2 августа понедельник
СЕЙЧАС +26°С

«Пусть учатся на двойки»: родители и учителя делятся своим отношением к дистанту

Педагоги массово болеют, а мамы и папы берут на себя ответственность преподавания

Поделиться

Школьникам дистанционное обучение пришлось по вкусу, а вот родителям и учителям — нет

Школьникам дистанционное обучение пришлось по вкусу, а вот родителям и учителям — нет

Поделиться

О том, стоит ли переводить школьников на дистанционное обучение, — немало споров. Дети же всегда придерживались одной позиции: дома хорошо, можно подольше поспать, да и над душой никто не стоит. Что касается родителей, то одни против того, чтобы их ребенок учился из дома, потому что вся ответственность ложится на их плечи, да и свои дела приходится откладывать на второй план. Другие — за, потому что боятся, что их дети заразятся коронавирусом, и готовы взять на себя все обязательства по домашнему обучению. Многие учителя, несмотря на то, что и сами переболели COVID-19, предпочитают учить детей очно или выступают за разумное совмещение форматов. Основная причина тому — отсутствие контакта с учениками. Корреспондент NGS55.RU спросил учителей разных омских школ и родителей, как изменилось их отношение к дистанту, за какой формат они «голосуют», а также проанализировал основные проблемы учебы из дома.

Что думают родители?


Валентина Брылякова

У Валентины Брыляковой четверо детей, трое из которых учатся в гимназии № 140. После продленных каникул на одну неделю из-за эпидемиологической обстановки эту школу частично закрыли на карантин. Тогда многодетная мать снова вспомнила все тяготы дистанционного обучения.

Отношение родителей к дистанту изменилось, но проблемы остались те же

Отношение родителей к дистанту изменилось, но проблемы остались те же

Поделиться

— Когда весной впервые объявили о самоизоляции, то в первый день дома творился кошмар: все члены семьи собрались за кухонным столом у одного ноутбука. Дети нервничали, мы вместе с ними. Второй раз возвращаться к дистанту, конечно, уже не так страшно — всё это уже проходили. Если раньше мы старались контролировать детей, то сейчас предоставили право на самостоятельность. Преподаватели всё выкладывают на разных информационных платформах. Кто-то в Дневнике.ру, кто-то на «Яндексе» и так далее. Моя голова же это не компьютер. Хорошо, когда один ребенок. Мне для того, чтобы зайти на Дневник.ру к каждому ребенку, нужно ввести пароль, потом выйти, потом снова ввести пароль, выйти и так далее. Я больше это, как раньше, тотально не контролирую. У нас еще такая философия в семье, что учеба — это ответственность детей, — рассказывает Валентина.

Валентина трудится из дома. Говорит, что, когда дети учатся на удаленке, приходится откладывать работу, ведь уроки без подробных объяснений преподавателей рождают много вопросов и аппетит.

Дети на дистанте требуют много внимания

Дети на дистанте требуют много внимания

Поделиться

— У каждой мамы есть свои заботы по дому, работа. А еще теперь мы частично обучаем своих детей. Когда они были в школе, я могла спокойно работать до обеда, потом еще в течение дня. Но им через каждые 5 минут то покушать, то попить нужно, — вздыхает Валентина. — Я вообще не представляю, как дети учатся дистанционно, когда мама не может быть дома. Единицы детей, которые понимают, что учиться нужно и это важно.

Ксения Шестакова

Сын Ксении Шестаковой учится в 3-м классе в школе № 24. Женщина рассказывает, что ответственность за удаленное обучение для начальных классов полностью ложится на родителей, потому что младшеклассники не могут выполнять задания самостоятельно.

Ксения и Лев Шестаковы

Ксения и Лев Шестаковы

Поделиться

— Мы против дистанта, потому что наша учеба проходила таким образом, что всё взвалили на плечи родителей. Мы не занимались по Zoom, нам просто давали материалы классной и домашней работы. Мы всё отправляли по электронке. Их в 9 утра выкладывали, а в 5 вечера надо было сдать. Мы не успевали сдавать вовремя, при условии, что занимались весь день. Понятно, что учитель относился более-менее лояльно. Всё равно это абсолютно неприемлемо, потому что ребенок в начальных классах не может всё делать самостоятельно, необходима помощь родителя. На данный момент я нахожусь в декретном отпуске и могу ему помочь. А как с этим справлялись другие родители, которые работают? — возмущена Ксения Шестакова.

По ее мнению, знания детей на дистанционном обучении значительно снижаются. Если не помощь родителей, то легко скатиться на двойки.

— Знания упали на ноль, что родители могли дать, то дали. У многих знакомых дети стали хуже учиться. Мой сын — нет, потому что я целыми днями с ним сидела, но чего маме это стоило, каких нервов? Тогда я сказала, пусть учится на двойки. Самостоятельно. Маме так будет легче. Если будет еще один дистант, так, как и раньше я рьяно бралась, уже не стану. Будет как будет.

Екатерина Кузина

Дочь Екатерины Кузиной учится в 5-м классе гимназии № 150. Женщина также против дистанционного обучения, и по той же причине — из-за пробелов в знаниях.

Полина (слева) и Екатерина Кузины

Полина (слева) и Екатерина Кузины

Поделиться

— Я против дистанционного обучения. Считаю, что на сто процентов знания они не получают, когда обучаются таким образом. Когда весной мы «сели» — это был 4-й класс, конец начальной школы. У детей были пробелы в знаниях. Они недополучили того, что должны были получить. Когда всё только-только начиналось, конечно, мы помогали, потому что для ребенка всё было сложно. Потом, примерно через две недели все-таки школа выбрала, в какой программе мы будем заниматься, — мы сначала по WhatsApp общались с учителями, потом по Zoom, тогда более-менее всё это наладилось. Но всё равно где-то связь прерывается, где-то микрофон перестает говорить. Ребенок вроде отвечает, но его не слышат, много технических моментов, из-за которых они не получают информацию, которую должны.

Екатерина признается, страха, что ребенок заразится в школе коронавирусом, по сравнению с началом пандемии, стало меньше. Родители устали.

— Уже, честно говоря, все бы переболели и выдохнули, потому что уже устали бояться. Такого страха, как был изначально, уже нет, — признается омичка.

Родителей, которые бы выступали за дистант, оказалось найти сложнее. Тем не менее, по информации регионального Министерства образования, в Омской области по заявлениям родственников на домашнее обучение перевели 1243 омских школьника.

Что думают учителя?


Орлянская Людмила Григорьевна

Людмила Григорьевна Орлянская работает учителем мировой художественной культуры в гимназии № 19. Ей 73 года, поэтому по новому распоряжению губернатора ее отправили преподавать из дома. По ее словам, качество обучения на дистанте становится в несколько раз хуже.

Людмиле Григорьевне 73 года. Ее отправили на дистанционное обучение

Людмиле Григорьевне 73 года. Ее отправили на дистанционное обучение

Поделиться

— Чем я недовольна, так это качеством. Как бы я ни старалась выложить материал, это всё равно не так красиво, если бы я говорила об этом детям в классе, которые сидят и слушают. Сайт есть classroom на Google — мы на нем с прошлого года занимаемся. Я выкладываю урок, материал, задание. У других учителей бывают проблемы, что дети не заходят на сайты, не читают ничего. У меня таких проблем нет, потому что они мой урок любят. Есть свои плюсы, есть и минусы. Раз деваться некуда, то что поделаешь. Ради ситуации можно смириться с дистантом, но с постоянным заочным обучением — нет. На 50 процентов качество урока падает, когда нет живого общения с детьми. Хотя бы чередовать форматы как-то. У меня в этом году появились новые 7-е классы, хорошо, что я хоть четверть у них преподавала, а так они бы и не заходили на мою страницу, потому что не знали бы меня. Дистант как временное дело по необходимости — можно и перетерпеть. Я забастовками не пойду со словами «Пустите меня на уроки!», — улыбается учитель.

Учитель из лицея № 137

Учитель из лицея № 137, который рассказал о своем отношении к дистанционному обучению, предпочел сохранить анонимность. По его словам, в школах очень большой риск заразиться коронавирусом: не успел один педагог выйти из больничного, как уходит другой. Часто приходится подменять других, потому что работать некому. При этом он не поддерживает формат дистанционного обучения, поскольку тоже понимает, что без очного контакта ребенок не сможет усвоить материал.

— Самое ужасное, что нет обратной связи. Ученики тебя вроде слушают по интернету, но ты их не чувствуешь вообще. Ты можешь что-то говорить, они могут написать, это не передает настоящее человеческое общение. Учителя не хотят уходить на дистант, зато детям нравится, потому что они понимают, что у них больше свободного времени становится. Но, судя по знаниям, которые они получают, качество снижается. Они сидят в интернете, копируют, отправляют, получают пятерки, а потом, когда они в школу приходят, то не могут связать и двух слов, потому что не вникали в то, что делали. Потом успеваемость начинает падать, и они бьют тревогу: «Как так?», — поделился педагог.

По его словам, дистанционное обучение занимает больше времени, чем очное.

— С дистантом работы больше. Много времени уходит на проверки. Ты же не можешь выдать задание и чтобы дети тебе всё в одно время скинули. Они будут тянуть по неделе. Гора этих «домашек», кажется, что работа не заканчивается, — переживает учитель.

Раковец Елена Валерьевна

Елена Валерьевна Раковец учит детей 5-х и 9-х классов математике, алгебре и геометрии в гимназии № 140. Говорит, сложности в том, что со школьниками нет зрительного контакта. Неизвестно, поняли ли дети новый материал или нет.

Учитель математики гимназии <nobr class="_">№ 140</nobr> болела коронавирусом

Учитель математики гимназии № 140 болела коронавирусом

Поделиться

— Всё равно, когда мы детей на уроках видим, то у некоторых по взгляду видно, понял он темы или нет. Подходишь отдельно, пытаешься им объяснить. А здесь контакта нет. Ты не знаешь — поняли ли они тебя или нет, — делится учитель.

Елена Валерьевна признается, что при дистанционном образовании у детей нет «крепких знаний», как при очном обучении. Многие учителя против удаленки, но после того, как в школе несколько десятков учителей заболели коронавирусом, пришло осознание, что здоровье все-таки важнее, а пробелы в знаниях можно восстановить.

— Когда ты сам переболел, то понимаешь, что это необходимая мера, поэтому знания можно догнать, а здоровье уже нет. Я сейчас на больничном нахожусь. Из четверых учителей математики трое болеют, один умер. Мне уже легче стало, и я понимаю, что у детей больше месяца не было нормальной математики, их тоже надо в чувства приводить, поэтому отправляю им задания, ссылки на видеоуроки с аналогичными заданиями, которые нужно выполнить. Как бы мы против ни были дистанционного обучения — мы тоже не в восторге от всего, но когда выбор между здоровьем или учебой, то здесь, однозначно, здоровье. Когда сам переболел и твои дети и близкие, коллег теряешь, то по-другому начинаешь смотреть на ситуацию, — подвела итог учитель.

Чем плох дистант?

По рассказам и родителей, и учителей можно сделать вывод о том, что дистанционное обучение имеет много проблем. Например, как быть многодетным семьям, у которых на несколько детей один компьютер, а учатся они в разных классах в одно время? Сейчас, конечно, практически у каждого ребенка есть телефон, но заниматься по нему, как выяснилось, не очень удобно, не говоря о тех случаях, когда урок проходит в формате видеоконференции. Казалось бы, долгая весенняя практика, когда во время самоизоляции все школы на несколько месяцев ушли на дистант, должна была позволить выработать единую систему обучения. Но получается, что учителя по-прежнему выкладывают задания на разных образовательных платформах, что сводит с ума и родителей, и детей. Плюсом добавляются регулярные «подвисания» программ. Школьники также рассказывают, что из-за этого часто не могут понять новый материал: «Видео лагает, лишний раз не переспросишь, да и вряд ли кто-то услышит».

Дистанционное обучение подкинуло проблем и педагогам. Дети выполняют домашнее задание в разное время. На протяжении нескольких дней учитель вынужден собирать «домашку» при условии, что уроки он преподает у нескольких классов, где в каждом учится около 30 человек. Иногда, рассказывают педагоги, на уроки по видеосвязи «приходит» всего один ученик. Родители же считают, что учителям просто: «Отправил задание, и дело с концом». Им приходится брать ответственность за знания детей на себя. Не помог, вовремя не проконтролировал, школьник стал хуже учиться. И если в начале коронавирусной истории папы и мамы основательно брались за обучение и контроль детей, то со временем всё сошло на нет.

В рассказах каждого, с кем мне удалось пообщаться, мелькает фраза «качество обучения падает». Во-первых, нет зрительного контакта учитель — ученик, невозможно понять по маленькому изображению в углу компьютерного экрана, усвоен ли материал, да и индивидуально не подойдешь к каждому, не объяснишь. Во-вторых, в интернете можно найти ответ на любой вопрос и решение на любую задачу — зачем заморачиваться и вникать? Вряд ли найдется школьник, который с усердием подойдет к самообучению. Безусловно, опасность заразиться коронавирусом высока, но, может, в первую очередь стоить отладить систему дистанционного обучения?

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
У нас есть специальная рассылка о коронавирусе и карантине в нашем городе. Подпишитесь, чтобы не пропускать новости, которые касаются каждого.
Загрузка...
Загрузка...