Город «От помощи родителей мы уйти не сможем»: интервью с новым директором департамента образования Омска

«От помощи родителей мы уйти не сможем»: интервью с новым директором департамента образования Омска

Корреспондент НГС.ОМСК узнал у нового директора департамента образования Омска, почему она стала учителем, над чем будет работать в первую очередь, когда построят новые школы и как можно бороться с поборами

В январе мэр Омска Оксана Фадина уволила директора департамента образования — 45-летнюю Екатерину Спехову. Её обвинили в том, что она взяла на должность заведующего детским садом свою двоюродную сестру. Также Екатерине Спеховой объявили выговор за низкую эффективность. В конце прошлого месяца стало известно, что департамент возглавила 49-летняя Инна Елецкая, которая перешла в мэрию с должности замминистра образования Омской области. НГС.ОМСК встретился с новым директором и узнал у неё, почему она стала учителем, над чем будет работать в первую очередь, когда построят новые школы и как можно бороться с поборами.

Инна Елецкая начинала свою карьеру с работы учителем математики в школе № 30, а затем в школе № 15. В это же время она прошла профессиональную переподготовку по психологии. Позже Инна Елецкая перешла работать в управление образования Центрального района, затем в городское управление образования, где курировала социально-психологическую службу, а также отчасти учебно-методическое обеспечение школ. С 2011 года Инна Елецкая работала в министерстве образования Омской области.

О работе и профессии учителя


Инна Елецкая окончила Омский государственный педагогический институт в 1990 году

— Чем вы занимались до перехода в департамент образования?

— Когда переходила в минобразования, аттестация педагогических работников уже шла в масштабе всего омского региона. Последний год был посвящён профессиональному образованию, когда я стала замминистра. Эта система мне за этот год стала родной, я убедилась, что профессиональное образование в нашем регионе далеко не слабое звено. У нас очень много сильных колледжей в плане качества подготовки.

Вообще образование самого педагога — это очень важно. Если он не уделяет этому внимание, то его просто время отбрасывает назад. Поэтому мы разработали комплексную систему профессионального развития педагогов, которая состояла из трех позиций: это формальное образование (то, что положено по закону), неформальное образование (профессиональное общение в разных объединениях) и информальное образование (самообразование), которому педагог тоже должен уделять внимание. И вот эта модель находит отражение в самой процедуре аттестации и позволяет нам сейчас очень легко интегрироваться в систему повышения квалификации и учительского роста.

— Почему вы решили стать учителем?

— У меня нет в семье учителей, но вот так выстраивался мой жизненный путь, что мне эта профессия с детских лет была интересна. И куклы я высаживала в класс, была активным школьником, и командиром «звёздочки», и командиром класса, потом председателем комсомольской организации. Мне нравилась школьная среда, и ещё достаточно опытные достались учителя, я им подражала, мне хотелось быть достойной их. У меня не было в принципе сомнений по поводу того, кем я буду. Самоопределение как-то сложилось само собой.

— Дети в эту профессию не пошли?

— У меня один ребенок — сын, он уже самостоятельный и взрослый. Он сначала пошёл не по этому пути, но работает сейчас в системе образования. Так сложилось, что ещё до того, как я стала курировать профессиональное образование, он пришёл в один из колледжей и работает там заместителем директора.

— Может быть, династия сформируется.

— Может быть. Хотя сейчас к династиям управленцев не очень позитивное отношение. Я понимаю, что на самом деле есть вещи, которые мешают выстраивать правильные управленские системы, но всё-таки у меня больше позитивного отношения к династиям. Потому что ребенок учителя — это особый ребенок. Если вы будете спрашивать учителей, вам все об этом скажут, потому что у него сформирована суперответственность. Очень редко бывает, чтобы ребенок учителя пользовался какими-то поблажками. Они на своей шкуре понимают ту ответственность, которая возлагается на них: они должны не подвести свою маму. И вот этот груз ответственности формирует у них и определённое отношение к жизни.

То же самое и среди детей директоров. Потому что они видят жизнь директора, не только профессиональную часть, но и ту часть, которая, как кажется, принадлежит лично ему. Когда ты встаёшь на эту ступеньку руководителя, то понимаешь, что ты уже занимаешься совершенно другим видом деятельности. Это даже не руководство, это служение. Мы называемся муниципальными и госслужащими — не знаю, кто этот термин предложил, но вот суть верно схвачена. Это на самом деле служение. Ты перестаешь принадлежать себе, ты постоянно думаешь о том деле, которому посвятил себя. Дети, которые живут в этой атмосфере, тоже понимают, что это такое. И тогда очень логично, что у руководителя-родителя вырастают дети с такими же способностями и успешно их реализуют. И ничего в этом плохого нет.

О планах на будущее


— Что вы хотите в первую очередь сделать на посту директора департамента образования?

— Самое главное, что нам нужно сделать, — это максимально по всем направлениям интегрироваться в работу, которая идёт на уровне области. Я думаю, что мы с этой задачей должны успешно справиться.

— В последний год омичи часто жаловались на поборы в школах. Можно ли как-то изменить эту ситуацию?

— Я не отвечу ни да ни нет, я скажу, что поборы — это такой термин, который, вызывает отрицательное отношение к этим процессам. Их так называют, потому что реализуются они неправильно. Неслучайно в новом законе об образовании есть норма, по которой школа может получать добровольные пожертвования от физических и юридических лиц. Но важно понимать, что они должны делать это добровольно и в том размере, в котором считают возможным. Поэтому самая главная задача руководителя — выстраивать правильно взаимоотношения с родителями.

Родители всегда помогали школе: и в советский период, и сейчас. Поэтому я думаю, что неслучайно эта норма осталась в новом законе. Эта помощь была разного плана: и ремонт классных комнат делали, и мебель покупали, и детей возили в поездки. Эта помощь всегда оказывалась, потому что родители являются участниками образования. И они также участвуют в воспитании своих детей, просто часть этого воспитания происходит на территории школы. Здесь главное — это всё-таки профессиональное выстраивание со стороны руководителя взаимоотношений с родителями. От помощи родителей мы уйти не сможем, но делать это надо прозрачно и открыто.

— Также в прошлом году ученики гимназии № 159 обратились в больницу с признаками кишечной инфекции (позже выяснилось, что это была норовирусная инфекция), а недавно уволили заведующую детсадом № 246, где уменьшали порции блюд. Как формируется меню в школах и детских садах, могут ли родители или сами дети изменить его?

— Оно формируется в соответствии с требованиями санитарного законодательства, меню утверждают в Роспотребнадзоре. Влиять на него ни учителя, ни руководители, ни тем более родители не могут. Меню специально так жёстко регулируется, для того чтобы обеспечить здоровье детей. Это не значит, что у нас меню одно одинаковое на каждый день: предусмотрены многообразие, цикличность.

О строительстве новых школ и капремонте


Когда Инна Елецкая работала в управлении образования Центрального района, она запускала проекты по семейному образованию

— Будут ли в ближайшее время строить новые школы?

— У нас появилась, к счастью, федеральная программа. Мы проанализировали необходимость новых школ в тех микрорайонах, где в силу складывающейся демографической ситуации будет такая потребность. Планы по строительству у нас есть, уже начиная с 2019 года. С 2019 по 2025 год планируем строить.

— Речь идёт, наверное, о микрорайоне «Амурский-2»?

— «Амурский-2» — безусловно, это застраивающийся достаточно плотный район. Также в Центральном и Октябрьском округах появятся школы.

— А капитальный ремонт школ не запланирован? Есть ли здания в ветхом состоянии?

— Есть очень чёткое определение, в каком случае мы считаем здание ветхим: его износ должен быть больше 70%. У нас таких зданий, к счастью нет. Хотя не секрет, что очень много зданий достаточно старых, 1960-х годов постройки. Конечно, они требуют вложений. Поэтому у нас есть планы по капремонту, и финансирование есть — в этом году порядка 65 млн рублей. Это может быть недостаточно для удовлетворения всех потребностей, но вместе с тем позволит нам решить приоритетные проблемы в этих учреждениях.

— Также выделили деньги на замену окон в школах. Когда их установят?

— В этом году выделили порядка 102 млн рублей. Мы разбили этот процесс на четыре этапа. Первый этап уже идёт. Установка окон начнётся буквально со следующей недели, если не будет морозов. Мы надеемся, что к 1 сентября будут стоять красивые новые пластиковые окна не только в классах, но и в спортивных залах, музыкальных залах и медицинских кабинетах.

— Школам в области деньги дали ещё и на материально-техническое оснащение.

— С 2011 по 2015 год шла модернизация общего и дошкольного образования. Эти деньги выделяли одинаково и муниципальным районам, и Омску. Сейчас можно сказать, что это материально-техническое обеспечение соответствует основным требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Но, конечно, это обеспечение требует постоянного переоснащения, потому что техника выходит из строя. Массовое вливание денег произошло в тот период, сейчас постепенно деньги выделяем. Сейчас актуально оснащение медкабинетов, которые есть при школах и при детских садах. На 7 млн 991 тысячу рублей будем приобретать оборудование для медкабинетов.

О приёме в первые классы


— С 1 февраля в школах начался приём заявлений от родителей будущих первоклассников. Выстраиваются ли люди в очередь?

— Ажиотаж, может, и есть в связи с демографическим всплеском, но родители в любом случае не занимают очереди с часу ночи.

— Какие школы самые популярные, куда родители чаще всего хотят отправить детей учиться?

— Может быть, в родительской среде и есть какие-то определённые популярные школы, но традиционно всегда выбирали учителя, а не школу. Наверное, это правильно, потому что в начальной школе закладываются основные традиции учения, очень важно, кто с твоим ребёнком рядом.

Сегодня закон об образовании позволяет родителю самому выбирать школу. Безусловно, мы закрепляем школу за определённым микроучастком, и с 1 февраля начинается приём. Это удобно, для того чтобы ребёнок мог ходить в школу, которая рядом с его домом, чтобы не тратить время на дорогу, на переезды. Вместе с тем с 1 июля, если родители хотят и выбрали другое образовательное учреждение, они подают заявление в то учреждение, на котором остановили выбор. И если там есть места, не занятые детьми с микроучастка, то могут в эту школу попасть.

— Бывает, что родители специально прописку меняют, чтобы попасть в определённую школу. Как на это реагирует департамент образования?

— Бывает. Со стороны департамента образования никаких санкций нет. Это их выбор. Если они готовы ради этого совершать такие сложные манипуляции, выбор человека мы не имеем права ничем ограничивать.

— В других городах, например в Екатеринбурге, можно записать ребёнка в первый класс через портал «Госуслуги». Появится ли у омичей такая возможность?

— Не исключено, что, может, она и появится, мы сейчас вообще переходим на электронное цифровое правительство. Но на сегодняшний день наша городская система с этим справляется.

НГС.ОМСК
Фото Анны Никифоровой

Подписывайтесь на нашу группу в Facebook
Пишите в редакцию НГС.ОМСК, наши Viber и WhatsApp: 8-913-670-33-77.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства