Образование Истории «Молодых не уважают как профессионалов»: учитель года Омской области — о проблемах педагогов и участии в конкурсе

«Молодых не уважают как профессионалов»: учитель года Омской области — о проблемах педагогов и участии в конкурсе

Лариса Иванова получила полмиллиона рублей за победу в региональном этапе

«Учитель года» — масштабный конкурс для педагогов | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RU«Учитель года» — масштабный конкурс для педагогов | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RU

«Учитель года» — масштабный конкурс для педагогов

Источник:

Кирилл Башинский / NGS55.RU

Омичка Лариса Иванова преподает историю и обществознание в гимназии № 123 на 20-го Партсъезда. В этом году она прошла в финал конкурса «Учитель года» и представила регион на всероссийском уровне. За победу на региональном этапе ей заплатили полмиллиона рублей.

Корреспондент NGS55.RU встретился с преподавателем и узнал, как работают современные учителя и с какими трудностями приходится сталкиваться молодым специалистам. О подробностях конкурса, а также о том, что думают педагоги об обязательном экзамене по истории, зарплатах и взаимодействии с детьми — в материале Екатерины Шрайнер.

«У молодого специалиста много проблем»

Поначалу учителю в школе сложно | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RUПоначалу учителю в школе сложно | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RU

Поначалу учителю в школе сложно

Источник:

Кирилл Башинский / NGS55.RU

Утром в гимназии тишина. Дети разошлись по кабинетам и старательно выполняют задания. У входа нас встречает добродушный охранник, который без слов понимает, зачем мы здесь.

«Буквально минуту назад спускалась и спрашивала, не пришли ли вы еще, волновалась», — объясняет он нам.

Через минуту видим хрупкую молодую женщину. Это и есть Лариса Михайловна. Представить ее строгим педагогом сложно, но сама она признается, что старается поддерживать дисциплину в классе. Без нее дать детям знания невозможно.

Девушка мечтала поступить на исторический факультет | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RUДевушка мечтала поступить на исторический факультет | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RU

Девушка мечтала поступить на исторический факультет

Источник:

Кирилл Башинский / NGS55.RU

После быстрого знакомства девушка провожает нас в учительскую, где беседует с коллегами, проверяет тетради и отдыхает от уроков на протяжении всех 9 лет педагогической карьеры. Она устроилась в гимназию еще во время учебы в магистратуре. До этого успела поработать воспитателем в детском саду, но быстро поняла, что с маленькими детьми ей слишком сложно.

Стать учителем Лариса Иванова не мечтала. Поступила в педагогический, потому что хотела изучать историю. На выбор профессии повлияли университетские преподаватели и практика, а близкие и семья поддержали решение устроиться в школу.

Чтобы побеседовать с журналистами, Лариса Михайловна раздала ученикам задания | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RUЧтобы побеседовать с журналистами, Лариса Михайловна раздала ученикам задания | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RU

Чтобы побеседовать с журналистами, Лариса Михайловна раздала ученикам задания

Источник:

Кирилл Башинский / NGS55.RU

Поначалу учительские будни были невыносимо тяжелыми — приходилось справляться и с недоверием родителей к молодому педагогу, и с плохим поведением детей. В первые годы девушка не один раз думала об увольнении: считала, что педагогика — это не ее.

«У молодого специалиста много проблем. Нужно найти подход к детям, наладить дисциплину. Были сложности и с выстраиванием отношений с родителями. Молодых не совсем уважают как профессионалов, относятся с недоверием, считают, что им самим еще стоит поучиться, а не учить детей. Когда ребенок получал не ту отметку, на которую рассчитывали родители, могла возникнуть конфликтная ситуация. Помню, что не особо могла выстроить работу с детьми, не совсем правильно выдвигала им требования».

Справляться с трудностями помогали некоторые старшие коллеги, к которым можно было прийти за советом. Когда ученики стали показывать хорошие результаты на олимпиадах и конкурсах, улучшились и отношения с родителями.

«Было тяжело отпускать»

Дети — вдохновение для педагога | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RUДети — вдохновение для педагога | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RU

Дети — вдохновение для педагога

Источник:

Кирилл Башинский / NGS55.RU

«Много времени занимает воспитательная работа, потому что хочется, чтобы школа оставила светлый след в душе у детей. Учителя для них стараются. Может быть, физически мы устаем, но всё-таки нравится работать с детьми. Этот момент приносит духовное и моральное удовлетворение», — признаётся Лариса Михайловна.

За относительно небольшое время работы в школе она успела выпустить два класса. Первый — в 2024 году, этих детей учительница вела семь лет.

«Было тяжело отпускать, я не понимала, как можно после такого выпуска брать еще классное руководство. Думала: пусть будет одно такое теплое воспоминание. Со временем приняла тот факт, что жизнь идет, меняется, и нужно всё-таки уметь работать с разными учениками».

Подарки от выпускников хранятся в классе | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RUПодарки от выпускников хранятся в классе | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RU

Подарки от выпускников хранятся в классе

Источник:

Кирилл Башинский / NGS55.RU

На память! | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RUНа память! | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RU

На память!

Источник:

Кирилл Башинский / NGS55.RU

В прошлом году Лариса Михайловна стала руководителем еще одних одиннадцатиклассников, и тоже успела к ним привязаться, хотя вместе они были недолго. Сейчас ей поручили 10-й класс.

«Не по своему желанию берут большое количество часов»

«Учитель года» — первое масштабное профессиональное мероприятие для педагога. Говорит, в начале карьеры подавала проект на похожий конкурс, но он не прошел и отборочный тур. Лариса Михайловна тогда решила, что будет просто учить детей и не отвлекаться на соревнования.

Со временем готовиться к урокам становится проще | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RUСо временем готовиться к урокам становится проще | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RU

Со временем готовиться к урокам становится проще

Источник:

Кирилл Башинский / NGS55.RU

Всё изменилось год назад, когда девушка по совету коллег отправила запись урока на муниципальный этап «Учителя года», и его признали одним из лучших. Затем нужно было провести еще один урок, на этот раз очно, перед комиссией. А еще — пройти педагогическое интервью.

«Это была профессиональная беседа. Нам задавали вопросы по педагогике, и мы, основываясь на свой опыт, знания методики, отвечали. На основе этих испытаний выбирали лучших в городе».

Региональный этап пришелся на второе полугодие учебного года. Участникам нужно было снова разработать урок и записать его на камеру. Также потребовалось видео-эссе — визитка каждого участника, где он поделился принципами работы. Этот этап Лариса Михайловна выиграла. За него ей вручили приз — 500 тысяч рублей.

Финал конкурса прошел в Санкт-Петербурге. От этой поездки у учительницы остались приятные воспоминания, хотя победить ей не удалось. Самое сложное испытание, по ее словам, — «Образовательный форсаж», где нужно было за короткое время разработать мини-проект для решения одной из педагогических проблем.

Девушка впервые участвовала в таком масштабном конкурсе | Источник: Лариса Иванова / Личный архив герояДевушка впервые участвовала в таком масштабном конкурсе | Источник: Лариса Иванова / Личный архив героя
В Санкт-Петербург прилетали учителя со всей страны | Источник: Лариса Иванова / Личный архив герояВ Санкт-Петербург прилетали учителя со всей страны | Источник: Лариса Иванова / Личный архив героя
Конкурс — возможность передохнуть | Источник: Лариса Иванова / Личный архив герояКонкурс — возможность передохнуть | Источник: Лариса Иванова / Личный архив героя

Конкурсный тур в Северной столице длился 9 дней. Свободного времени было много. Организаторы постарались устроить для педагогов настоящий праздник: водили их на экскурсии, в музеи и театры. По словам учительницы, такая перезагрузка необходима всем, кто работает в школе. Без нее трудно сохранять энтузиазм.

«Устаем, особенно в конце четверти, особенно от отчетов. Как бы ни говорили о снижении бюрократической нагрузки, но всё равно документацию ведем. Это не всегда в удовольствие, но приходится делать. Не хватает времени, а работаем много, в том числе и потому, что невысокий оклад. Не буду кривить душой, нельзя взять 18 часов и получать среднюю зарплату по региону, работая только на ставку. Иногда педагоги не по своему желанию берут большое количество часов. Это связано с нехваткой педагогических кадров. Распределяют нагрузку между учителями, чтобы у ребят не было пустых окон».

«Больно и печально, что обществознание урезают»

Обществознание сокращают в пользу истории | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RUОбществознание сокращают в пользу истории | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RU

Обществознание сокращают в пользу истории

Источник:

Кирилл Башинский / NGS55.RU

На конкурсе обсуждали и изменения в сфере образования. Например, сокращения часов обществознания. Этот предмет с 1 сентября полностью убрали из программы 6–8 классов. Для Ларисы Михайловны такое решение было достаточно болезненным, но ее порадовало, что вместо обществознания добавили дополнительные уроки истории.

«Обществознание — тот предмет, который готовит к жизни. Важно знать свои права, уметь их защищать. Подростки должны понимать, что нужно соблюдать законы. 16 лет — это возраст юридической ответственности. Мне, конечно же, больно и печально от того, что часы обществознания урезают. Но для истории наоборот увеличили количество часов, добавили курс по истории родного края в младших классах. Это оборотная сторона медали, утешительный приз для нас».

Экзамен по истории хотят сделать обязательным | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RUЭкзамен по истории хотят сделать обязательным | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RU

Экзамен по истории хотят сделать обязательным

Источник:

Кирилл Башинский / NGS55.RU

Много лет ходят разговоры о том, чтобы сделать экзамен по истории обязательным. Лариса Михайловна эту идею поддерживает. Говорит, история помогает учиться на ошибках.

«Сейчас есть предложение, которое мне очень нравится: сделать историю обязательной для гуманитарных специальностей. Мне кажется, в ближайшем будущем мы действительно это увидим».

«Нужна система наставничества»

С детьми любого возраста нужно играть. В этом учительница убеждена. Со школьниками она разрабатывает настольные игры, которые помогают запоминать сложные темы. Этот процесс нравится и ей, и школьникам.

«Мы впервые с коллегами заметили, что настольные игры очень интересны детям в профильном лагере от школы. Они сами приносили их из дома. Это был 2020 год. Тогда я задумалась, можно ли сделать так, чтобы эти игры приносили не только радость, но и пользу для учебной деятельности».

Чаще всего обучающие настольные игры школьники делают в качестве проекта в выпускных классах. Это один из допусков к государственным экзаменам. Лариса Михайловна советует им не бояться брать сложные темы, потому что так они смогут в них разобраться.

«Девятые и одиннадцатые классы выбирают тему из истории или обществознания, придумывают задания, правила. Например, мы делали игру „Мемо“ по архитектуре Санкт-Петербурга XIX века. Там нужно найти пары дворцов — карточки с одинаковыми зданиями. Параллельно узнать про каждый».

На фото — игры, разработанные вместе с детьми | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RUНа фото — игры, разработанные вместе с детьми | Источник: Кирилл Башинский / NGS55.RU

На фото — игры, разработанные вместе с детьми

Источник:

Кирилл Башинский / NGS55.RU

Возможность реализовывать творческие идеи — причина, по которой Лариса Михайловна осталась в школе, несмотря на все сложности. По ее словам, если позволять молодым специалистам придумывать новые форматы уроков, организовывать мероприятия, высказывать мнение, они будут оставаться в профессии долгие годы.

«Молодых педагогов нужно активно вовлекать в жизнь школы, тогда самые активные, творческие останутся. Система наставничества нужна, в том числе и реверсивного наставничества, когда молодые не просто учатся, но и учат чему-то более опытных коллег. Они будут чувствовать себя нужными и понимать, что проводят время не просто так. Нарабатываешь опыт, стаж, потом и финансовая составляющая приложится».

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE6
Смех
TYPE_HAPPY0
Удивление
TYPE_SURPRISED0
Гнев
TYPE_ANGRY1
Печаль
TYPE_SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
15
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления