Корреспондент NGS55.RU Александр Зубов продолжает исследовать Омск и находит всё новые места, в которых не ступала нога большинства жителей города. В этот раз он решил немного отдохнуть от частного сектора и элитных особняков и отправился в совсем новый микрорайон «Рябиновка». Первый жилой дом в нём сдали всего пять лет назад. Здесь обрели свой новый дом многие омичи. Квартиры в микрорайоне выдавали переселенцам из ветхого и аварийного жилья и выпускникам домов-интернатов.
На самом въезде в «Рябиновку» (со стороны улицы Волгоградская) стоит остановка с одноимённым названием. От неё отходят четыре маршрутки, которые позволяют добраться до ключевых точек города. Ну и до «МЕГИ», конечно. Также здесь есть единственное в микрорайоне кафе «Рябинушка».
Как только отойдете с остановки, вы увидите расписанную под хохлому трансформаторную будку. Чуть дальше можно заметить рекламный плакат от застройщика, который предлагает жилье по 35 тысяч за квадратный метр. Что-то подозрительно дешево. Нужно будет напроситься в гости к местным и посмотреть квартиры изнутри.
Неподалёку краснеет известный всем супермаркет. Наверняка, такой стоит даже возле хижины отшельницы Агафьи Лыковой. Это единственный крупный магазин на весь микрорайон. На остановке есть круглосуточный павильон с продуктами, который, по словам местных, очень выручает.
Здесь же находятся ателье, магазин разливных напитков и аптека. Местные жители говорят, что аптека появилась недавно. До этого было очень неудобно — за любой таблеткой приходилось ехать на транспорте.
Бойкая девчонка
От разливных напитков легкой пружинящей походкой отошел мужчина. Он представился Николаем и объяснил, что живёт здесь с самого появления «Рябиновки». Николай признался, что знает всё обо всех местных жителях.
— Коммуникации — проблема большая. Помойки перевалены. Снег не чистят. Не хватает детского садика. Больница... Каким, русским языком выражаться?
— Можете.
— Больница — чмо! Сидит такой типа терапевт, который не разбирается в твоей проблеме, даёт направление, и ты едешь на Фугенфирова или в Солнечный.
Мужчина немного рассказал и о плюсах. Ему нравится соседство с озером и лесом, в котором есть грибы и ягоды. Но и там есть свои минусы — местные устраивают в лесу свалки.
Затем мужчина снова вернулся к проблемам самой «Рябиновки». Он пожаловался на то, что в микрорайоне никак не могут построить детский сад.
— А правительство что?
— Тут как-то приезжала девчонка такая. Начальница какая-то. Бойкая. С ней еще телевидение приехало. Я хотел им всё рассказать, а они говорят: «Мужчина, ваша голова в нашу камеру не помещается». Культурно отстранили, в общем.
— Что за девчонка?
— Да черт ее знает. У нас же мэр — девчонка?
— Ну, девушка, да, Оксана Фадина...
— Во! Она! Молодец! Бойкая такая. Дала им (застройщикам детсада. — Прим. ред.) втык! Они после нее всё лето строили, как муравьи суетились. А потом снова всё — стоит стройка. Видимо, их постоянно надо шевелить, чтобы работали.
Детский сад
Детский сад в «Рябиновке» действительно не достроен. Как пояснили в департаменте строительства Омска, генподрядчик «Дорстрой» должен был завершить работы в июле 2018 года, но не уложился в сроки. За это департамент обязал «Дорстрой» выплатить пени, но пока не дождался и этого.
— История возникновения детского сада началась с того, что застройщиком, группой «Красный квадрат», была безвозмездно выделена территория под строительство. Это всё, что мы могли сделать для строительства детского сада. Затем администрация города провела тендер и определила застройщика, который будет возводить данное здание. Ответственность за сроки, выбор материалов и прочее несет департамент строительства Омска. Все объекты, которые требовались по инфраструктуре от «Красного квадрата», были сданы в срок и переданы в эксплуатацию. Поликлиника, торговый центр, здание управляющей компании. Есть информация, что детсад планируют сдать летом 2019 года, но она не точная. В плане застройки есть и детсад, и школа. Но это уже не ответственность «Красного квадрата», — пояснил руководитель отдела продаж компании «Красный квадрат» Роман Басов.
Пообщавшись с местными жителями, я узнал, что многие в «Рябиновке» ждут, когда здесь появится садик.
— У меня друзья хотели бы переехать сюда, молодая семья. То, что здесь нет детского сада, это единственное, что их останавливает. А в школу детей на Солнечный возят. По утрам автобус забирает, — сказала Марина, спешившая на остановку.
«Рябиновка»
Сам микрорайон состоит из прямоугольных улиц и 40 трёхэтажных домов. Все стоящие здесь дома под разными номерами приписаны к улице Верхнеднепровская. Правда, до неё от «Рябиновки» нужно пройти 700 метров по полю, а все улицы между домами никак не называются.
В морозный и солнечный день казалось, что я стою в каком-то северном городке. Трёхэтажные домики, протоптанные между ними дорожки, недострой и снежное поле.
Местные жители, которые мне встретились, в большинстве своём говорили, что им нравится их новый дом. Среди названных плюсов — маленькая по сравнению с другими районами квартплата.
В гостях
«Рябиновка» стала одним из немногих мест рубрики «Неизвестный Омск», где меня пригласили в гости. У подъезда одного из домов стоял мужчина. От разговора он поначалу отказался, но потом сам предложил показать подъезд дома, а затем и квартиру. Я согласился. Было интересно увидеть это жильё своими глазами, ведь к «Рябиновке» отношение неоднозначное — четыре года назад было много омичей, которые указывали на недостатки домов, отказывались переселяться и даже судились из-за этого с мэрией.
Он показал широкий тамбур, в котором стоят шкафы. В подъезде чисто, надписей на стенах нет.
— Ну это не везде так, конечно. Есть подъезды похуже. А мы здесь стараемся следить. У нас и цветы тут стоят. Жена моя поливает, — пояснил мужчина.
Он живёт в трёхкомнатной квартире со своей супругой. Они переехали из Самарки. За их старую квартиру площадью 60 квадратных метров в аварийном доме им дали 77 квадратов в «Рябиновке».
— Я считаю, нам очень повезло. В наше время получить бесплатную квартиру. Вы бы видели, в каких условиях мы жили на Самарке. Если бы вы видели наш дом картонный. Это ужас. Мыши бегали внутри стенки, а я могла пальцем показать, где они бегали. А сейчас у нас хорошая тёплая трёхкомнатная квартира. Я очень рада, — призналась супруга мужчины Любовь Степановна.
— Мыши-то не переехали?
— Нет! Мышей мы с собой не взяли. Только Домовёнка.
— А сколько стоит здесь снять жилье?
— Снять квартиру — около пяти тысяч рублей за однокомнатную и [плюс] коммунальные услуги. Зимой я за трехкомнатную квартиру заплатила 1100 рублей за газ, 400 за свет, который мы не выключаем, не экономим, и около 500 за воду. Ну и 1800 рублей за содержание и ремонт жилья зимой и 1300 за лето. В прошлом месяце четыре тысячи заплатила за всё.
— Газовое обслуживание находится на кухне. Хотим убавляем, хотим добавляем. Вот сейчас холодно, мы отопление добавили. Каждый сам себе хозяин, — поделилась Любовь Степановна, добавив, что скоро они с мужем будут делать ремонт на кухне, и тогда она будет полностью довольна. Также она вспомнила, что слышала о недостатках двух первых домов, построенных в микрорайоне, но сама она нареканий к нему не имеет.
Женщина рассказала, что сейчас у неё появилось время на хобби.
— Это куклы-шкатулки. Я сама их делаю. К девушке заглянул под юбку, а там сюрприз! Года три уже занимаюсь. У меня и диплом есть. А еще я заняла первое место за изготовление ёлочных игрушек, — сказала она, демонстрируя кукол.
После этого Любовь Степановна предложила мне пообедать, за что ей большое спасибо. Такое предложение за время ведения рубрики мне поступило в первый раз. Я вежливо отказался.
Граффити «а-ля рюс»
В «Рябиновке» есть несколько трансформаторных будок, которые украшены изображениями рябины, птичек или стилизованы под хохлому. Рисунки выполнены очень красиво, и ни на одной будке нет корявых граффити, нецензурных слов или других изображений. Видимо, даже у вездесущих вандалов рука не поднимается разрушить такую красоту.
Очень красиво! На мой взгляд, опыт нужно перенять всему Омску.
Рыжая банда
Ни одна моя поездка не обходится без собак. Главные друзья человека встречаются везде — как на окраинах города, так и в элитных посёлках и новострое. Вот и здесь хозяйничают хвостатые веселые хулиганы. Все как на подбор рыжие.
Морда вожака стаи отмечена шрамами от былых сражений. Он стоит, греясь на солнышке, и вспоминает, как его предки наводили шорох в лесах. Обдумывает новые великие дела. Видимо, замечтался и вышел на улицу только в одном белом носке. Второй, третий и четвертый забыл дома.
В это время его подруга что-то увлеченно ела, сидя прямо в мусорном баке. Когда я подошел, она сделала такой вид, который умеют принимать все собаки: «А я ничего и не ем тут, просто сижу. Что такого, собственно?»
— Да, это местные собаки. Они безобидные. С ними ребятишки играют. Их тут подкармливают все. Хорошие собаки. У них сейчас уже весна началась, так они и то, чтобы никого не смущать, отходят за этим делом за самый угол дома, — со смехом рассказал Георгий, прогуливающийся между домами.
Неподалёку даже нашелся памятник псу. Типично русский, из березы. А из чего еще должен быть памятник в месте под названием «Рябиновка»? У гордого пса в кепке красный нос, а о его принадлежности к местной стае говорит цвет глаз.
Французские балкончики
Маленькие французские балконы есть не во всех домах. Они выглядят необычно, но жильцы, у которых их нет, завидуют владельцам квартир с балконами.
— Туда, конечно, только одному можно выйти. Не балкон — смех один. Но тоже хорошо, — признается Любовь, у которой в квартире балкона нет.
Повезло жильцам квартир на первом этаже. На улицу можно выходить прямо с балкона, какая экономия времени! А можно ещё купить себе пони и прыгать с балкона на верного скакуна. Но в реальности владельцы хранят на балконах различные вещи. Я успел заметить коляски, санки, велосипеды и даже продукты. И всё это на первом этаже.
Дары леса
Одним из плюсов, которые называли жители «Рябиновки», было соседство с природой.
— Я живу здесь пять лет. Переехал со Старой Московки, мы там 40 лет прожили. Обратно бы я не переехал ни за какие деньги! Что хорошего, когда под полом вода хлюпает? Вода в подъезде? Мне нравится, всё устраивает. В лесу здесь есть и грибы, и ягоды. Мы с женой любим гулять. Проходим очень много, по восемь километров. Вообще люди здесь хорошие в основном, соседи как на подбор — все доброжелательные, — рассказал Владимир Зинько.
В какую сторону вы бы ни пошли из «Рябиновки», увидели бы поле, русское поле. И небольшой лесок.
Одиноко стоит старенький одноразовый мангал и надеется на то, что вернутся люди, в нём вновь вспыхнет огонь, а воздух наполнится ароматом жареного мяса.
Здесь же огромные сугробы, которые остались после чистки дороги от снега. Это, конечно, не ровные кантики, как в Черёмушках, но зато здесь играют дети. На этаких Гималаях можно провести много времени за игрой, о чем свидетельствуют детские следы у сугробов.
Рябиновцы
На мой скромный взгляд, для детей здесь вообще раздолье: хочешь — иди на детскую площадку, хочешь — по сугробам карабкайся, а летом по лесу гуляй и на озеро ходи. Детство почти как в деревне. Когда здесь время на садик-то найти?
В «Рябиновке» есть несколько детских площадок, но в морозы они не сильно востребованы.
На окраине микрорайона есть горка. Она частично залита, местами накатана и серьезно потоптана. Это не мешает местной детворе играть здесь. Перед моим приходом бабушке кое-как удалось уговорить внуков идти домой. Мальчик и девочка долго не поддавались, а потом вообще начали торговаться, выменивая у бабушки в обмен на обещание пойти домой различные сладости и поблажки.
Больничный дом
Здание на улице Верхнеднепровская, 267 — это центр рябиновской медицины. Здесь есть врачи для пациентов с разными недугами — знай обходи строение по кругу да выбирай, что полечить.
Тут и женская консультация от родильного дома № 6.
И детская городская поликлиника имени Скворцова. Зайти в неё можно только по лабиринтам пандуса.
Есть и филиал городской поликлиники № 2. Ею и оказался недоволен Николай, обзывавшийся в начале репортажа.
— Я как-то летом на стройке шабашил, спрыгнул с балкона ногой на гвоздь. Чё делать? Выдернул его и пошел к терапевту. Говорю: полей мне перекисью, замотай бинтом или пластырем! А она глаза выпучила и говорит, что мне надо к спецврачу какому-то. А зачем? Что там делать-то? Перекись и пластырь! И всё! Дала мне направление, пришлось в город ехать, — пожаловался мужчина.
Парковки
Парковочных мест в «Рябиновке» много, и я не заметил автомобилей у дверей подъездов.
Зато практически все места для инвалидов заняты «подснежниками».
Видно, что автомобили стоят здесь не первый день. Из-за них не удается толком почистить парковку от снега.
— Я из такого свинарника сюда переехал, это не передать. Старый Кировск. Я с работы туда возвращался, как на каторгу. Не дом, а какая-то пытка. И это при том, что я что-то пыжился, что-то старался сделать, ремонт там какой-то. А какой ремонт? Потолок проваливается, стены пальцем проткнуть можно. Я сюда когда приехал, счастью своему не верил. Здесь я себя дома впервые за семь лет почувствовал, кота завел, друзей не стыдно позвать. Я очень доволен. А обратно бы ни за какие деньги не согласился вернуться, — признался Михаил, выходивший из подъезда дома.