31 октября празднуется Хеллоуин, но, кажется, в последнее время его больше обсуждают, чем отмечают. Насколько этот праздник нам близок? Надо ли его вообще праздновать? Вечный спор! Для Омска он особенно болезненный, поскольку недавно местный священнослужитель осудил концерт омской филармонии посвящённый этому празднику. Свои несколько тезисов на этот счёт в колонке изложил пресс-секретарь Ярославской епархии Александр Сатомский.
В этом году меня как-то особенно активно спрашивают об отношении к Хеллоуину. Мне самому этот вопрос кажется глубоко третьестепенным, но в паре тезисов сформулирую свою предельно личную позицию по данному вопросу.
1. Церковь не имеет по данному вопросу какой-либо системной консолидированной позиции, так как такая позиция возможна лишь по ряду значимых вероучительных вопросов, во всем же остальном не только возможно, но и предпочтительно разномыслие, «ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор 11:19).
2. В самом данном празднике я не вижу никакой положительной или хоть сколько-нибудь осмысленной повестки. С моей точки зрения, это не более чем вполне примитивное коммерческое начинание, призванное как-то раскачать спрос и потребление в приунывших по осенней поре покупателях, когда до рождественских распродаж ещё далеко.
3. Но я не склонен и чрезвычайно переоценивать негативные последствия подобных празднований. «Идол в мире <есть> ничто» (1 Кор. 8, 4) — я не верю, что хоть кто-либо из празднующих Хеллоуин действительно верит в нечисть, данными практиками старается отогнать (ну или особо экстравагантные — привлечь) её. Это совершенно секулярный (светский. — Прим. ред.) праздник секулярно настроенной молодежи, и единственная группа, которая ищет в этом какие-то сокровенные смыслы, — это некоторые из христиан.
4. Не место и не дело церкви пытаться запретить подобные начинания. Христос призвал нас к свидетельству о наступлении Царства, не к борьбе со злом силою, а к творению дел добра. Нашу проповедь мы преимущественно должны направить не на борьбу с «тлетворным влиянием Запада» или «развращением молодежи», а на указание на сияющий лик Христа Воскресшего. В противном случае мы рвемся запрещать подделки и эрзац-смыслы, не привив людям вкус к настоящему, то есть ведём их в никуда.
И в качестве постскриптума замечу, что для христианина мне кажется совершенно странным и неприемлемым тезис о том, что данный праздник плох тем, что пришел к нам из западной культуры и потому чужд нам, празднующим Масленицу и Купалу. Один извод околоязыческих практик не краше другого, думаю, это прозрачная мысль. Не говоря о том, что абсолютное большинство наших кондовых почвенников устанавливают в своих домах рождественскую ёлку, совсем недавно пришедшую в наш быт из немецких народных традиций.
А вы празднуете Хеллоуин?