБЕЛЯ». ОГРН 1025500989414 644024, г. Омск, ул. Ленина, 23.
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ М.А. ВРУБЕЛЯ», vrubel.ru