Российский фильм «Аванпост» стал одной из ожидаемых премьер этой недели. Даже в подземном переходе возле библиотеки имени Пушкина установили инсталляцию — муляж танка, который очень удивил омичей. Трейлеры киноленты маняще обещали нам зрелище на уровне голливудского киберпанка вроде фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», демонстрируя футуристичные кадры Москвы, полной небоскрёбов, неона и технологий будущего. Зрелищем вдохновился даже Майк Шинода, основатель американской группы Linkin Park, который написал трек «Fine» — он стал саундтреком к одному из расширенных трейлеров. Корреспондент NGS55.RU Виктор Старцев сходил на один из первых сеансов в городе и решил поделиться впечатлениями об увиденном. Он постарался обойтись без спойлеров!
— В основе фильма, несмотря на трейлеры, вовсе не киберпанк, а апокалипсис и всё, что вращается вокруг него. Что же происходит? Москва становится последним оплотом существования людей (в фильме звучит понятие «круг жизни») после того, как во всём мире внезапно отключили свет. Да, выглядит это именно так, и в дальнейшем герои именуют это событие скользкой формулировкой «что-то произошло». Выключение света настолько расстроило всех людей за кругом жизни, что они умерли безо всякого предупреждения. Об этом всём мы узнаём примерно на десятой минуте фильма — сюжет рваный, и перед этим нужно сначала полюбоваться на подготовку схватки с неизвестным врагом, а потом перенестись на месяц назад, где главный герой по имени Олег в исполнении Алексея Чадова даёт уроки пикапа, соблазняя девушку Алёну (Лукерья Ильяшенко). Кстати, в одной из статей о фильме «Аванпост» назвали «драмой-боевиком с элементами порно». Так вот, можете не бояться — никакого порно в «Аванпосте» нет, даже в «50 оттенках серого» его больше.
Параллельно нам демонстрируют историю второго главного героя — таксиста Юры (Пётр Фёдоров), бывшего военного, который с трудом пытается вести обычный образ жизни на гражданке. Всемирное отключение света объединяет Олега и Юру — оба отправляются в качестве бойцов на один из аванпостов, установленных на границе круга жизни. Вскоре разведгруппы выясняют, что все люди за пределами круга мертвы, но существуют какие-то невидимые враги — быстрые, коварные, отбирающие оружие у бойцов и молниеносно скрывающиеся в ночи. Вот такая завязка.
Назвать сюжет целостным невозможно, поскольку любую из линий по ходу фильма не раз обрывают в самый неподходящий момент, бросая нас в другое место действия, где тоже происходит какой-то экшен. Ситуация с врагами тоже крайне запутанная и тщательно скрывается примерно до середины фильма. Иногда казалось, что сценаристы использовали приём Дмитрия Глуховского из романа «Метро 2033», который также не описывал внешний вид противников обитателей метро — «чёрных». Но в итоге выяснилось, что и скрывать было нечего, сами потом увидите. Финал у фильма открытый, поэтому думать придётся ещё и после того, как закончится сеанс. Если, конечно, захочется.
Плюсы «Аванпоста» — красивая и богатая картинка, показывающая, сколько денег вложено в фильм (сцены с неоновой Москвой из будущего, разрушенными мостами и горами трупов впечатляют), неплохое музыкальное сопровождение и попытка внести в идею философский посыл. Минусов побольше — рваный сюжет, откровенно затянутый хронометраж (когда утомляют даже динамичные сцены боёв — нужно очень хорошо постараться, например, растянуть их минут на 15), копирование других хороших и не очень фильмов на схожие темы и полное отсутствие смысла в действиях антагонистов, а в финале и главных героев.
В целом же режиссёру Егору Баранову, который до этого отметился в киноискусстве трилогией «Гоголь», новеллой в комедии «Ёлки Последние» и парочкой сериалов, удалось снять лучший фильм в своей карьере на сегодняшний момент. Но карьерой режиссёра, пожалуй, в этом случае можно и ограничиться. Несмотря на все минусы, на «Аванпост» можно даже сходить в кинотеатр — слишком стыдно за русский кинематограф не будет, но удерживать себя в кресле на протяжении двух с половиной часов всё же придётся.
Как вам фильм?