Во французском искусстве XIX век — это время консерваторов и время бунтарей. Тогда над бунтарями смеялись, не понимали, критиковали, не пускали на официальные выставки, но сейчас они куда более известны, чем их обласканные публикой современники: имена Клода Моне, Эдгара Дега, Огюста Родена, Поля Сезанна и других новаторов знают практически все.
Но их творчество не было просто «бунтом ради бунта». Каждый из них искал средства, при помощи которых в искусстве можно было решить новые задачи, будь то желание запечатлеть стремительную изменчивость реального мира или попытка переосмыслить вечные темы.
Об этом периоде в живописи центр «Эрмитаж-Сибирь» запустил цикл лекций. Подробнее о том, что ждет слушателей, — в материале.
28 сентября, 17:30
«Большая набережная в Гавре» Клода Моне и первые выставки импрессионистов 1874–1877 годов
Картина Клода Моне «Большая набережная в Гавре» была написана в 1874 году, за несколько месяцев до первой выставки импрессионистов. Но на эту выставку она не попала — Моне решил показать ее публике только через три года, в ходе третьей выставки импрессионистов.
Тогда для большинства парижан эти вернисажи либо вообще прошли незамеченными, либо воспринимались как издевательская попытка группы художников-неудачников, картины которых не принимали в Салон, привлечь к себе внимание.
Мало кто понимал тогда всю революционность происходивших вокруг этих выставок художественных процессов. «Большая набережная в Гавре» Клода Моне также лежит в русле поисков нового изобразительного языка и тех грандиозных перемен, которые происходили в искусстве Франции второй половины XIX века.
29 сентября, 18:00
«Танцовщицы» Эдгара Дега и тема театра в творчестве мастера
Эдгар Дега еще при жизни приобрел славу художника, изображавшего преимущественно танцовщиц, да и современный любитель искусства, услышав имя Дега, в первую очередь вспомнит именно многочисленных балерин мастера. Это вполне справедливо: танцовщицы, действительно, царят в его творчестве, уверенно потеснив других персонажей.
Дега всю жизнь страстно любил театр, был завсегдатаем Оперы, так что появление балерин в его картинах неудивительно. Но все-таки театральные сюжеты были для него не только данью уважения к этому виду искусства,– изображая повседневную жизнь за кулисами, он менял традиционный подход к картине и принимал самое активное участие в той революции, что происходила во французской художественной жизни середины XIX века.
30 сентября, 15:00
«Амур и Психея» Огюста Родена и любовная тема в творчестве скульптора
История любви Амура и Психеи известна со времен античности и с тех пор не покидала европейскую культуру. Художники разных столетий и разных стран обращались к ней, передавая через образы Амура и Психеи свои представления о красоте, молодости и любви.
Не остался в стороне от этого мифа и один из самых известных скульпторов рубежа XIX–XX веков — Огюст Роден.
Но Амур и Психея — не единственная влюбленная пара в творчестве Родена: Ромео и Джульетта, Паоло и Франческа или просто Поэт и Муза — кажется, все ипостаси Любви, воплощенные в бронзе, гипсе и мраморе, есть в наследии великого мастера.
1 октября, 15:00
«Гора Святой Виктории» Поля Сезанна и новое видение в пейзаже
Гору Святой Виктории близ своего родного города Экса в Провансе Поль Сезанн писал множество раз. Его современники-импрессионисты также часто создавали серии пейзажей, многократно изображая один и тот же мотив — широко известны, например, «Стога сена» и «Кувшинки» Клода Моне.
Для импрессионистов, желавших в живописи передать мимолетное впечатление, сиюминутное состояние природы, игру света и цвета «здесь и сейчас», использование принципа серийности в ряде работ, созданных за сравнительно небольшой отрезок времени, вполне объяснимо.
Сезанн же работал над видами горы Святой Виктории месяцами, с удивительной скрупулезностью. Он обращался к этому мотиву на протяжении всей жизни и, хотя признавал достоинства живописи импрессионистов, ставил перед собой совсем другие художественные задачи. Решая их, он во многом определил пути развития искусства уже XX века.
Лектор: Галимова Лилия Альбертовна, сотрудник научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа.
Место проведения: Центр «Эрмитаж-Сибирь» (Музейная, 4).
Стоимость: 600 рублей.
Абонемент на 4 лекции: 1800 рублей.
Необходима запись по телефонам: +7–958–854–05–90, +7–939–828–16–31.
БУК «МУЗЕЙ ИМЕНИ М.А. ВРУБЕЛЯ». ОГРН 1025500989414 644024, г. Омск, ул. Ленина, 23
БУК «МУЗЕЙ ИМЕНИ М.А. ВРУБЕЛЯ», vrubel.ru