ФСБ России приняло решение о снятии грифа «Совершенно секретно» с архивного уголовного дела в отношении адмирала Александра Колчака, расстрелянного без суда и следствия в 1920 году. Запрос с требованием о рассекречивании дела в ФСБ направил житель Петербурга Дмитрий Остряков. В марте 2019 года он получил ответ от заместителя начальника Центрального архива ФСБ России Николая Иванова: «Сообщаем, что указанное дело рассекречено в установленном порядке». Об этом сегодня, 21 марта, сообщил «Коммерсантъ».
Вместе с тем по факту дело остаётся почти полностью закрытым, поскольку подвергшийся репрессии Колчак так и не был реабилитирован.
Корреспондент NGS55.RU связался с руководителем Центра изучения истории Гражданской войны Галиной Бородиной. Омский историк считает, что дело Колчака представляет огромный интерес для исследования.
— Протоколы допросов адмирала Колчака уже неоднократно публиковались в широком доступе, в том числе и в расширенной форме. Но, вероятно, в этих рассекреченных документах содержится что-то несколько иное: это могут быть материалы следствия или служебная переписка с Москвой. Возможно, там указаны фамилии людей, которые вели это дело, и тех, кто непосредственно давал указания. Конечно, главная проблема заключается в том, что дело вроде бы рассекретили, но доступ к нему тут же ограничили из-за того, что Колчак не был реабилитирован. Хотя попытки его реабилитации предпринимались неоднократно, в том числе и в Омском областном суде. Но, опять же, можно ли ставить вопрос о реабилитации, если не было самого приговора? Обвинение Колчаку не предъявлялось — фактически человек был расстрелян без приговора суда. Похожая судьба была у многих расстрелянных белых офицеров, например у Марии Бочкарёвой. Но в отличие от Колчака Бочкарёва была реабилитирована по решению прокурора Омской области в 1992 году. Безусловно, эти документы представляют огромный интерес для омских исследователей, ведь территориально находимся в личной резиденции Колчака. Адмирал Колчак — непростая фигура для историков, об него постоянно ломаются копья, — отметила Галина Бородина.
Главный архивист сектора изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области, кандидат исторических наук Дмитрий Петин предполагает, что в материалах уголовного дела Александра Колчака под грифом «Совершенно секретно» могут находиться документы следственного характера и протоколы допроса свидетелей.
— Разумеется, появление новой информации может пролить на свет на что-то неизведанное. Вопрос только в том, чтобы грамотно интерпретировать эти данные — без искажения и одиозности, — отметил Дмитрий Петин.