В Омске открылся супермаркет домашней еды «Самовар». В ассортименте нового кулинарного гиганта более 600 готовых блюд. Эксперты-кулинары пророчат супермаркетам готовой еды большое будущее. О том, кто покупает домашний ужин в супермаркетах, из каких продуктов готовят еду, почему такая кулинария лучше, чем обычный фастфуд, и где дешевле купить «домашний» винегрет — узнавала корреспондент НГС.НОВОСТИ.
23 января на ул. Волгоградская, в одном здании с гипермаркетом «Бауцентр», открылся кулинарно-гастрономический супермаркет «Самовар». Владельцем «Самовара» является омская компания ООО «Стройпродукт», которой также принадлежит гипермаркет «Гурман». По словам маркетолога магазина Елены Соломенниковой, место размещения супермаркета определил дефицит площадей или мест для постройки здания нужного размера в других районах города. Для производственных цехов «Самовара» требуется много места.
Как рассказала НГС.НОВОСТИ маркетолог супермаркета Анастасия Корпачева, в новом супермаркете изготавливается более 600 наименований продуктов, в том числе выпечка, супы и другие горячие блюда, салаты и полуфабрикаты. Кроме того, есть так называемый фермерский продукт — сыры, молоко, мясо производства Омской области — и аквариумы, в которых можно выбрать рыбу для своего стола, а также традиционный набор товаров для супермаркета. В «Самоваре» работают 10 традиционных касс и 4 кассы самообслуживания, на которых покупатели сами могут «пробить» товар. По словам маркетолога, кассы такого формата впервые установлены в Омске. Они принимают наличные и безналичные платежи и выдают сдачу.
Вся наша продукция собственного производства — из натуральных продуктов, по проверенным рецептам наших шеф-поваров, готовится в день продажи, всё только свежее. А для того, чтобы готовить дома, также необходимы затраты времени и денег, плюс всё равно придется приехать в магазин за продуктами. У нас уровень готовых блюд очень высокий, потому что готовят шеф-повара ресторанного уровня. А если сравнить наш супермаркет с «Провиантом» или «Сытной площадью», где тоже присутствует собственное производство, — цены у нас не выше, а разнообразие блюд очень большое. Люди к нам идут с самого утра, мы, если честно, даже не ожидали, что у нас уже в 9 утра будет народ».
Ценовой сегмент супермаркета, по словам его представителей, — средний и средний плюс. Салаты в «Самоваре» можно купить в ценовом интервале от 10 до 55 руб. (за 100 г), а супы от 15 до 25 руб. (за 100 г).
Для сравнения: стоимость 100 г обычного овощного винегрета в «Самоваре» — 18 руб., в супермаркете «Лента» — 14 руб., в сетях магазинов «Наш магазин» и «Победа» — 18,28 руб., в супермаркете «Сытная площадь» — 21,5 руб.
Эксперты отмечают, что новый супермаркет напоминает им уже давно ставшие популярными в Новосибирске и других городах супермаркеты домашней еды «Бахетле» и «Добрянка». Первый «Бахетле» казанской сети супермаркетов открылся в Новосибирске в 2010 году по договору франчайзинга. Половину ассортимента «Бахетле» составляют готовые блюда, половину — обычные магазинные товары. «Сегодня думать о своем здоровье и качестве своего питания — это тренд, а еда из «Бахетле» соответствует уровню качественного домашнего стола, — пояснила директор департамента по связям с общественностью супермаркета «Бахетле» в Новосибирске Галина Фирсова. — Поэтому сейчас у нас больше 4000 покупателей в день, а в конце 2014-го мы открыли еще один супермаркет, который качественно еще выше по уровню, чем предыдущий».
Президент Ассоциации кулинаров Омской области Светлана Галкина уверена, что подобный формат супермаркета будет востребован и в Омске, особенно большой кулинарии с собственным производством не хватало спальным районам левобережья. «Эта тенденция развивается в России уже более 5 лет, раньше давно еще были кулинарии — промежуточный формат между общественным питанием и розничной торговлей, продающие готовую еду собственного производства прямо при рознице, — говорит Светлана Галкина. —
Готовые блюда у нас активно покупают, они стали популярны потому, что люди просто ленятся готовить дома или у них нет на это времени, особенно это люди среднего возраста и молодежь, которая и не хотела готовить, и не умеет.
Ресторан же — это более дорогой обязывающий уровень, все-таки выход в свет, а дома можно развалиться на диване и поесть в свое удовольствие. Разговоры про здоровый образ жизни и блюда из натуральных продуктов — это, конечно, маркетинговый ход: все, в принципе, готовят из одних и тех же продуктов. Но это лучше, чем фастфуд или еда из супермаркетов вроде «Ленты» и «Ашана», которые перепродают готовую еду, изготовленную в других цехах», — считает г-жа Галкина.
Уверенность коллеги не разделяет управляющая супермаркетом «Сытная площадь» Ирина Дмитриенко, при этом признавая, что за последние годы спрос на готовую еду в «Сытной площади» заметно увеличился. «Новосибирск ментально очень сильно отличается от Омска: по уровню доходов, по количеству приезжих и командированных мы с Новосибирском и рядом не стоим — говорит Ирина Дмитриенко. — Я считаю оценивать магазин можно только недели через три после открытия. Как магазины готовой домашней еды у нас много кто себя позиционирует — и «Казачья слобода», и «О'Кей» и «Лента», вот способ продажи выпечки в прямом доступе в «Самоваре» точно новинка для Омска, нигде такого больше нет».
В целом эксперты уверены: в кризис омичи будут ограничивать себя в чем угодно, но не в еде, — а крупные ритейлеры пока не собираются уменьшать объемы продаж, некоторые даже планируют расширение.
На прошлой неделе, 22 января, на пресс-туре, посвященном сотрудничеству с омскими производителями, руководство сети «Ашан» выразило готовность открыть в Омске второй гипермаркет. При этом варианты размещения и сроки открытия второго гипермаркета в отделе по внешним коммуникациям сети не уточнили. 26 января на пресс-конференции мэр Омска Вячеслав Двораковский заявил, что размещать второй гипермаркет стоит только за городом из-за перегруженности омских городских магистралей транспортом — по мнению мэра, второй «Ашан» Омску не нужен. «Предполагаю, что это отчаянный шаг компании. Торговыми площадями такого формата у нас город обеспечен достаточно хорошо», — заявил Вячеслав Двораковский.
По словам руководителя отдела по внешним коммуникациям «Ашана» Светланы Артемьевой, развивать направление готовых блюд гипермаркет пока не планирует. «Домашняя еда — это не совсем наше поле», — пояснила г-жа Артемьева.
Анна Акелькина
Фото Ивана Рейзвих