![](https://n1s1.hsmedia.ru/bf/9f/5b/bf9f5bb96dfe2249bdf46f90a5024800/656x438_1:5723_c73905d51bd32d68f4f9bd09dfe4ea77@1280x854_0xb994f0bu_7483549047717772014.jpg.webp)
В Renault как-то обиделись на меня за то, что во время видеотеста я называл их новый Duster кроссовером. В компании акцентируют внимание на его нивовском просвете и электронных блокировках дифференциалов, я же вижу муфту привода задней оси, характерную как раз для кроссоверов. При этом вижу я ее буквально, потому что тестовый Duster завис в пикантной позе, вывесив одно из задних колес на высоту победного стяга. И это — топовая комплектация автомобиля с турбомотором и вариатором, рассчитанная на новую для «Дастера» аудиторию, поэтому мне предстоит разобраться, чего в ней больше: маркетингового гипноза или реальной функциональности.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9d/13/2d/9d132dfbf8b1d99c22469c388cc04a04/656x369_1:5723_8565d34cbe995137d28cb2635c3ec6ac@1280x720_0xZUT8Ig3f_8218989061311158385.jpg.webp)
Пригубив тормозами буксующее колесо, Duster снимается с мели, пронося бампер в паре сантиметров над грунтом. Бывший угольный карьер Кондуки под Тулой морщинист, как подмышки динозавра, и предлагает косогоры и рытвины на любой вкус. Duster здесь размашисто перекладывается с борта на борт и временами жалуется на грубости «нижним парктроником» — тем, что хрипит под днищем, когда обнуляется запас просвета. Но пусть он порой и хрипит, но всё же едет по трассе, которая явно круче среднестатистического маршрута для кроссоверов. В трезвом уме я бы сюда не поехал. В нетрезвом тем более.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e7/71/92/e77192e2ccbf17710db0e041ed5d9820/656x391_1_1380f10ff7d772890627925534802b23@1280x761_0x0XFrWghb_4514899297050624481.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e2/43/3f/e2433fb6b4147fc885029f1f2d804b11/656x438_1_23f8bea9e7594c37a2da5e8cb0faf0a8@1280x853_0xp45cZJac_3511213354369260791.jpg.webp)
Впрочем, называть «Дастер» именно внедорожником я бы не стал: привод задних колес через автоматическую муфту без преднатяга имеет свои ограничения. Поэтому, например, на грязевом маршруте длиной несколько километров, когда колеса похожи на гребные винты, полный привод с тремя дифференциалами предпочтительнее. Да и просвет в 210 мм — это рекорд именно по меркам кроссоверов, не внедорожников. Я думаю, и сам Duster не рвется получить титул оффроудера, потому что среди оных он будет в числе догоняющих, зато по меркам кроссоверов действительно вундеркинд. Что за удовольствие ехать на нем по грунтовке, когда рядом есть ориентиры в виде других паркетников, что еле плетутся там, где Duster летит как кавалерист от степного пожара. То есть быстро, но с видимой непринужденностью.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/57/a4/4d/57a44deaaa696489d635b2ba97086bb4/656x369_1:5723_dd063fedffbeffe44e72698fabd453c6@1280x720_0xgT9xCLhF_6496923510938994361.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/22/a2/a1/22a2a1d9ed56adf9ee03c19501683308/656x438_1_a86786c60f6b9533e4e0e19e5b114c94@1280x853_0xWSas8fpO_9872958998199880333.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a2/ee/cd/a2eecd57f1ca8bb335cbfbf629d58f3c/656x369_1:5723_1c4bb43d5c05c0322f26b18a8ac0a882@1280x720_0xWn9SBwgQ_7327743172913932022.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f8/67/3f/f8673f29877444ce9c00e462a2eb5411/656x438_1_cbabda93626d0deaa7b1df38455d88d4@1280x853_0xKmvEftyC_1804888559361763666.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d0/24/37/d0243783d346ee6346f104218689ac48/656x369_1:5723_9d6f6240686637ba34848689459ab5f6@1280x720_0xdxjTyZhR_0186482500252557125.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/55/22/89/5522896f095fda7a3424d0606d598b54/656x438_1_731f7d2f2795c24e44e062d0dac2d144@1280x853_0xJFOYxpv3_8786360080899240935.jpg.webp)
В новом поколении Duster сохранил все двигатели, включая оба атмосферника и турбодизель, но добавил к ним новую комбинацию: с бензиновым турбомотором 150 TCe (1,3 л, 150 л. с.), вариатором CVT8 японской фирмы Jatco — она и была предметом нашего интереса. Стоит такой автомобиль около 1,5 миллиона рублей и метит в новую для «Дастера» аудиторию: не в тех непритязательных рыбачков, что измеряют качество машины литражом багажника и ходами подвесок, но и в более массовых покупателей, которые видят в кроссоверах автомобили для города и путешествий, а не только для оффроуда. При этом намеренной девальвации внедорожных свойств не случилось. Для покупателей топовых версий проходимость Duster является, вероятно, даже избыточной, но идет как бы на правах бонуса.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2f/8a/fc/2f8afce2170ecb4e72d6a621974a123e/656x369_1:5723_472e49b99fc4301f0a90598a0956ad2a@1280x720_0xkmntNo0W_1020723730152228405.jpg.webp)
Комбинация 1,3-литрового турбодвигателя 150 TCe с вариатором CVT8 дебютировала два года назад на Renault Arkana, а чуть позже ее получил обновленный Renault Kaptur. То есть пересадка сердца «Дастеру» была сравнительно безболезненной, хотя и отозвалась болью у любителей его первородной простоты, ведь у настоящих рыбачков слова «турбо» и «вариатор» являются ругательными и рождают в душе массу фобий. Мы расспросили специалистов Renault по поводу надежности этой комбинации, и они предсказуемо заявили, что она также крепка, как прилагаемое к ней шасси. Турбомотор, например, работает на бензине АИ-92, и навигация автомобиля, отыскивая заправку, выводит на экран цены именно «девяносто второго». Попутно в Renault ссылаются на ресурсный тест издания «За рулем», которое испытывало данную комбинацию на «Аркане» и не выявило особенных проблем. Сам вариатор CVT8, помимо «Дастера», «Каптюра» и «Арканы», ставится на Mitsubishi ASX, Eclipse Cross и Outlander, а также Nissan Qashqai и X-Trail. То есть сравнительно компактный Duster ему вроде как тем более по зубам, точнее, по шкивам. Так ли это — покажет практика, но пока Renault декларирует отсутствие каких-либо проблем с 20 тысячами «Аркан» и «Каптюров», проданных за последние два года.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3f/00/a4/3f00a416dbab5c2eea167e8dc5da95c7/656x369_1_8836641d89b2a5dc6c4374593e52c9b3@1280x720_0xlfolowYL_1364873685454387263.jpg.webp)
Сам по себе вариатор CVT8 имеет увеличенный на 17% силовой диапазон (отношение передаточного числа высшей и низшей ступеней). Это улучшает баланс между тяговитостью и экономичностью, к тому же внутреннее трение самой коробки снизилось на 40%. Для мягкости работы вариатор снабжен демпфером крутильных колебаний, а для надежности — масляным радиатором. Перегрев «варика» возможен, но не столько на бездорожье, сколько при езде с максимальными нагрузками (скажем, буксировка в гору прицепа на режиме максимальной мощности). Защита от этого двухступенчатая: сначала коробка осадит водителя словом и уже затем включит аварийный режим. Примерно так же, кстати, устроена и защита муфты от перегрева.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/40/cb/82/40cb828b231d016a28a533b347d6b683/656x438_1_89afabf4f88425f24e0286a7c79d7a1f@1280x853_0xCkGGiV1C_0456922492609153131.jpg.webp)
Специально для Duster изменили режим работы гидротрансформатора, который у вариатора CVT8 отвечает за старт с места и движение на малом ходу, а по мере разгона блокируется, передавая эстафету клиноременной части. Так вот, при включении режима 4WD Lock скорость блокировки гидротрансформатора возрастает с 12 до 45 км/час. По бездорожью Duster двигается за счет гидравлической связи двигателя и трансмиссии, сглаживая удары судьбы и обеспечивая более плавное и напористое дозирование тяги. Эффект ощущается: если в московских пробках настройки педали газа и вариатора показались резковатыми, то при включении режима 4WD Lock реакции смягчаются и требуют некоторой размашистости движений.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d9/a1/da/d9a1daf2ee5ff5aeab17b0abd560f6c6/656x438_1_ce5b9c2d491d6d57d8e14244f1531282@1280x853_0x40ecIGt8_8709617433008111655.jpg.webp)
Кстати, вариатор — это единственный вариант «автомата» для Duster после отправки на пенсию старой и весьма проблемной четырехступенчатой гидромеханики, берущей начало от пресловутой коробки DP0. И, что интересно, по динамике разгона именно вариаторный Duster самый быстрый — 10,4 секунды до 100 км/час, что лучше даже, чем у двухлитрового автомобиля на «палке». Впрочем, исключительных впечатлений от ускорения нет: динамика равномерная и без явных подхватов. Впрочем, и без эффекта бензопилы — если утопить педаль в пол, включится так называемый режим D-Step, который не дает двигателю зависать на постоянных оборотах, имитируя множество мелко нашинкованных передачек. Не то чтобы очень задорно, но удобно для обгонов — ускорения Duster хорошо прогнозируются.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6c/05/76/6c05763932aafc59968c3ea1803598cc/656x369_1:5723_433ebf5ca34314847771f328f10aace2@1280x720_0x609aOBSa_9941471305973745897.jpg.webp)
В остальном это всё тот же Duster II, который является глубокой эволюцией предыдущей модели. Он сохранил большинство ее плюсов и сгладил ряд шероховатостей, большинство из которых касались оформления салона, эргономики и оснащенности. Помимо нового интерьера, Duster получил ряд необычных опций, например систему Renault Connect, которая позволяет заводить автомобиль и управлять его климатической установкой со смартфона. Пять лет назад Duster освоил заводской автозапуск с брелока, теперь же расширил функционал до управления через GSM-модуль, работа которого оплачена на три года вперед. Что ж, неплохо: такой системой гордится и гораздо более дорогой Hyundai Tucson нового поколения.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a7/40/9a/a7409a1d2ba80711d9ffc99d6c49abc3/656x438_1_7a34a3e7cc71cdaabd0033773722d4be@1280x853_0xdvkhvmhM_5644909422793042522.jpg.webp)
Турбомотор 150 TCe доступен и с механической шестиступенчатой коробкой передач (от 1,389 миллиона рублей), но вряд ли такая версия будет популярна, потому что 2-литровый атмосферный Duster на 40 тысяч дешевле. Он обеспечивает сравнимую динамику разгона, но проигрывает по экономичности порядка 2 литров на 100 км в городском режиме, при этом привычнее и заслужил хорошую репутацию с точки зрения надежности.
Поэтому, если уж выбирать бензиновый турбо-Duster, то с автоматической трансмиссией. В самой компании такой автомобиль видят конкурентам другим кроссоверам В/С-класса во главе с Hyundai Creta. Стоимость начинается от 1,449 миллиона рублей за версию Drive, в которой есть кондиционер, круиз-контроль, легкосплавные диски, фронтальные и боковые подушки безопасности, система стабилизации, аудиосистема, подогрев сидений и лобового стекла и так далее — в общем, весь комплект для безбедной жизни. Для сравнения: полноприводный Hyundai Creta с автоматом и 150-сильным мотором при чуть лучшем оснащении (например, у него есть климат-контроль) обойдется почти на 100 тысяч дороже, а обновленная Creta, которая выходит на рынок в эти дни, в такой версии и вовсе стоит более 1,65 миллиона рублей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ea/c3/1b/eac31b0d89dfc51f3604b4746a71922c/656x440_1:5723_3ebdc67b7888461cd54046c93750a683@1280x857_0xvvCxmg48_1858054521778130140.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1d/53/7f/1d537f5940998f5d1c34ff27f0dcae7b/656x438_1_bf4f3f1e5a6c2b20f610a669ea35f300@1280x854_0xc5xTeecn_8815511552783982009.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/16/dd/16/16dd16191305dabefadfe940e9abbe89/656x440_1:5723_0df92d2c243adf835d899bce79828be9@1280x857_0xu66sC2dO_6833699626183248302.jpg.webp)
Несмотря на попытку Renault сблизиться с «Кретой», дистанция между моделями сохраняется: француз по-прежнему более проходим, чуть крупнее и предлагает полный привод во всех версиях, кроме двух самых дешевых. Creta же лучше соответствует представлениям о городском кроссовере тех, кто пересаживается с легковушки: это касается и оформления салона, и ощущений от управляемости. Впрочем, раньше пропасть между ними была сильнее — Duster хоть и летал по грунтовкам, но летал лоукостером. Теперь же в нем есть намеки на шик и лоск.
Вариаторные Duster предлагаются и в богатой версии Style по цене от 1,509 миллиона рублей. В списке оборудования появляется частичная кожаная отделка, мультируль, парктроник и камера заднего вида, мультимедийная система EasyLink с 8-дюймовым дисплеем, датчики дождя и света, подогрев руля, 17-дюймовые колеса и так далее. Плюс — систему RenaultConnect, которая позволит дистанционно запустить двигатель или проверить, закрыты ли двери.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/93/20/36/9320367482d4d564b216ea5f83930dd1/656x438_1:5723_fee966b7e9a5d558fe82f46cb9ce2e4c@1280x853_0xDlZFC4rz_3182567865308485141.jpg.webp)
Сражение «Дастера» и «Креты» продолжается уже пять лет, и сейчас значительный перевес на стороне корейца: за первые пять месяцев 2021 года разница в продажах двукратная. В этом году субординация может измениться: Renault вывела новое поколение Duster, а Hyundai — обновленную Creta, которая постарается отбиться от мегаполисных притязаний «Дастера». Впрочем, какой-то кусочек рынка он у нее откусит, ведь если раньше француз был автомобилем преимущественно мужским, рыбацким, деревенским, то вариаторные версии — это фифти-фифти. Как ни крути, а карьерный рост.
Тест-драйв проходил в окрестностях Тулы, и ниже — небольшая фотогалерея тамошних красот.
Весной на рынок вышла обновленная Lada Largus с симпатичным лицом. Чуть раньше дизайнеры АВТОВАЗа попытались вдохнуть новую жизнь во внедорожник Lada Niva. А Mazda заменила легковую «трешку» на кроссовер, построенный на той же платформе.