Суеверия и ритуалы — свойственная часть студенческой жизни, особенно в период экзаменов и зачетов. Хотя многие преподаватели смотрят на этот феномен с легкой иронией, у каждого есть своя история о том, как они или их однокурсники справлялись со стрессом в студенческие годы.
Мы решили поговорить с теми, кто обычно стоит и читает лекции на парах. Но ведь раньше и преподаватели были студентами. NGS55.RU узнал, как сотрудники вузов сдавали зачеты и экзамены.
Черная кошка и «халява, приди»
Евгений Виданов читает лекции по современному русскому языку на кафедре ОмГПУ. Преподаватель убежден, что успешная сдача экзаменов — это, прежде всего, результат систематической работы в течение семестра.
— Особых переживаний не было, потому что всегда считал, что экзамен или зачет — это результат плодотворной работы в течение семестра, поэтому старался к сессии создать себе «ситуацию успеха», — делится он.
Тем не менее Евгений Виданов признаётся, что определенные предметы вызывали на сессии больше опасений. Но ритуалами и приметами не пользовался. Даже пятак под пятку не подкладывал:
— Особых суеверий и примет у меня не было, но мои одногруппники точно знали, что на экзамене нужно идти отвечать одним из первых, потому что последний отвечающий, как правило, получал не то, что ему хотелось бы. Мне кажется, это больше не примета, а правда жизни. Историй про черную кошку или «халява, приди» в нашей студенческой точно не было, наверное, потому что мы подходили к делу более рационально, чего и вам желаю.
Тетради и учебники под подушкой
Марина Шутяк преподает культуру речи в ОмГПУ. В студенческие годы всегда переживала за экзамены, связанные с литературой.
— Иногда количество произведений, которые нужно было освоить, казалось слишком большим, я боялась банально перепутать героев или сюжет, но, как я помню, всегда брала билет, который знала наизусть, — вспоминает Марина Алексеевна.
Будучи студенткой Марина начинала готовиться к экзаменам за две недели — читала, зубрила, пыталась разобраться в билетах. Но некоторые экзамены не обходились без шпаргалок:
— Читала конспекты, пособия, и… писала шпаргалки. Хотя пользоваться ими не приходилось — это помогало лучше запомнить материал. Мой мозг устроен так, что если я запомню структуру ответа, то запомню и сам ответ. Поэтому можно сказать, что эта незаконная студенческая деятельность меня очень выручала.
Одним из ее ритуалов было класть тетради и учебники под подушку перед сном.
— Я любила положить тетради и учебники под подушку, спать не очень удобно, но от этого почему-то было спокойнее. Еще помню, что читала самый легкий и сложный билет в автобусе по пути в университет, — признаётся Марина.
Преподаватель также рассказывает историю о том, как суеверия чуть не сыграли злую шутку с ее однокурсницей:
— Одна девушка принесла шпаргалки, спрятав их в сапоге. В момент, когда она достала их, в аудиторию вошел преподаватель и попросил всех перейти в другую аудиторию. Несмотря на это, студентке удалось пройти в другой кабинет и успешно сдать экзамен. Наверное, ей помогли все ду́хи, которым она молилась.
«Примет много у тех, кто чего-то боится»
Некоторые преподаватели считают, что приметы и суеверия — результат страха перед неизвестностью. Студент не учился, а потом начинает кричать в полночь в окно: «Халява, приди!» Главное, не забыть помахать зачеткой.
— Я училась в СССР, и тогда суеверия не приветствовались. Примет у нас действительно не было, я очень легко училась и не переживала за экзамены. У меня было много автоматов, особенно на последних курсах, — вспоминает преподаватель ОмГУ и этнограф Татьяна Смирнова.
Помогали сдавать все экзамены и зачеты — любовь к чтению и самой учебе. Как говорится, главное — желание:
— Я любила учиться, может, поэтому приметы мне были не нужны. Я не боялась экзаменов, и как этнограф могу сказать, что примет много у тех, кто чего-то боится — экзаменов, непогоды или леса.
А вы верили в студенческие суеверия и приметы?