Мы посмотрели отечественное супергеройское кино «Майор Гром: Чумной Доктор» в день премьеры и делимся впечатлениями о фильме.
«Защитники» были первым фильмом, который сознательно позиционировался создателями как «наш ответ Marvel», — вот только в итоге создавалось полное впечатление, что сняли его люди, которые комиксы как минимум не любят. С «Майором Громом» всё ровно наоборот: совершенно очевидно, что авторы обожают комиксы и здорово в них разбираются.
Немудрено: это экранизация комиксов студии Bubble — первой «взрослой» российской студии с несколькими отдельными успешными линейками, кроссоверами, мерчем и т. д. В общем, пока не Marvel с DC, но уже их ближайший российский аналог. Своя киновселенная явно напрашивалась, и начать решили с «Майора Грома».
Первая попытка — короткометражная зарисовка о борьбе бравого майора полиции с грабителями в масках злых хоккеистов из мультика «Шайбу! Шайбу!» — вышла аж четыре года назад. За это время успел смениться исполнитель главной роли, но ее всё равно можно считать чем-то вроде короткого приквела: фильм начинается с погони за этими самыми грабителями — и сразу демонстрирует лучшие свои стороны.
Динамика, съемки, саундтрек, экшен, моднейшая графика в титрах — всё обещает совершенно голливудского уровня кино. И так, в принципе, и происходит. Искренняя любовь авторов «Майора Грома» к американским кинокомиксам обеспечивает нездешнюю (простите, фанаты отечественной киноиндустрии) зрелищность. Но в этой же любви рождается и главная проблема фильма — его фантастическая, нахальная, возмутительная вторичность.
Если существует специальная тайная школа для экранизаторов комиксов, то «Майора Грома» снял отличник. Даже «ботаник». Его Санкт-Петербург — самый настоящий Готэм (а полицейский участок, похоже, перенесли из сериала «Готэм» прямо целиком). Главный злодей — помесь Роршаха с Озимандией из «Хранителей»: бог с ними, с античными статуями в кабинете, но первый монолог Чумного Доктора похож на «Этот город боится меня...» просто до смешного. Сам майор Гром — очевидный Бэтмен. Да, без костюма, зато моральный конфликт тот же — да и возлюбленная-аферистка с набором париков имеется. Еще и проклятые федералы отбирают дело у честного копа (это, впрочем, уже что-то из «Крепкого орешка»), проматывание боевых сцен в голове было у Гая Ричи в «Шерлоке Холмсе», а главный твист можно разгадать в самом начале фильма из-за хрестоматийного кадра с двумя персонажами.
Не поймите неправильно, оммажи и аллюзии — это круто, это знаки уважения предшественникам и признания в любви учителям. Но испытывать радость узнавания два часа кряду тяжеловато: когда под конец на экране начинают покадрово цитировать финал «Джокера», хочется нервно захихикать.
Невольно хочется примкнуть к переживающим за русскую культуру: полиция не наша, Питер тоже не очень-то (за исключением крыш и шавермы, окей), злодеи тоже какие-то, знаете, западные. Из родного и близкого в первом российском кинокомиксе только упомянутые уже «хоккеисты», местный Робин (у образа в референсах явно был Шурик-Демьяненко) да отсутствие двери в туалет в квартире главного героя.
Смотреть в этот калейдоскоп клише и заимствований тем не менее очень приятно. Исполнитель заглавной роли Тихон Жизневский явно чувствует себя тут комфортней, чем в диалогах Глуховского в «Топях», Любовь Аксенова и Александр Сетейкин здорово составляют ему компанию, Алексей Маклаков даже в Санкт-Готэмбурге остается добрым дядькой-соседом, Виталий Хаев смешно изображает голос Бэйна (даже трубки есть!). Отдельно необходимо отметить невероятно харизматичного Михаила Богдасарова (его персонаж остался безымянным, но он понравится вам больше всех), а также Олега Чугунова — ему сейчас, кажется, 17, но его стоит запомнить уже сейчас, мы с вами явно будем часто его видеть.
Профессиональный подход и нежная любовь к комиксам наконец-то подарили российскому кинематографу свой супергеройский фильм — и вовсе не «Мстителей», а скорее «Темного рыцаря». Но нолановская трилогия началась шестнадцать, а закончилась девять лет назад — вот такое у нас, выходит, отставание! Давайте теперь наверстывать. Что там у Bubble следующее, «Бесобой»?
P. S. По российским законам нужно указать возрастные ограничения всех произведений, упомянутых в этом тексте (это бесит, но что поделать). Вот они: «Майор Гром: Чумной Доктор» (12+), комикс «Майор Гром» (16+), «Защитники» (12+), «Готэм» (16+), «Хранители» (16+), «Крепкий орешек» (16+), «Шерлок Холмс» (12+), «Джокер» (18+), «Топи» (18+), «Мстители» (12+), «Темный рыцарь» (12+), комикс «Бесобой» (16+), и, конечно, нельзя забывать про «Шайбу! Шайбу!» (0+).
Согласны с автором?