Бизнес истории Владелец ресторанов, самолётов и торгового центра: история бизнес-империи Левана Турманидзе

Владелец ресторанов, самолётов и торгового центра: история бизнес-империи Левана Турманидзе

Рассказываем об одном из самых ярких представителей омского бизнеса девяностых и нулевых

Леван Турманидзе — один из самых успешных омских бизнесменов девяностых

«Лето, Турция, Летур» — этот рекламный слоган знаком, пожалуй, каждому омичу. Он принадлежит одному из самых первых туристических агентств в нашем городе. Именно с этого слогана в середине девяностых начинал свое восхождение один из самых ярких представителей омского бизнеса — Леван Турманидзе. Название компании он сложил из начальных букв своего имени и фамилии. В то время неискушенные зарубежными путешествиями россияне хлынули на заграничные курорты. Именно с компанией «Летур» омичи впервые полетели в зарубежные страны прямыми авиарейсами. А потом было строительство «Летура», выкуп компании «Омскавиа», рестораны «Гранд-Летур» и «Тамада» и банкротство.

Леван Турманидзе родился в Грузии. Он был пятым ребёнком в семье директора сельской школы. Его ранняя биография мало чем отличается от юности и молодости ровесников — служба в армии, учёба на рабфаке (Турманидзе учился в омском СибАДИ), работа в стройотряде. Позже будущий бизнесмен возглавил омское бюро молодежного международного туризма «Спутник». Изначально предприниматель занимался в «Спутнике» продажей путёвок. И этот опыт оказался настолько удачным, что после развала Советского Союза Турманидзе решил попробовать свои силы в туристическом бизнесе — так в 1994 году появилась компания «Летур», открывшая омичам окно в мир больших путешествий. Турция, Таиланд, Египет и Испания — теперь сибиряки могли оказаться практически в любой точке планеты.

Дела в туристическом бизнесе у Турманидзе шли настолько хорошо, что к началу двухтысячных он решил обзавестись собственным торговым центром. Сначала небольшим — у железнодорожного вокзала, а потом огромным, да ещё и в самом сердце Омска. Здание «Летура» на улице Гагарина распахнуло свои двери в начале 2003 года. Это было отличное время для мелких частных торговцев, поэтому площади заняли так называемые «бутики» с турецкой одеждой и офисы (в том числе и офис турагентства «Летур»). Кроме того, в «Летуре» открылись одноименный ночной клуб и казино. В этот же период Турманидзе возглавил омский Союз предпринимателей — его авторитет в местной бизнес-среде был достаточно высок для такой должности.

Знаменитый «Летур» появился на улице Гагарина благодаря Левану Турманидзе

В 2004 году Турманидзе решил приобрести пакет акций региональной авиакомпании «Омскавиа». Изначально в его руках было сосредоточено 20% акций (эта сделка обошлась ему в 22 миллиона рублей), позже пакет увеличился до 70%. Тогда Леван Турманидзе обосновал это приобретение желанием войти в авиабизнес. На момент сделки компания находилась на грани банкротства — у «Омскавиа» были многомиллионные долги перед Промстройбанком. Уже через год предприятие было объединено с «Красноярскими авиалиниями» — контрольный пакет акций «Омскавиа» перешел её владельцам, а Леван Турманидзе сложил полномочия генерального директора авиакомпании.

Спустя год Турманидзе становится владельцем ещё одного актива — гостиницы «Интурист» в Батуми. Это был период масштабной приватизации госимущества в Грузии. Гостиницу Турманидзе приобрёл с молотка более чем за 3 миллиона долларов (по курсу рубля, актуальному для 2005 года) и вложил немалую сумму денег в её реставрацию. В тот период в комментариях журналистам Турманидзе заявлял о том, что теперь намерен сосредоточиться на гостиничном бизнесе. Но этот путь оказался нелёгким — спустя годы бизнесмен рассказал в Арбитражном суде, что практически сразу после ввода гостиницы в эксплуатацию у него начались проблемы.

— Подключились представители криминала из Москвы и так далее и вынудили меня отчуждать половину гостиницы. Но на этом они не остановились, стали требовать вторые 50% гостиницы, угрожая физической расправой со мной и моей семьей. И до сих пор эти люди живут в Москве и здравствуют, в основном это воры в законе, и я не мог с ними «бодаться». Я пошел в наше управление ФСБ, все рассказал, написал заявление о том, что мне поступают угрозы и я опасаюсь расправы. Это было еще в 2009 году, может быть, в 2010-м, я могу ошибиться. В то время я уже опасался в Грузии появляться, против государственного аппарата у меня не было никаких шансов, — такую цитату бизнесмена приводили «Коммерческие вести» с заседания суда в 2019 году.

К концу двухтысячных Леван Турманидзе являлся учредителем дюжины коммерческих фирм. В 2007 году он оформил на одну из этих компаний крупный кредит — на 150 миллионов рублей. Эти деньги бизнесмен намеревался потратить на строительство второй очереди «Летура». Планировалось, что он расширится вдвое, — композицию здания со стороны Оми уравновесит вторая башня. Тогда же Турманидзе начал вынашивать планы по строительству офисного центра и жилого микрорайона Старая роща. Теперь он хотел сконцентрироваться на строительном бизнесе. Но сбыться этим планам было не суждено — в 2008 году грянул финансовый кризис. На этот раз Леван Турманидзе переключается на ресторанный бизнес. В «Летуре» открывается ресторан грузинской кухни под названием «Тамада». Потом в моду входят кофейни, и Турманидзе открывает свою — с восточными сладостями. Заведение под названием Vanilla coffee тоже базируется в «Летуре». Кроме того, Турманидзе присматривается к рынку СМИ и принимает неожиданное для многих решение приобрести омскую газету «Четверг».

Тем временем долговая нагрузка, лежащая на плечах бизнесмена, растёт — в 2011 году Турманидзе был вынужден заключить мировое соглашение с «МДМ Банком», которому задолжал более 400 миллионов рублей. Тогда же банк просил обратить взыскание на заложенное имущество — помещения в торговом комплексе «Летур» — и установить его начальную продажную стоимость. По условиям мирового соглашения банк отказывался от начисленных процентов, таким образом уменьшив задолженность. А должник обязался выплатить долг до августа 2018 года. Забегая вперёд, скажем, что выполнить условия мирового соглашения Турманидзе не смог.

Региональный Минсельхоз отклонил инвестпроект, на который Турманидзе возлагал большие надежды

Но в 2014 году Турманидзе по-прежнему на плаву, и теперь у него новая бизнес-стратегия: предприниматель намерен заниматься сельским хозяйством. Под это дело он уже давно приобрёл землю бывшего учхоза, а теперь планирует создать в Любинском районе масштабное предприятие по переработке мяса. Позже в интервью «Новому Омску» он признавался в том, что для этого его зарубежный партнер закупил оборудование на 2 млн евро для мясопереработки. Однако региональный Минсельхоз отклонил инвестпроект, на который Турманидзе возлагал большие надежды.

Будучи человеком эмоциональным, спустя несколько лет Леван Турманидзе написал под фотографией министра сельского хозяйства в Facebook невысказанные обиды: «Таким, как Чекусов Максим, ни в правительстве, ни в каких-либо государственных учреждениях делать нечего!!! Он не способен работать в интересах государства!»

В 2015 году начали появляться слухи о сносе «Летура», который находился в залоге у вышеупомянутого «МДМ Банка», якобы на месте собираются строить новый торговый центр. Бизнесмен отреагировал на них весьма агрессивно: он назвал журналистов БК55 «сатанами» и обвинил их в том, что арендаторы помещений «Летура» начали в спешке расторгать контракты. Но точка невозврата на тот момент уже была пройдена — в 2017 году правопреемник «МДМ Банка» «ИТ Банк» инициировал процедуру банкротства в отношении Турманидзе. Так началась новая и не самая счастливая страница в жизни омского предпринимателя. Арбитражный суд признал Левана Турманидзе банкротом, а конкурсный управляющий ввел процедуру реализации его имущества — в том числе и здания легендарного «Летура».

Леван Турманидзе расстался с должностью директора туристического агентства ООО «Летур», своего первого детища, только в 2019 году.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства