Предсказания Александра Морозова, одного из главных коллекторов страны, на первый взгляд представляются какой-то антиутопией. И в самом деле, что это: тотальная слежка за должниками, смартфоны, передающие информацию о владельцах, сканирование действий пользователей в интернете, система опознавания должников, вмонтированная в металлоискатели… что за фантазии? В интервью НГС.НОВОСТИ коллектор объяснил, каким образом изменится система взыскания долгов и какова доходность этого бизнеса.
Справка: Морозов Александр Витальевич — президент «Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств», президент группы компаний «Финансовое Агентство по Сбору Платежей (ФАСП)». В 1993 году окончил Московский государственный лингвистический университет. В 2000–2004-м — начальник управления розничного кредитования ОАО «Альфа-Банк». С 2004 года — коммерческий директор ГК ФАСП. Занимается стратегическим планированием, построением системы продаж, услугами по сбору просроченной задолженности. С 2011 года собранием акционеров назначен президентом ГК ФАСП. (Данные Ассоциации российских банков)
Объемы розничного кредитования растут год от года, а вместе с ними и объем проблемных долгов. Опишите поле деятельности, которое открывается перед коллекторами?
Только по банковским долгам в стране насчитывается 14–15 млн должников. Объем просроченной задолженности растет, в конце 2014 года достиг уровня в 800 млрд руб. В 2015 году, по оптимистичным прогнозам, просрочка достигнет 930 млрд руб., а в пессимистичном сценарии — превысит 1 трлн руб. И это только розница. А ведь есть еще долги ЖКХ, микрофинансовых организаций, МСФ и множества других.
Просто поле непаханное…
Чувствую некий подтекст в ваших словах. Хочется отметить, что коллекторы действуют во всём цивилизованном мире. Если вы задолжали банку или какой-то другой организации и не возвращаете долг, то рано или поздно в вашу дверь постучатся профессиональные взыскатели долгов.
Насколько законна ваша деятельность?
Коллекторские агентства, которые входят в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств НАПКА, действуют в рамках правового поля, опираются на Гражданский кодекс, а также на выработанный нами этический кодекс. Оставшиеся — действуют по своему усмотрению. Но это пока. В скором времени планируем появление долгожданного профильного отраслевого закона о деятельности по взысканию.
Как быть заемщику, если он сталкивается с коллекторами, которые действуют вне рамок правового поля, например, угрожают физическим воздействием и так далее?
Во-первых, постараться записать на диктофон разговор. Во-вторых, необходимо уточнить в банке, действительно ли он передал ваш долг коллекторскому агентству и какому именно. Профессиональные взыскатели всегда представляются, действуют на основе доверенности от банка или договора цессии (выкупа долга). Также стоит написать жалобу в нашу ассоциацию.
Какой главный совет вы могли бы дать при общении с коллекторами?
Не прятаться. С теми, кто хочет погасить долг, но пока не может по тем или иным причинам, всегда можно договориться о рассрочке и реструктуризации платежей. Наихудшая тактика — отказ от каких-либо контактов, игнорирование обращений, звонков, писем. Вот эти люди действительно рискуют.
Как быть, если коллекторы приходят к тем, у кого вовсе нет никакой задолженности?
Актуальный вопрос. Коллекторы, действительно, не могут перепроверить контактные данные о заемщиках, которые им поступают из банков. Случается, что должники меняют номера телефонов и адреса, и обращения поступают не тем людям. В данном случае надо просто аргументировано убедить взыскателей, что вы никак не связаны с должником. Но проблему надо будет решать.
Как увеличилось количество коллекторских агентств за последние годы?
Если в начале нулевых в стране насчитывалось не менее тысячи коллекторских агентств, то сейчас, по нашим оценкам, осталось около полусотни игроков — из тех, с кем можно работать.
В чем причина сокращения?
Взыскание долгов — не самый высокомаржинальный бизнес, поэтому остались те, кто способен отладить бизнес-процессы, инвестирует в ИТ, в обучение персонала. Долги взыскивать становится все сложнее. 2015 год будет очень сложный, как для розничных банков, так и для коллекторов. Если у должника нечего взять, то перспективы у нас невеселые. Сейчас должники у нас сильно закредитованы. Подчас им приходится выбирать, на что потратиться: купить еду или внести платеж по оплате долга. Банкам все-таки стоит учиться выбирать заемщиков. Нельзя давать деньги тем, кто не смог расплатиться по старым долгам, ведь тем самым вы загоняете человека в тупик, в долговую яму.
Насколько значимую долю в портфелях коллекторов занимают должники микрофинансовых организаций?
По сравнению с клиентами банков их количество пока незначительно, но МФО — очень динамичный сегмент. К сожалению, инфраструктурно микрофинансовый сектор еще менее готов к росту, нежели банки. Полагаю, МФО стоит внимательнее относиться к выбору клиентов, не давать займы тем, кто уже закредитован. Наиболее надежные клиенты для них — это те, кто имеет устойчивое финансовое положение, но не может получить кредит в банке по причине непрозрачных доходов.
Как изменился портрет должника за последние годы?
По-прежнему основная часть — это экономически активное население, люди в возрасте 29–37 лет. Но все больше становится жителей небольших городов, и даже поселков, улусов и т.д. Банки мигрируют вслед за клиентами в глубинку, вслед за ними движемся и мы.
Какие новые способы используют коллекторы в поиске своих должников? Поделитесь.
Охотно. Мы с вами уже давно живем в мире, где все напичкано различными электронными устройствами, которые сканируют нас, изучают, опознают. К сожалению или к счастью, та железяка, которую мы все с вами таскаем в кармане, приобретает всё большее значение.
Вы говорите о смартфонах, телефонах или?..
Неважно. Все, что мы с вами делаем со своим цифровым девайсом, будь то планшет, телефон или фотоаппарат с «вайфаем», — попадает в Сеть. Тонны информации, начиная с ваших запросов в поисковых системах и заканчивая, скажем, вашей вчерашней съемкой в караоке, — всё болтается там. Копаться в этом довольно сложно, но есть профессионалы, которые успешно занимаются этим.
И как это скажется на взыскании задолженности?
Представьте, вы утром спускаетесь в метро, проходите через турникет, и вежливый голос сообщает: пожалуйста, свяжитесь с банком на предмет погашения долга. Или в торговом комплексе проходите металлодетектор и снова слышите металлический голос. Конечно, вы не реагируете, но сообщение доставлено, и это самое главное.
Есть хороший совет — при заполнении заявки на кредит оставлять только резервный мобильный номер.
А рядом с этой резервной «симкой» в вашем кармане изо дня в день путешествует еще один мобильный. Не удивляйтесь, если скоро также и на него поступит звонок или сообщение по поводу долга. Вы предпочитаете WhatsApp для переписки? Ждите сообщений и по этому каналу.
Кому придет в голову оставить в банковской заявке WhatsApp?
Полагаю, никому. Но если вы пользуетесь интернетом со смартфона, который хотя бы некоторое время находился рядом с той самой SIM-картой, то и этот канал связи станет известен. Или вот еще есть такой сервис — QIWI кошелек, который привязан к номеру телефона. Представьте, что его оплачивает третье лицо. Сразу понятно, к кому обращаться в поиске должника, согласитесь? Третий сервис, навскидку, — навигация. Где мы с вами находимся 40 часов в неделю? Стоит установить место, как быстрый коллектор спешит вручить уведомление. И это мы с вами еще не обсуждаем содержимое личных страничек в соцсетях. Подчас там можно прочитать такое, что вам и в страшном сне не снилось рассказать кредитному менеджеру.
Яна Янушкевич
Фото depositphotos.com (1), предоставлена пресс-службой «Альфа-Банка»