В январе сеть гипермаркетов «Лента» в Омске ввела ограничения на продажу сахара, консервов и круп по дисконтной карте. По данным Омскстата, цены на продукты растут каждую неделю, а представители омских магазинов считают, что подорожания еще не закончились. Законны ли ограничения гипермаркетов на покупки, из-за чего растут цены на продукты и какие из них еще подорожают, узнала корреспондент НГС.НОВОСТИ.
В январе питерская сеть гипермаркетов «Лента» ввела ограничения на дисконтную продажу сахара, рыбных и мясных консервов и круп. Ограничения касаются лишь владельцев дисконтной карты «Ленты»: в сутки по специальной цене можно купить не более 10 кг сахара и круп и 10 шт. консервов по одной карте. Как пояснили в компании «Лента», установка ограничения на акционный товар — это стандартная практика для ритейла, так как товар продается по низкой цене и необходимо обеспечить население товаром на весь период проведения акции. К тому же, как пояснили представители компании, подобные меры направлены против перекупщиков, которых стало больше в последнее время. Также в декабре 2014 года гипермаркет «Ашан» вводил ограничения на продажу — в одни руки не больше 2 кг гречневой крупы.
Председатель общественной организации Омский союз потребителей «Щит» Евгений Рабинович заявил, что, согласно постановлению Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров»,
«Лента» и «Ашан» делают это, чтобы сбить ажиотажный спрос на продукты, и лично я, хотя это и незаконно, это поддерживаю — ажиотажный спрос на продукты нужно всячески сбивать. У наших людей такой менталитет — покупать впрок, в результате ценник на продукты растет, бизнесмены богатеют на спекуляциях. У продуктов есть срок годности, потом в них заводятся червяки, граждане тащат их назад в магазин и пытаются сдать, а то и к нам идут жаловаться», — рассказал Евгений Рабинович. Представители гипермаркета «Лента» от комментариев по поводу незаконности своих ограничений воздержались.
Руководитель департамента маркетинга сети магазинов «Наш магазин» Андрей Шаркеев не видит в ограничениях «Ленты» ничего незаконного, напротив, такие меры мешают спекуляции продуктами, которая всегда расцветает во время резких ценовых перепадов и экономического кризиса. Он признался, что сети удавалось сдерживать цены поставщиков до середины января.
«Больше сдерживать цены мы не можем. А дорожает сейчас все, ведь в России нет ничего 100 % отечественного, во всем есть импортная составляющая», — пояснил г-н Шаркеев.
По данным Омскстата, в регионе с декабря 2013 по декабрь 2014 года индекс потребительских цен повысился на 11,4 %. При этом цены на продовольственные товары увеличились на 14,8 %. Максимально повысились цены на сахар, крупы, бобовые и плодоовощную продукцию, включая картофель. Снижение цены в декабре прошлого года зарегистрировано лишь на яйца (на 2,5 %). Начальник отдела статистики цен и финансов Омскстата Татьяна Прошутинская привела статистические данные роста цен за предыдущую неделю (с 12 по 19 января 2015 года). «Понедельные проценты роста цен небольшие, они соответствуют декабрьским, просто растут другие товары, — рассказала Татьяна Прошутинская. — Те [цены на] продукты, которые повышались раньше, растут меньшими темпами».
На прошлой неделе увеличились темпы роста цен на черный чай (на 4,2 %), мороженая рыба продолжает дорожать в среднем на 3 % в неделю, говядина на 2,2 %.
Замедление темпов роста цен (в пределах 0,3–1,2 %) произошло на сливочное и подсолнечное масла, молоко, муку, яйца, сыры и сахар. На 5 % подорожала плодово-овощная продукция, отчасти это сезонный фактор — с конца осени и зимой цены на эту группу товаров всегда повышаются». Напомним, что в начале января значительно подорожали (от 2 до 5,6 % в неделю) рыба, яйца, сыры, масло и маргарин, макаронные и крупяные изделия, мука, сахар и картофель. Лидерами роста цен стали белокочанная капуста (12,7 %), репчатый лук (11,2 %), помидоры (9,7 %), морковь (6,9 %).
Стабилизация цен будет продолжаться и в феврале, считают представители омских торговых сетей, а скачки цен все так же будут связаны с изменением курса доллара. Мониторинг и искусственное сдерживание цен вряд ли помогут, уверены коммерсанты.
По словам коммерческого директора сети магазинов «Низкоцен» Ирины Кропотиной, до Нового года поставщики предлагали повышения в пределах 5–9 %, а после цифры сменились на двузначные. «Мы по-прежнему рассматриваем увеличение цен не больше 20 %, в некоторых случаях минимизируем свои наценки, — рассказала коммерческий директор сети магазинов «Низкоцен» Ирина Кропотина. —
Отказываемся от слишком поднявшихся в цене продуктов, из-за этого уже сейчас наблюдается некий дефицит на полках с консервацией, некий искусственный дефицит установился среди масел.
Будем отказываться от импортных продуктов, но выбирать, что останется на прилавках, будет покупатель, если спроса, скажем, на бананы по более высокой цене не будет, мы спокойно от них откажемся». Причина тотального повышения цен даже на российские продукты, по ее мнению, — неразвитое производство. «Даже те продукты, которые мы производим внутри страны, делаются с использованием импортных компонентов, из импортного сырья, на импортном оборудовании или упаковываются в импортную упаковку, — поясняет начальник коммерческого отдела супермаркета «Сытная площадь» Елена Гавриш. —
Например, резко подорожала соковая продукция — она вся на импортном сырье: апельсиновый и яблочный концентраты у нас не производятся.
Также не 100 % сахара производится в России, осенний сахар обычно идет свекловичный из российского сырья, а после Нового года — уже из импортного тростникового. Мы не создаем товар, мы стараемся удержать цены столько, сколько можем, но у нас нет такой возможности».
Как отметила г-жа Гавриш, жесткому мониторингу и сдерживанию цен подвергаются продукты первой необходимости: молоко, хлеб, картошка, морковка, лук, мясо курицы, свинина, говядина. Рыба в эту категорию не попадает, дальнейшее изменение ее цены неизвестно, так как это очень долларозависимый продукт, уточнила представитель «Сытной площади».
Рост цен еще не закончился, уверена начальник коммерческого отдела супермаркета «Сытная площадь». «Поскольку дорожает сахар и мука: со 2 февраля нас ждет увеличение цен на хлебобулочные изделия и хлеб, — предупреждает Елена Гавриш. — Не подорожает, возможно, только соль. Существенное повышение цен точно ждет всю десертную молочную продукцию: йогурты и творожки, то, что производится под мировыми и федеральными брендами, типа «Данон», с использованием импортных компонентов и наполнителей». Цены на омскую молочную продукцию (например ВНИМИ) будут зависеть от цен на молоко, но сильно подняться не должны. Также в списке кандидатов на рост цен, по словам Елены Гавриш, — чай и кофе, бытовая химия, парфюмерия и фрукты, так как все это импортозависимые продукты, и они будут дорожать вслед за долларом в случае дальнейшего повышения его курса.
Анна Акелькина
Фото depositphotos.com