Бизнес подробности «Первые отголоски мы услышим в марте»: чего ожидают омские бизнесмены в связи с событиями на Украине

«Первые отголоски мы услышим в марте»: чего ожидают омские бизнесмены в связи с событиями на Украине

Предприниматели готовятся к подорожанию сырья и проблемам с поставками

Падение рубля, новые санкции Запада и отток инвестиций могут негативно сказаться как на бизнесе, так и на благосостоянии рядовых россиян

Накануне, 24 февраля, президент России Владимир Путин объявил о начале военной операции в Донбассе. Сразу после этого заявления российское правительство перешло к действиям — в СМИ начали появляться сообщения об ударах по базам авиации и военным объектам на Украине. Эти события спровоцировали падение рубля, рост цен на нефть и приостановку торговли на Московской и Санкт-Петербургской биржах. Мы решили спросить у омских предпринимателей, что ждет в дальнейшем российскую экономику и как это отразится на местном бизнесе.

Омский ритейлер Виктор Шкуренко (владелец дистрибьюторской компании «Торговый дом Шкуренко», акционер сети дискаунтеров «Низкоцен», а также совладелец омских магазинов голландской розничной сети Spar) считает, что текущая ситуация негативно скажется на экономике страны, но в то же время она быстро адаптируется под новые условия.

— Прогноз, конечно, неутешительный, — говорит бизнесмен. — Я уже не раз это повторял и буду повторять дальше: геополитика мешает экономике. А сегодня я бы добавил: экономика сейчас становится полностью зависимой от геополитики. Наша центральная власть выбрала, чем заниматься, и экономика России для нее сейчас не в приоритете. Импортозамещение, о котором говорят с 2014 года, — ерунда, потому что по факту его нет. Наша национальная валюта очень слабая, и лишь поэтому она позволяет нам дешево производить в России то, что за ее пределами производить дороже, в том числе и в Китае. Что касается бизнеса, то, если военный конфликт не перейдет на территорию России, вряд ли что-то поменяется кардинально. Я не думаю, что экономику будут менять на административно-командную, потому что наша власть привыкла к частной — они ведь и сами владеют какими-то частными активами.

«Управлять они хотят как Сталин, а жить — как Абрамович, так что вряд ли нашу экономику будут национализировать»

— Поэтому кардинально ничего не поменяется. Но нам стоит готовиться к инфляции и проблемам с поставками. Тем не менее экономика очень быстро адаптируется к ситуации. Тем более что Черное море не единственный путь поставок, — считает Виктор Шкуренко.

Россияне снимают деньги со своих счетов, боясь потерять сбережения

Омский предприниматель Кирилл Хариби уже ощутил на себе последствия действий российского правительства. 24 февраля совладелец сети магазинов «Россювелирторг» и ломбардов «РосЛомбард 35» собирался полететь в Сочи из Москвы, но воздушное пространство в южной части России оказалось закрытым. Кирилл Хариби осторожно дает оценку текущей ситуации, но не сомневается в том, что падение рубля не пойдет на пользу его бизнесу.

— Чтобы понять, что будет происходить дальше с рублем, можно посмотреть графики его курса периода присоединения Крыма к России. Думаю, примерно то же самое будет происходить с рублем и сейчас. Надеюсь, что хуже, чем было тогда, не будет. Конечно, я не финансист, но думаю, что курс доллара уже не откатится ниже 80 рублей. Но как оно будет реально... Да бог его знает. Импортные товары у меня есть, их не так много, но от курса валюты в том числе зависит и экономическое положение других предпринимателей, да и просто обычных людей. Поэтому падение курса рубля в любом случае повлияет на мой бизнес негативно. Но мы переживаем это уже не в первый раз, можно сказать, привыкли, — отмечает Кирилл Хариби.

Директор омского представительства Федерации рестораторов и отельеров Дмитрий Войнов уверен, что повышения стоимости импортного оборудования и проблем с поставками избежать не удастся.

— Естественно, нам стоит ждать повышения цен на оборудование, расходные материалы и сырье — от 15 до 35%, — комментирует он.

«У нас, например, средний чек стоимости автоматизации ресторана буквально за сутки вырос на 35%»

— Сейчас люди, конечно, будут искать какие-то пути оптимизации: где-то подешевле закупать оборудование, возможно, уже бывшее в употреблении, искать второсортные товары и сырье. В ближайшее время паники мы, конечно, не увидим — люди продолжат ходить в рестораны. Первые отголоски текущих событий мы услышим в марте. Наверняка будут проблемы с поставками оборудования, которое едет в том числе и через территорию Украины. Например, из Италии, Испании или Франции, — считает Дмитрий Войнов.

Скорее всего, омичи, как и прежде, будут ходить в рестораны, но подорожание оборудования для общепита ударит по карманам владельцев заведений. А это в дальнейшем отразится на стоимости блюд

Бизнесмен Андрей Семикин (совладелец сети «Суши БамБуши», кафе «Монплезир» и ресторана «Вкус темноты») считает, что негативные последствия действий России первым делом ударят по ресторанному бизнесу.

— Такого делать ни в коем случае было нельзя — ни по отношению к Украине, ни по отношению к своему народу, потому что экономически пострадают и Украина, и Россия. И не только экономически. Вообще, это ужасно. Впереди повышение уровня инфляции и процентных ставок. А если Россию отключат от межбанковской системы SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication — международная организация, контролирующая крупнейшую систему обмена информацией между банками. — Прим. ред.), чем сейчас грозит Запад, последствия для экономики будут просто разрушительные. Пойдем по иранскому сценарию (Иран отключили от SWIFT в 2018 году. С тех пор перечислить деньги людям или компаниям в этой стране можно только наличными или переводами на частные счета в банках ОАЭ, Турции, Ирака и Тайваня. — Прим. ред.). Сейчас, конечно, всё зависит от реакции Запада, но я убежден в том, что последствия будут весьма негативные. И все финансовые проблемы отразятся на сфере услуг — в первую очередь на ресторанном бизнесе и туризме, — отмечает Андрей Семикин.

Главу группы компаний «Стройбетон» Олега Золотова удручает угроза появления очередных ответных санкций со стороны Запада — строительная сфера бизнеса еще не отошла от стремительного роста цен на стройматериалы, а теперь могут и вовсе прекратиться поставки зарубежного оборудования.

— Последствия будут, конечно, негативные. Мы же помним 2014 год, как все те события отразились на экономике, как всё ухудшилось. Но сейчас, возможно, будет еще хуже. Санкции, конечно, никому не пойдут на пользу. Мы тоже закупаем импортное оборудование — у нас стоит линия немецкая для производства железобетона, импортная котельная. Теперь не знаем, будут ли нам импортное оборудование поставлять или нет, — вздыхает он.

«Сейчас все затаились в ожидании. Но вряд ли стоит ожидать чего-то хорошего»

Дорогие читатели, мы вынуждены закрыть комментарии в материалах, касающихся темы спецоперации на Украине и ее последствий. Это мера вынужденная, но надеемся, что временная. Спасибо за понимание!
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства