
«Учитель года» — масштабный конкурс для педагогов
Омичка Лариса Иванова преподает историю и обществознание в гимназии № 123 на 20-го Партсъезда. В этом году она прошла в финал конкурса «Учитель года» и представила регион на всероссийском уровне. За победу на региональном этапе ей заплатили полмиллиона рублей.
Корреспондент NGS55.RU встретился с преподавателем и узнал, как работают современные учителя и с какими трудностями приходится сталкиваться молодым специалистам. О подробностях конкурса, а также о том, что думают педагоги об обязательном экзамене по истории, зарплатах и взаимодействии с детьми — в материале Екатерины Шрайнер.
«У молодого специалиста много проблем»

Поначалу учителю в школе сложно
Утром в гимназии тишина. Дети разошлись по кабинетам и старательно выполняют задания. У входа нас встречает добродушный охранник, который без слов понимает, зачем мы здесь.
«Буквально минуту назад спускалась и спрашивала, не пришли ли вы еще, волновалась», — объясняет он нам.
Через минуту видим хрупкую молодую женщину. Это и есть Лариса Михайловна. Представить ее строгим педагогом сложно, но сама она признается, что старается поддерживать дисциплину в классе. Без нее дать детям знания невозможно.

Девушка мечтала поступить на исторический факультет
После быстрого знакомства девушка провожает нас в учительскую, где беседует с коллегами, проверяет тетради и отдыхает от уроков на протяжении всех 9 лет педагогической карьеры. Она устроилась в гимназию еще во время учебы в магистратуре. До этого успела поработать воспитателем в детском саду, но быстро поняла, что с маленькими детьми ей слишком сложно.
Стать учителем Лариса Иванова не мечтала. Поступила в педагогический, потому что хотела изучать историю. На выбор профессии повлияли университетские преподаватели и практика, а близкие и семья поддержали решение устроиться в школу.

Чтобы побеседовать с журналистами, Лариса Михайловна раздала ученикам задания
Поначалу учительские будни были невыносимо тяжелыми — приходилось справляться и с недоверием родителей к молодому педагогу, и с плохим поведением детей. В первые годы девушка не один раз думала об увольнении: считала, что педагогика — это не ее.
«У молодого специалиста много проблем. Нужно найти подход к детям, наладить дисциплину. Были сложности и с выстраиванием отношений с родителями. Молодых не совсем уважают как профессионалов, относятся с недоверием, считают, что им самим еще стоит поучиться, а не учить детей. Когда ребенок получал не ту отметку, на которую рассчитывали родители, могла возникнуть конфликтная ситуация. Помню, что не особо могла выстроить работу с детьми, не совсем правильно выдвигала им требования».
Справляться с трудностями помогали некоторые старшие коллеги, к которым можно было прийти за советом. Когда ученики стали показывать хорошие результаты на олимпиадах и конкурсах, улучшились и отношения с родителями.
«Было тяжело отпускать»

Дети — вдохновение для педагога
«Много времени занимает воспитательная работа, потому что хочется, чтобы школа оставила светлый след в душе у детей. Учителя для них стараются. Может быть, физически мы устаем, но всё-таки нравится работать с детьми. Этот момент приносит духовное и моральное удовлетворение», — признаётся Лариса Михайловна.
За относительно небольшое время работы в школе она успела выпустить два класса. Первый — в 2024 году, этих детей учительница вела семь лет.
«Было тяжело отпускать, я не понимала, как можно после такого выпуска брать еще классное руководство. Думала: пусть будет одно такое теплое воспоминание. Со временем приняла тот факт, что жизнь идет, меняется, и нужно всё-таки уметь работать с разными учениками».

Подарки от выпускников хранятся в классе

На память!
В прошлом году Лариса Михайловна стала руководителем еще одних одиннадцатиклассников, и тоже успела к ним привязаться, хотя вместе они были недолго. Сейчас ей поручили 10-й класс.
«Не по своему желанию берут большое количество часов»
«Учитель года» — первое масштабное профессиональное мероприятие для педагога. Говорит, в начале карьеры подавала проект на похожий конкурс, но он не прошел и отборочный тур. Лариса Михайловна тогда решила, что будет просто учить детей и не отвлекаться на соревнования.

Со временем готовиться к урокам становится проще
Всё изменилось год назад, когда девушка по совету коллег отправила запись урока на муниципальный этап «Учителя года», и его признали одним из лучших. Затем нужно было провести еще один урок, на этот раз очно, перед комиссией. А еще — пройти педагогическое интервью.
«Это была профессиональная беседа. Нам задавали вопросы по педагогике, и мы, основываясь на свой опыт, знания методики, отвечали. На основе этих испытаний выбирали лучших в городе».
Региональный этап пришелся на второе полугодие учебного года. Участникам нужно было снова разработать урок и записать его на камеру. Также потребовалось видео-эссе — визитка каждого участника, где он поделился принципами работы. Этот этап Лариса Михайловна выиграла. За него ей вручили приз — 500 тысяч рублей.
Финал конкурса прошел в Санкт-Петербурге. От этой поездки у учительницы остались приятные воспоминания, хотя победить ей не удалось. Самое сложное испытание, по ее словам, — «Образовательный форсаж», где нужно было за короткое время разработать мини-проект для решения одной из педагогических проблем.



Конкурсный тур в Северной столице длился 9 дней. Свободного времени было много. Организаторы постарались устроить для педагогов настоящий праздник: водили их на экскурсии, в музеи и театры. По словам учительницы, такая перезагрузка необходима всем, кто работает в школе. Без нее трудно сохранять энтузиазм.
«Устаем, особенно в конце четверти, особенно от отчетов. Как бы ни говорили о снижении бюрократической нагрузки, но всё равно документацию ведем. Это не всегда в удовольствие, но приходится делать. Не хватает времени, а работаем много, в том числе и потому, что невысокий оклад. Не буду кривить душой, нельзя взять 18 часов и получать среднюю зарплату по региону, работая только на ставку. Иногда педагоги не по своему желанию берут большое количество часов. Это связано с нехваткой педагогических кадров. Распределяют нагрузку между учителями, чтобы у ребят не было пустых окон».
«Больно и печально, что обществознание урезают»

Обществознание сокращают в пользу истории
На конкурсе обсуждали и изменения в сфере образования. Например, сокращения часов обществознания. Этот предмет с 1 сентября полностью убрали из программы 6–8 классов. Для Ларисы Михайловны такое решение было достаточно болезненным, но ее порадовало, что вместо обществознания добавили дополнительные уроки истории.
«Обществознание — тот предмет, который готовит к жизни. Важно знать свои права, уметь их защищать. Подростки должны понимать, что нужно соблюдать законы. 16 лет — это возраст юридической ответственности. Мне, конечно же, больно и печально от того, что часы обществознания урезают. Но для истории наоборот увеличили количество часов, добавили курс по истории родного края в младших классах. Это оборотная сторона медали, утешительный приз для нас».

Экзамен по истории хотят сделать обязательным
Много лет ходят разговоры о том, чтобы сделать экзамен по истории обязательным. Лариса Михайловна эту идею поддерживает. Говорит, история помогает учиться на ошибках.
«Сейчас есть предложение, которое мне очень нравится: сделать историю обязательной для гуманитарных специальностей. Мне кажется, в ближайшем будущем мы действительно это увидим».
«Нужна система наставничества»
С детьми любого возраста нужно играть. В этом учительница убеждена. Со школьниками она разрабатывает настольные игры, которые помогают запоминать сложные темы. Этот процесс нравится и ей, и школьникам.
«Мы впервые с коллегами заметили, что настольные игры очень интересны детям в профильном лагере от школы. Они сами приносили их из дома. Это был 2020 год. Тогда я задумалась, можно ли сделать так, чтобы эти игры приносили не только радость, но и пользу для учебной деятельности».
Чаще всего обучающие настольные игры школьники делают в качестве проекта в выпускных классах. Это один из допусков к государственным экзаменам. Лариса Михайловна советует им не бояться брать сложные темы, потому что так они смогут в них разобраться.
«Девятые и одиннадцатые классы выбирают тему из истории или обществознания, придумывают задания, правила. Например, мы делали игру „Мемо“ по архитектуре Санкт-Петербурга XIX века. Там нужно найти пары дворцов — карточки с одинаковыми зданиями. Параллельно узнать про каждый».

На фото — игры, разработанные вместе с детьми
Возможность реализовывать творческие идеи — причина, по которой Лариса Михайловна осталась в школе, несмотря на все сложности. По ее словам, если позволять молодым специалистам придумывать новые форматы уроков, организовывать мероприятия, высказывать мнение, они будут оставаться в профессии долгие годы.
«Молодых педагогов нужно активно вовлекать в жизнь школы, тогда самые активные, творческие останутся. Система наставничества нужна, в том числе и реверсивного наставничества, когда молодые не просто учатся, но и учат чему-то более опытных коллег. Они будут чувствовать себя нужными и понимать, что проводят время не просто так. Нарабатываешь опыт, стаж, потом и финансовая составляющая приложится».






