Ранее NGS55.RU писал об учителе истории и обществознания из Нижнеомской школы № 1 Александре Мамаеве. 32-летний преподаватель победил в первом этапе 30-го юбилейного всероссийского конкурса «Учитель года России — 2019» и вошел в число лучших педагогов страны. Мы решили пообщаться с Александром и выяснить, что собой представлял самый престижный конкурс в учительской среде, и что помогло омскому педагогу стать одним из лучших. Кроме того, педагог рассказал, как относится к идее введения обязательного ЕГЭ по истории, почему, несмотря на «унизительное положение», продолжает работать в школе, и что, по его мнению, ждёт профессию учителя в будущем.
— Александр, расскажите, почему вы решили участвовать в конкурсе?
— Я решил участвовать, потому как даже в муниципальном этапе наша школа не побеждала уже пятнадцать лет. И когда в прошлом году одна из участниц нашей школы тоже не смогла стать победительницей, мне как-то обидно стало. Я тогда подумал: «А смог бы я победить на муниципальном этапе?» Я решил испытать себя. Начал готовиться, прилагать усилия, и, знаете, победил! В декабре 2018 года я победил на муниципальном этапе. Других целей я себе не ставил, но тем не менее я вышел на региональный этап, а после — на всероссийский. И опять прилагал усилия, боролся с собой. И в результате стал лауреатом. Я не ставил перед собой грандиозных целей. Я просто старался. Боролся с собой.
— Что собой представлял конкурс?
— Это самый престижный конкурс для учителей. Он состоит из нескольких этапов: муниципального, регионального, всероссийского. В этом году в муниципальном этапе в России участвовали 21 582 учителя. В региональный прошли 2852 человека. На всероссийский вышли всего 85. Потом отбирались 15 лауреатов, и я стал одним из них. После этого была пятёрка призёров и один абсолютный победитель. Конкурс включал в себя несколько испытаний: пятичасовое эссе на тему «Учитель и ученик растут вместе», проведение урока и внеурочного мероприятия. Кроме того, в течение всего лета жюри следило за нашими личными сайтами. Тем счастливчикам, которые попали в список лауреатов, предстояло провести мастер-класс и в команде разработать образовательный проект. Оставшаяся пятёрка участвовала в разговоре с министром и давала публичную лекцию.
— Что позволило вам стать лауреатом?
— Правильно поставленная перед собой цель. Я не ставил цель стать лауреатом или победителем, я хотел достойно выступить. Я понимал, что борюсь с самим собой. Моим главным конкурентом был я сам. Мне было интересно узнать, смогу ли я, получится у меня или не получится? И я шёл к своей цели. Но, наверное, самый главный секрет — это что я на каждом испытании оставался самим собой. Я помню, как в мае месяце мне позвонил Александр Витальевич Рахно. Это единственный в Омской области обладатель малого «Хрустального пеликана», единственный человек, который в 2004 году вошёл в ту самую пятёрку, стал призёром конкурса. Он позвонил мне, поздравил с победой на региональном этапе и пожелал оставаться самим собой. И, действительно, я был самим собой, и у меня всё получилось.
— Лауреатов награждали?
— Нам вручили дипломы. Как я понял, конкурс не подразумевает материальное поощрение. Но со сцены Государственного Кремлёвского дворца Галина Меркулова (председатель профсоюза) вручила мне сертификат на 100 тысяч рублей. Это был спецприз от профсоюза. Отрадно, что именно я из пятнадцати лауреатов стал его обладателем. Не знаю, правда, почему они выбрали именно меня. Видимо, профсоюзу понравился. Может быть, потому, что я работаю в сельской школе.
— Как думаете, чего вам не хватило для того, чтобы войти в пятёрку призёров?
— Мне не хватило сил и энергии на презентацию проекта, поскольку я выложился на уроке, внеурочном мероприятии и мастер-классе. Да и цели попасть в пятёрку я себе не ставил, потому что в этой пятёрке — уникальнейшие учителя России. Пожалуй, самые достойные.
— Как давно вы преподаёте?
— Я преподаю с 1 апреля 2013 года. Работаю уже шесть лет. За эти годы я преподавал в каждом классе, выпустил уже несколько десятков учеников. Более того, я в школе преподаю ребятам ещё и шахматы и шашки в нашем шахматно-шашечном клубе. Сейчас я веду уроки у пятого, седьмого и десятого классов.
— Всегда хотели стать учителем?
— Я стал учителем случайно. Я сам родом из Тары. 25 лет прожил в этом старейшем городе. Дело в том, что в Таре есть два филиала университетов: филиал Омского государственного педагогического университета и филиал Аграрного университета. Я поступил в Тарский филиал ОмГПУ, успешно его окончил и три года работал не по специальности, но с детьми — в социально-реабилитационном центре. В 2013 я приехал в Нижнеомку, и судьба завела меня в школу. Я никогда не думал, что буду работать учителем.
— Вас устраивает ваша работа?
— Пока меня всё устраивает. На сегодняшний день я отработал уже шесть лет, и эти шесть лет стали для меня самими запоминающимися после жизни в университете.
— Не хотели бы преподавать в университете?
— Для того чтобы преподавать в университете, нужно отучиться в аспирантуре, защититься и стать доцентом или профессором. Я считаю, что работа в университете сложна, поскольку связана с наукой. Считаю, что в университетах работают не учителя, а учёные. Не каждый может стать учёным. Пока у меня такого желания нет.
— В таком случае, чего вы хотите достичь в профессиональном плане?
— Это вопрос о профессиональном росте. Но учитель — это такая профессия, где карьерного роста в классическом понимании нет. Я уверен, что ни один учитель (за редким исключением) не мечтает стать директором школы или министром образования. Моя мечта — стать профессионалом-учителем. Таким преподавателем, которого будут любить дети.
Хочу, чтобы после того, как я уйду на пенсию, дети ещё долго меня вспоминали. Для меня это гораздо, гораздо важнее карьерного роста.
— Что является самым трудным в работе учителя?
— Здесь есть несколько аспектов. Прежде всего, некоторая несостыковка приоритетов и ценностей, когда учитель несёт что-то светлое в школу, в семью, а по телевизору и в СМИ идёт совершенно иная информация. С этим довольно-таки тяжело бороться. Также многие учителя жалуются на загруженность, на постоянную проверку тетрадей. Очень многие работают не на одну ставку. Нам приходится подрабатывать, чтобы как-то выживать. Нельзя не вспомнить и о жёстких требованиях со стороны прокуратуры. Она порой предписания выписывает на ровном месте.
В наши дни школа и учителя выглядят слабым, беззащитным созданием, в которое любой может бросить камень.
Это не очень хорошо.
— Бывало ли, что работа доводила до исступления, до стресса?
— До этого момента я и не задумывался о том, что, на самом деле, моя работа действительно «доводит» меня, но доводит до радости, смеха и счастья. У меня бывали трудные жизненные ситуации, когда я приходил в школу убитый горем или раздосадованный. Но спустя короткий промежуток времени я понимал, что моё настроение резко меняется. В школе забываешь обо всех невзгодах, поскольку дети бегают, улыбаются, здороваются с тобой. Атмосфера радости затмевает все невзгоды, они уходят на второй план. Я считаю, профессия учителя уникальна. Большинство профессий связаны с негативом: с горем, с преступлениями, с болезнями. А работа учителя связана с оптимизмом, потому что мы работаем с детьми, а дети — это всё-таки очень весёлые существа.
— Что вы больше всего любите в своей работе?
— Мне больше всего нравится общаться с детьми, поскольку дети излучают позитив. Эти эмоции, которыми ты заряжаешься во время работы с ними, позволяют тебе быть по-настоящему творческой личностью. И пока ты общаешься с детьми, ты остаёшься молодым. Я видел много учителей преклонного возраста — им за 60, за 70, но в душе они очень молодые люди. Почему? Потому что они продолжают общаться с детьми. Мне сейчас 32 года, и я это чувствую.
— Как относитесь к низкой зарплате учителя?
— Не секрет, что для того, чтобы существовать, учителю нужно брать по 30–35 часов, работать по две ставки. Искать дополнительные источники заработка, заниматься репетиторством. Оклад учителя — 8572 рубля. Если бы я работал на одну ставку, моя зарплата составляла бы 13 600 рублей. Минимальный размер оплаты труда — 11 200. Получается, что неквалифицированный рабочий получает 11 200, а учитель первой категории с шестью годами стажа — 13 500.
Я считаю, что зарплата учителя не просто низкая — она унизительная.
— Не хотелось ли уйти с работы из-за низкой зарплаты?
— Да, хотелось. Периодически, когда возникают финансовые трудности, подумываешь о том, что, наверное, я выбрал неправильную профессию. Но тем не менее что-то заставляет меня оставаться в школе. Я знаю многих людей, которые всё чаще и чаще об этом говорят — о том, что пора бы из школы уходить и искать место более высокооплачиваемое. Это не очень хорошая тенденция, поскольку учителей и так в школах не хватает.
— Что думаете насчёт экзаменов, которых из года в год становится всё больше?
— Я считаю, что после 9 класса экзамены, конечно, нужны, но почему бы не оставить их в традиционной форме? Когда ребята приходили к своим учителям и спокойно делились своими знаниями, как это было во времена моей молодости. Что касается 11 класса, то ЕГЭ уже доказал, что ребята могут сдать этот экзамен и поступить в лучшие вузы страны. Но, на мой взгляд, ЕГЭ не даёт возможности раскрыть творческий потенциал школьника. Всё сводится к дрессировке. Конечно, ЕГЭ я бы не отменял, но внёс бы коррективы — как минимум, экзамен нужно сдавать без стресса, без металлодетекторов, без отбора телефонов. Ребёнок должен находиться в комфорте — только тогда он сможет делиться всеми своими мыслями и эмоциями.
— Министр просвещения РФ Ольга Васильева заявила, что в будущем ЕГЭ по истории может стать обязательным. Как относитесь к этой идее?
— Я считаю, что каждый уважающий себя гражданин должен знать историю своей страны, потому что история учит нас устанавливать причинно-следственные связи. Ничего не бывает просто так. Когда мы смотрим на современные войны, конфликты, предпосылки к реформам, мы должны понимать, что события будут развиваться точно так же, как и тысячу лет назад, потому что причинно-следственные связи работают всё те же самые. Так что я считаю, что для этого мы должны знать историю, учиться на её уроках, знать, как избегать войн, конфликтов, революций. Но я бы не сводил это к принудительному экзамену. К тому же, можно было бы немного подкорректировать вид экзамена. История — это довольно интересный предмет, и гораздо интереснее обсуждать события, чем проходить сухое тестирование.
— Как оцениваете современную систему образования?
— Современной системе образования есть к чему стремиться, есть куда расти. Нужно серьёзно менять отношение к этой сфере. Это трудно, сродни тому, чтобы поменять менталитет человека. Но я уже говорил о том, что учителя работают на две — две с половиной ставки. Из-за этого страдает качество образования. Если Владимир Владимирович Путин хочет войти в десятку сильнейших стран мира по образованию, то мы должны задуматься о его качестве. А повысить качество образования невозможно до тех пор, пока учитель работает по 35 часов. Хотелось бы изменения ситуации в лучшую сторону, чтобы школа находилась под протекторатом. Это место должно быть священным. А сейчас мы превращаемся в страну, которая пытается следить за школой и требует, чтобы всё делалось по указке. Но ведь профессия учителя — творческая. А творчество не подразумевает движение по какой-то запланированной траектории.
— Как считаете, что ждёт профессию учителя в будущем?
— Во-первых, я считаю, что профессия учителя будет существовать вечно. Если многие профессии будут заменены работами, а другие умрут, то профессия учителя — нет. Ведь невозможно обойтись без человека-наставника. Но сейчас всё меньше и меньше учителей в школах. А как заманить учителя в школу? Повышать престиж профессии. Я считаю, что изменения — насколько бы трудными они ни были — произойдут в скором времени, уже в ближайшие десятилетия. Я верю в это.
Дальше просто нельзя находиться в таком состоянии, в каком учителя находятся сейчас. Изменения жизненно необходимы.
— О чём бы вы предупредили тех, кто планирует стать учителем?
— Тем, кто планирует прийти в профессию учителя, я желаю обращать внимание на время. Шесть лет назад я пришёл работать в школу, и они пролетели как одно мгновение. Так пролетит и 25, и 30 лет моей педагогической жизни, а вместе с ней пролетают и мои годы. Цените своё время.