30 августа в Омске более 100 родителей взяли в окружение здания правительства и Законодательного собрания Омской области. Родители требуют от чиновников и депутатов введения в Омской области ежемесячных компенсационных выплат 12 тыс. руб. за непредоставление места в детском саду. О том, как правильно считать детей в очереди на детсад, почему половина детских садов города не работает и кто грабит омских детей, — в материале НГС.НОВОСТИ.
В Омске 30 августа родительский «хоровод», как в шутку активисты называют свои акции протеста, требовал от чиновников введения компенсаций за отсутствие мест в детских садах. А также признания в суде нарушения конституционного права ребенка на дошкольное образование (если он не допущен в бесплатный детсад) и прекращения поборов в детских садах и школах на ремонт, мебель и хозяйственные расходы. Подобные «хороводы» проходят в Омске уже не в первый раз. В 2012 году родители так же окружили прокуратуру Омской области с требованием пресечь торговлю путевками в детские сады. 1 июня 2014-го более 300 человек вышло к зданию правительства Омской области, а 30 августа в повторной акции приняли участие больше 100 родителей. Председатель Омского общественного городского Совета Игорь Басов заявил: если реакции депутатов на акции родителей не последует, следующий родительский хоровод будет кружить вокруг здания Законодательного собрания в день начала осенней сессии городского Совета депутатов — 25 сентября прямо с 9 часов утра.
Сейчас у ваших детей открыто отобрали право на дошкольное образование. Акциями протеста мы пытаемся хотя бы вернуть Омск в правовое поле. До 2012 года множество родителей детей, оставшихся без детского сада, подавая в суд на мэрию, получали положительные решения. 1 ноября 2012 года бывший директор департамента образования Дубин встретился с председателями судов, и судебная практика изменилась, теперь суды не признают факт нарушения прав ребенка, если он стоит в очереди на садик до школы».
Единственным методами борьбы с чиновниками правозащитники считают гражданскую активность самих родителей и экономическую выгоду. «Сегодня чиновники экономически заинтересованы не пускать детей в садик, — говорит Игорь Басов. — Деньги на образование выделяются в полном объеме (в месяц на дошкольника из бюджета поступает 12–14 тыс. руб.), и если они не доходят до детей, значит, теряются в чьих-то карманах.
Подобные компенсационные выплаты, по словам Басова, уже несколько лет выплачиваются в 12 регионах РФ, таких как Красноярский или Пермский край, там родители добились от своих депутатов денежных компенсаций.
В декабре 2011 года Центральный районный суд Омска по требованию прокуратуры обязал мэрию обеспечить всех детей местами в детсадах до 2015 года. На момент обращения прокуратуры в суд очередь в детские сады составляла 34 408 человек. По данным департамента образования мэрии на 1 сентября 2014 года, очередь в детский сад увеличилась: 44 632 ребенка, из них детей в возрасте с 2 до 7 лет — 18 132.
По мнению чиновников департамента, реально предоставить места в детсадах они должны только 10 354 детям.
«Детям от 0 до 2 лет (26 500) в принципе пока не нужен садик, мамы обычно отдают детей с 2 лет, значит, их мы не считаем, — объяснила начальник отдела дошкольного образования департамента образования Елена Кирпота. — Возраст с 2-3 лет мы тоже не считаем, так как до 3 лет мама имеет право сидеть с ребенком в отпуске по уходу за ребенком, правда, без пособия, но с сохранением стажа. Актуальный для нас возраст — дети с 3 до 7 лет, которым мы по указу президента обязаны предоставить места в детском саду».
Представители прокуратуры Омской области успокаивают омичей тем, что не забыли об обязательствах мэрии перед судом с 2011 года. При этом начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Омской области Павел Попов, назвал требования общественников о компенсационных выплатах нереальными, поскольку таких денег в бюджете города нет.
«И так каждый год — статьи расходов на образование увеличиваются, но бюджет не позволяет одномоментно решать проблемы, которые копились десятилетиями. В 90-е годы более чем половина садиков была закрыта, продана или переформатирована. На сегодняшний день из 1300 садиков действуют меньше 700, притом что в последние несколько лет наблюдается бурный рост рождаемости. Проблема эта очень серьезна и глобальна, и все сейчас максимально принимают меры для ее решения. Каждый год создаются новые места и открываются детские сады: в 2013 году открылось более 5000 мест, в 2014 планируется открыть 7000 мест дошкольного образования», — уверяет г-н Попов.
Анна Акелькина
Фото thinkstockphotos.com