Сервис Apteka.ru начал свою работу в Москве в 2013 году. За первый год существования компания вывела проект во все регионы России и стремительно увеличила бизнес: показатели продаж, охвата, посещаемости сайта в первый год развития выросли более чем в 30 раз! Руководитель проекта Apteka.ru Анатолий Тенцер рассказал, как удалось достичь столь впечатляющих результатов.
Как вам удалось достичь увеличения товарооборота за первый год работы в 36 раз?
Весь 2013 год мы были заняты географическим развитием сервиса, за год нам удалось найти партнеров среди аптек почти во всех регионах России, увеличить общее количество партнеров до 5 тысяч. Это сделало наш сервис более удобным для клиента, теперь он может выкупить заказ* почти в любой удобной аптеке по дороге на работу. Кроме того, мы вели активное продвижение сервиса, рассказывали о его преимуществах, что также работало на повышение посещаемости сайта. Ну и, наконец, прайс-листы появились во всех службах поиска лекарственных средств, где покупатель может сам убедиться: цены Apteka.ru на большинство препаратов ниже розничных.
Сейчас портал Apteka.ru является одним из крупнейших ресурсов медицинской тематики в рунете — по данным LiveInternet, ежемесячно его посещают около 600 тыс. уникальных пользователей. Расскажите, как компания работает над развитием сайта.
В конце декабря 2013 году мы перешли на новую, дополненную и улучшенную версию сайта. Его разработчик — компания Picom — полностью переработала поиск по сайту. Теперь искать можно не только по названию препарата, но и по его действующему веществу, что сейчас весьма актуально, поскольку рецепты должны выписываться с названием действующего вещества, а не конкретного препарата. Таким образом, покупатель может выбирать более подходящие лекарства для своего бюджета — от известных западных препаратов до их недорогих отечественных аналогов. На сайте также можно искать лекарство по его производителю, а также переходить с карточки препарата к его аналогам.
Кроме того, на сайте активно развивается раздел с информационными материалами — в нем мы публикуем статьи о здоровом образе жизни, спорте и т.д. Мы хотим, чтобы на сайт Apteka.ru ходили не только за покупками, но и за полезной информацией. Постепенно мы пополняем список авторов — специалистов в фармакологии, врачей, да и просто тех, кто любит писать о медицине интересно и понятно. Вскоре Apteka.ru станет главным центром притяжения всех, кто интересуется медициной в рунете.
Помимо масштабных нововведений на сайте было проведено и много мелких доработок: дизайн стал более дружелюбным, теперь сайтом удобней пользоваться с мобильных телефонов и планшетов. В 2014 году появятся мобильные приложения Apteka.ru для всех популярных платформ.
Как к этому проекту относятся аптечные сети?
Судя по тому, что количество аптек-партнеров выросло в 30 раз в течение года, они относятся к проекту позитивно. Аптеки — участники проекта получают дополнительных покупателей и готовы торговать с такими низкими наценками, которые недостижимы при обычных продажах.
Какие товары можно купить в Apteka.ru с наибольшей выгодой? Что покупают чаще всего?
Ассортимент, который у нас выгоднее всего заказывать, — это редкие и дорогие медикаменты. Сказать, что какая-то группа товаров пользуется спросом, а какая-то нет, нельзя. Поведение покупателей Apteka.ru похоже на шопинг в крупном гипермаркете. Это видно и по среднему чеку: в обычных аптеках он составляет 250–300 рублей, а в Apteka.ru — 1200 рублей. Как в традиционной розничной торговле люди покупают самое необходимое в магазинах у дома, а по выходным едут в крупные супермаркеты и закупают полный багажник, так и в Apteka.ru делаются основные покупки, а если заболит живот или голова, то покупатели идут в знакомую аптеку.
За счет чего достигается скидка на лекарственные препараты? Насколько выгодней заказывать в Apteka.ru?
Дистрибьюторская наценка на медикаменты обычно составляет 5–10 %. Для того, чтобы аптеке сохранить рентабельность, ей нужно наценить еще около 30–40 %. Сюда входит и оплата работы персонала, и использование места на полках, привлечение покупателей и регулярное списание товара по срокам годности. В проекте Apteka.ru аптека не несет таких рисков, товар даже не надо выкладывать на полки, покупатель сам придет в аптеку и купит его. За счет этого аптека получает возможность снизить цену на 20–30 %.
Дополнительное удобство для покупателя — цена на сайте едина для всех, тогда как на полках аптек — большой разброс. Мы представлены в системах сравнения медикаментов, таких как 003ms.ru, lek.nsk.ru и многих других, оттуда к нам идет большой объем покупателей, ведь только сравнив цены, покупатель убеждается, что с нами выгодно.
Планируете ли вы увеличивать количество партнеров проекта?
Конечно, мы планируем удвоить количество партнеров, к концу 2014 года к системе будет подключено около 10 тысяч из 50 тысяч аптечных пунктов, работающих в России. Потребность в партнерах будет закрыта — нам важно, чтобы клиент мог всегда заказать товар в близлежащую аптеку, но при этом между партнерами не было внутренней конкуренции.
Сейчас в Новосибирске подключено около 160 аптек, в Санкт-Петербурге — около 200, в Москве — около 500. В среднем у нас около 37 аптек на 1 млн населения, планируется довести соотношение до 70–80 аптек на 1 млн населения.
* Под «заказом» на сайте www.apteka.ru и (или) в настоящей статье понимается формирование пользователем указанного сайта заявки в адрес ЗАО НПК «Катрен» от аптечной организации на поставку выбранного товара в соответствии с заключенным между последними договором поставки.
Данная информация не является публичной офертой, а носит информационный характер.
Интернет-сервис заказа медикаментов Apteka.ru:
ЗАО НПК «Катрен», ОГРН 1025403638875; 630117, Новосибирск, ул. Тимакова, 4