Ни для кого не секрет, что с началом военной спецоперации на Украине наша жизнь сильно поменялась. И виртуальная не исключение. За это время под запретом оказалось множество источников информации и соцсетей, которыми мы пользовались ежедневно. Теперь же времена изменились, приходится подстраиваться под новые условия и без конца включать VPN либо искать альтернативу. О самых популярных продуктах, пришедших (или готовящихся к пришествию) на смену заблокированным соцсетям, — в обзоре корреспондента NGS55.RU Никиты Елисеева.
«Россграм»
Самую распиаренную замену запрещенному в РФ «Инстаграму» анонсировали в середине марта. Тогда авторы заверяли, что сначала доступ к приложению получат блогеры и инвесторы, а уже 28 марта к площадке допустят бытового пользователя. Однако в намеченный день создатели лишь опубликовали видео, в котором рассказали о функциях сервиса на стадии бета-тестирования (за что получили порцию негатива в своих аккаунтах).
Судя по опубликованному видео, внешне это будет почти полная копия запрещенного в РФ «Инстаграма» со схожим набором функций: лентой публикаций, лайками, закладками, комментариями и возможностью публиковать сторис. Отличия от оригинала совсем небольшие: публикация видео с помощью ссылки с другого ресурса (например, YouTube или Vimeo) и возможность размещения платного контента (посмотреть фото пользователя можно будет, только заплатив ему деньги).
На сегодняшний день «Россграм» выглядит не очень презентабельно: страница, на которой открыта предварительная регистрация, — обычный сайт-визитка на конструкторе Tilda. После заполнения полей регистрации на почту даже не приходит сообщение о поступившей заявке. К слову, по этим причинам эксперты в сфере IT не рекомендуют использовать свой обычный пароль при регистрации.
Отдельной темой для шуток стали заявления одного из авторов Александра Зобова о том, что он учился с Павлом Дуровым, а также логотип новой соцсети. Он почти полностью копирует лого компании по производству аудиотехники Beats и фотохостинга Pinterest (обе организации из США).
По словам авторов, приложение выйдет после того, как они его доработают. Все существующие в Сети приложения «Россграма» на момент написания материала ненастоящие.
Now
Куда лучше с миссией заменить соцсеть, которую нельзя называть, справился сервис с фотографиями Now. Образованная в первой половине марта соцсеть за месяц пробила отметку в сто тысяч пользователей. Такие показатели, вероятно, связаны с почти полной внешней и структурной схожестью с оригиналом.
В Now есть те же самые лента публикаций, разделы рекомендаций и уведомлений. Правда, пока соцсеть сильно уступает в функционале. Например, при загрузке фото можно изменить только его размер. То есть фильтров, редактора, автопостинга в другие соцсети у сервиса нет. Единственное, что можно сделать, — это подпись к фото.
Сами посты можно только лайкать и комментировать. Тяжелее всего прийти в Now будет любителям сторис — их пока не завезли. Ну и напоследок еще один минус в сравнении с американской соцсетью: ее ругали за невозможность переходить по ссылкам в комментариях — здесь этого нельзя сделать и в шапке профиля.
Что касается работы приложения, оно, мягко говоря, корявое. От заторможенности свайпов, переходов между постами просто передергивает. Но и это можно простить программе, которую сделали лишь в прошлом месяце. В том числе по этим причинам обновления для приложения выходят каждые несколько дней. Работу над ошибками создатели ведут вместе с пользователями, с которыми общаются в своем чате в «Телеграме».
«Грустнограм»
Еще один аналог запрещенного в РФ «Инстаграма» — «Грустнограм». Этот проект более локальный, поскольку авторы не позиционируют его как импортозамещение американской соцсети: «Грустнограм», как несложно понять, создан для записей с налетом грусти, которая создается за счет черно-белого эффекта. Сайт в целом не имеет ни одного цветного элемента — только серость и уныние.
«Нам очень грустно от того, что многие качественные и популярные сервисы по разным причинам прекращают свою работу в России. И еще грустнее от того, какое редкостное г**но порой пытаются выдать за импортозамещение. Мы создали грустнограм, чтобы вместе погрустить об этом и поддержать друг друга», — анонсировали создатели свою соцсеть.
Механизм регистрации очень простой: не нужно иметь особое приглашение от друзей, подтверждать номер мобильного телефона и так далее. Для регистрации нужно только придумать никнейм, пароль и подтвердить электронную почту. В сумме на это уходит порядка двух минут.
Из функционала: есть общая лента постов, где показаны записи всех пользователей. Отдельно идет лента подписок с публикациями друзей. Записи можно комментировать или отправить друзьям ссылкой, вместо лайков — разорванное сердечко. На своей странице можно установить аватарку и сделать пост — ч/б фото и текст. Еще одна интересная деталь: пока пользователь не сделает хотя бы одну запись, на его странице будут выдавать случайные (и печальные) стихотворения классиков отечественной литературы — Пушкина, Лермонтова, Бродского и других.
Как утверждают авторы, «Грустнограм» был создан всего за 7 дней. Бета-версия стала доступна пользователям 28 марта. За три дня в ней зарегистрировалось более 50 тысяч человек, еще через два — 100 тысяч. Сейчас создатели работают над приложением для смартфонов.
«ЯRUS»
Приложение с символичным по нынешним временам названием «ЯRUS» появилось еще в 2021 году, но особой популярности среди пользователей не сыскало. Вспомнили о нём только на фоне блокировок, благодаря чему в марте соцсеть даже выбилась в топ-10 самых скачиваемых приложений в российском AppStore.
Для регистрации хватит и номера телефона, паролем будет СМС-код из сообщения. По своему функционалу соцсеть больше всего напоминает «ВКонтакте»: в ней тоже есть лента новостей, музыка, видео, мессенджер и другие опции. Максимально кратко о каждой:
Музыка — на сайте пока не работает, а в приложении выглядит слабенько из-за скудного разнообразия песен. Ни Михаила Круга, ни Моргенштерна там не найти, даже загрузить свои нельзя. Зато топ-50 забит песнями групп «Кино» и «Бутырка».
Видео — при переходе в этот раздел можно выбрать видеохостинг, запись из которого вы хотите сейчас посмотреть в своей ленте: YouTube, RuTube, Vimeo и другие. Выглядит интересно, а работает криво. Например, при клике на одну платформу выделяется другая. Да и характер видео больше напоминает ленту в «Одноклассниках» вперемешку с контентом для детей из YouTube. Но можно подписаться на интересующие каналы (если такие получится найти среди предлагаемого) и следить только за ними. Еще есть раздел с подборками по темам — спорт, шоу-бизнес, автор и другие. К слову, сторис в «ЯRUS» тоже есть.
Новости — здесь показаны только записи СМИ, зарегистрированных в «ЯRUS», от федеральных до региональных. Мы нашли как минимум девять наших коллег в ленте.
События — в этом разделе показаны мероприятия. Развлечения можно сортировать по дате, городу, цене и категории (кино, театры, выставки и другие). Список пополняют сами организаторы и администрация сервиса, поэтому в ленте показана лишь малая часть из того, чем можно заняться в городе.
ЯRUSы — эту функцию авторы позиционируют как главную фишку сервиса. В разделе можно сортировать записи пользователей по ключевым словам. Суть простая: вбиваем слово «рукоделие» и выбираем вышеперечисленные разделы, в которых система будет их искать. После этого показывается весь контент, в котором упоминается слово «рукоделие». Подборка сохраняется автоматически, к ней можно вернуться в любой момент.
Мессенджер — просто мессенджер. Ни стикеров, ни эмодзи, ни других фич, которые есть в «ВК» или «Телеграме». Более того, когда автор этого текста попытался написать другому пользователю, сообщение улетело в никуда. Соответственно, ни ответа, ни привета не пришло.
Yappy
Yappy — проект, созданный в 2021 году «Газпром-медиа» (об этом можно догадаться по количеству рекламы других продуктов холдинга, особенно передач телеканала «ТНТ»). Приложение стало аналогом «Тик-Тока», да и работает по тому же принципу: снимаешь 15-секундное видео, редактируешь, накладываешь разные фильтры и эффекты и заливаешь в надежде попасть в топы.
Функционал один и тот же — теги, лайки, комменты и так далее. Но особый акцент авторы сделали на так называемых медиакомнатах, в которых можно делать ролики с другими пользователями: каждый записывает свое, а потом вместе склеивают воедино. Адаптироваться в приложении просто, особенно пользователям Tik-Tok.