Образование проблема Кто будет учить наших детей завтра? О кадровом кризисе и зарплатах учителей

Кто будет учить наших детей завтра? О кадровом кризисе и зарплатах учителей

Молодые специалисты неохотно идут работать в школу

Если перегружены учителя, страдает и качество образования

В омских школах остро чувствуется нехватка кадров, жалуются учителя. Нередко педагогам приходится брать дополнительные часы, а значит, перерабатывать. И это притом, что почти половина педагогов в Омске — предпенсионного и пенсионного возраста. Корреспондент NGS55.RU поговорил с учителями и запросил официальные данные о том, сколько педагогов не хватает и кто сегодня учит наших детей.

Кадровый дефицит

— Нехватка кадров в школе ощущается достаточно остро. Есть два подхода на этот счет: бюрократический (формальный) и фактический. Допустим, необходимо пять учителей в школе по определенному предмету, а есть только три. Нагрузка недостающих педагогов распределяется по другим учителям. Формально у нас нет нехватки, потому что часы распределены, но фактически нам всё еще нужны два учителя, чтоб сделать нагрузку нормальной, при которой не будем терять в качестве. Хотя часто люди соглашаются на повышение нагрузки, чтобы увеличить заработную плату. Ну и чиновникам легче отчитываться по показателям. Но в реальности это сказывается на качестве преподавания в школе, поскольку учитель регулярно перерабатывает, — делится учитель истории и обществознания омского лицея № 137 Степан Кошкарёв.

Однако в Минтруде Омской области слова о нехватке учителей подтверждают цифрами — по состоянию на конец апреля этого года в области официально требовались 603 учителя. Самые востребованные — преподаватели иностранного языка (149 вакансий), русского языка и литературы (102 вакансии) и математики (83 вакансии). Вакансии в сфере общего образования актуальны каждый год.

Идут ли в сферу образования молодые специалисты? В 2020 году через службу занятости населения Омской области в школы устроили 22 выпускника профильных заведений. Неутешительный показатель для области с почти двухмиллионным населением.

— Молодежь у нас есть, но ее мало. У нас в школе не задерживается. Хотя пара-тройка толковых девочек работает. К нам они пришли уже с маленьким, но опытом. Есть те, кто понимает, что это не их профессия, и они просто не могут работать в школе с детьми и родителями. В нашу школу нужны учителя иностранного языка и начальной школы. Есть учителя, которые больше двух ставок ведут. Тут уж не до хорошего. Хочешь заработать — нужно брать часы. С одной ставкой далеко не уедешь. Многие занимаются репетиторством. Так и крутятся. У многих выслуга. Примерно 20% учителей уже на пенсии по выслуге лет, — поделилась с нами учительница из школы № 34.

Кто учит детей сегодня?

По официальной статистике, предоставленной NGS55.RU Министерством образования Омской области, в общеобразовательных учреждениях нашего города работают 5587 учителей. Более четверти от общего числа педагогов (1411 человек) достигли пенсионного возраста. Согласно федеральному закону «О страховых пенсиях», на заслуженный отдых преподаватели могут уходить, имея за спиной 25 лет педагогического стажа. В реальности большой процент учителей продолжает трудиться в школе на пенсии. Что касается молодежи, то из пяти с половиной тысяч учителей только чуть более 15%, или 854 человека, — люди в возрасте до 30 лет.

По масштабам всей Омской области речь идет о 13 тысячах учителей. За последние четыре года их количество практически не менялось. Судя по докладам Министерства образования Омской области на их официальном сайте, по итогам 2017 года в школах всего региона работал 13 491 учитель, по итогам 2020-го почти столько же — 13 244 учителя.

При этом количество учеников в регионе растет. Как указано в тех же докладах на сайте Минобра за последние четыре года, обучающихся в школах стало на 14 тысяч больше — с 205,8 тысячи человек в 2017 году до 219,8 тысячи человек в 2020-м.

— Однозначно нехватка педагогов есть, она зафиксирована на официальном уровне. Где-то порядка 700–800 человек нехватка педагогических кадров по области. По нашим оценкам, конечно, гораздо больше, потому что педагоги сейчас ведут и полторы, и две ставки, и чуть ли не до трех доходит у некоторых. У учителя норма труда составляет 18 часов в неделю. Понятно, что это идеальный случай. Но, по крайней мере, раньше больше 24 часов не рекомендовалось вести. Это большая нагрузка на педагога, потому что у него, помимо ведения часов, есть еще и другая педагогическая деятельность, не связанная с образовательной. Это проверка тетрадей, подготовка к урокам, самообразование, внутришкольные мероприятия — поделился глава профсоюза работников образования Евгений Дрейлинг.

Зарплата. Реальная против формальной

— В Омске молодой специалист приходит на ставку 8500 рублей (за 18 учебных часов), возможны какие-то доплаты, если он получает минимальную нагрузку, ну или чуть больше, его могут дополнительно стимулировать премией (которая вообще дается за успехи), тогда его доход выйдет на уровне 15–17 тысяч рублей в месяц. И это в лучшем случае, чаще получается даже меньше. В итоге молодые учителя попадают либо в ситуацию «голодного кармана», либо на них навешивают слишком много. Поэтому далеко не все закрепляются в образовании, — рассказывает Степан Кошкарёв. — Средняя зарплата, о которой говорят в министерстве, не соответствует действительности (по официальным данным, она составляет чуть более 34 тысяч рублей. — Прим. ред.). Такие деньги получать можно, если брать дополнительные обязанности, не связанные с образовательной деятельностью. Например, ведение сайта школы, пожарная безопасность или еще что-то. В реальности, думаю, тысяч 20 — это средняя зарплата, ну либо человек ведет часов 40 в неделю (это больше двух ставок), берет классное руководство и т. д. А теперь представьте, какого качества образование дает такой учитель? Можно ли говорить о реальной воспитательной работе? Но для чиновников — это идеальный вариант, формально потребности в других учителях нет, ставки закрыты, зарплата хорошая!

Осенью прошлого года ректор педагогического университета Иван Кротт в интервью NGS55.RU также затронул проблему низких зарплат учителей.

— Средняя зарплата, которую предлагают работодатели в регионе, составляет примерно 16 тысяч рублей. Но всё зависит от нагрузки, преподаваемых предметов, местонахождения — город это или село. Зарплата может варьироваться и быть выше, если это молодой специалист или активный участник конкурсов. Самые высокооплачиваемые — логопеды-дефектологи. Им предлагают от 30 тысяч рублей. Работодатели из Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийска предлагают нашим студентам зарплату от 30 до 50 тысяч рублей — нам приходят запросы из других регионов. А вообще в нашем регионе есть определенная потребность в кадрах, что греха таить, поэтому нам дополнительно выделили 49 бюджетных мест на бакалавриат и магистратуру к тем местам, которые у нас были ранее на 2020–2021 годы, — пояснил ректор.

Иван Кротт подчеркнул, что в северных регионах выпускникам предлагают куда более высокую зарплату

Но, несмотря на низкий уровень предлагаемых в регионе зарплат, глава вуза отметил, что интерес к профессии педагога растет.

— К нам стали идти ребята с более высоким баллом ЕГЭ. Его средний балл по итогам приемной кампании из года в год растет, то есть это не просто «Я нигде не пригодился и пойду учиться в педагогический вуз», а это говорит о том, что мотивированный выпускник школы, у которого хорошие баллы, начинает выбирать профессию учителя. Наоборот, к этой профессии растет интерес. У нас даже готовы идти на коммерческую основу учиться, потому что не хватает бюджетных мест, — сообщил Иван Кротт.

Тем не менее сегодняшняя ситуация показывает, что многие выпускники не идут работать по специальности, а профессия учителя продолжает стремительно «стареть». А значит, без решения этой проблемы дефицит учителей будет только расти.

Работаете в сфере образования и у вас свое мнение по этому вопросу? Напишите нам.
Звоните круглосуточно8 (3812) 38-08-69
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства