Пандемия коронавируса повлияла на множество процессов в мире, один из самых больших ударов приняли на себя экономика и бизнес. Изменение курсов валют, банкротство компаний и возможное продолжение коронавирусного безумия в следующем году заставили многих задуматься — что будет с деньгами и накоплениями? Поэтому те, кому позволяют финансы, решили вложить их во что-то существенное, например, в недвижимость и автомобили. В крупных автосалонах Омска сейчас не найти машин, а ждать интересующую модель, по самым лучшим прогнозам, придется около трёх месяцев. Корреспондент NGS55.RU Александр Зубов пообщался с руководителями и сотрудниками омских автосалонов и выяснил, зачем омичи скупают машины и стоит ли готовиться к кризису в автобизнесе.
Несмотря на то, что спрос на машины остается высоким, многих ходовых моделей в автосалонах Омска нет. Вопреки прогнозам дилеров, дефицит автомобилей популярных марок и моделей в России не закончился. Омичи стараются покупать то, что есть в продаже сейчас, боясь повышения цен. Дилеры, которых опросил корреспондент NGS55.RU, считают, что ситуация не улучшится до середины 2021 года. По их словам, рост цен во многом спровоцирован не только подорожанием валют, но и возникшим из-за этого спросом на автомобили. Машины при этом рассматриваются не как средство передвижения, а как способ сохранения своих финансов. Доллар и евро продолжают дорожать, а при дефиците автомобилей у дилеров следует ожидать только дальнейшего повышения цен на машины.
— Пандемия повлияла на все сферы жизни у нас в стране. Поменялось поведение клиентов и бизнес-процессы. Дилерские центры — не исключение. И нужно отметить, что поменялось не в лучшую сторону, — начал Виктор Гребенников, исполнительный директор салона «Тойота Центр Омск».
Он объяснил, почему с момента заказа автомобиля дилером и до его поставки приходится ждать минимум три месяца.
— Следует понимать, что сборочный завод не изготавливает самостоятельно все детали. Они поставляются туда в нужных количествах и в нужное время, а затем из этого производится автомобиль. Когда началась пандемия, всю страну закрыли непонятно на сколько. Мы осознали следующее — продавать автомобили мы не можем, но при этом те из них, которые мы заказали, уже изготовлены и к нам придут. Выкупить их у «Тойота Мотор» мы должны. Это обязательство по договору. Когда мы сможем их распродать, было непонятно. В связи с этим дилеры сократили заказ производства автомобилей. Кто-то полностью, кто-то до минимума. Затем произошло следующее — когда мы начали работать, спрос был значительно выше, чем все ожидали. И мы продали все автомобили, которые к нам пришли. Плюс заводы, которые изготавливают автомобили, и заводы по производству запасных частей закрывались по всему миру в разные сроки и на разное время. Если на конвейер по сборке не поставляется хотя бы одна нужная деталь, то собрать автомобиль невозможно. Многие заводы до сих пор не вышли на полную мощность. Остановить производство легко, а запустить гораздо сложнее. В связи с этим последние три месяца автомобилей приходило существенно меньше, чем обычно, — пояснил Виктор Гребенников.
По его словам, все дистрибьюторы сейчас корректируют свои годовые планы, всё зависит от того, кто первый скорее запустит производство и доставит автомобили до дилера. В настоящее время практически во всех салонах не хватает автомобилей, а те, что приходят, — проданы. Поэтому сейчас в шоурумах попросту нет машин.
— Ситуация с поставками автомобилей, вероятнее всего, исправится к декабрю. На некоторые модели есть заказы уже на 2021 год. На сегодняшний день ходят слухи о кризисе, деноминации, доллар растёт. В связи с этим люди, которые откладывали деньги, крупные суммы, хотят их во что-то вложить. Понятно, что не на продукты они их потратят. Это недвижимость, автомобиль. Я вам больше скажу — у меня знакомый хотел вложить деньги в покупку катера. Так даже катеров сейчас ни у дилеров, ни на заводе нет. Это сложная ситуация. С одной стороны, все идут в салоны и им даже не нужны скидки, какие-то бонусы. Лишь бы купить. С другой стороны, люди, которые планировали сохранить свои деньги, сейчас вкладываются во что-то, что возможно им было не нужно. Это значит, что в следующем году кто-то не полетит в отпуск, откажет себе в чем-то нужном. У кого-то не будет возможности нести обязательства перед банком. С точки зрения перспективы — будет схлопывание. Сейчас люди потратят последнее, лишь бы не остаться с тем, чем можно только печку топить, — объяснил Виктор Гребенников.
Автосалоны не работали несколько месяцев, а спрос на автомобили при этом никуда не делся. Плюс ко всему омичи, как и все россияне, во время нестабильного курса рубля стараются делать крупные покупки, чтобы быть уверенными в сохранности своих накоплений. Автопроизводители же, которые только начали работать, еще не могут выйти на нужные показатели. Да и поставлять избыток машин, которые будут пылиться на складах, они не хотят.
Например, компания KIA Motors, по данным Аutonews, в середине сентября была вынуждена остановить работу на двух крупных заводах в Южной Корее в связи пандемией COVID-19. От работы отстранили более шести тысяч сотрудников двух заводов в юго-западном пригороде Сеула. На тот момент у девяти работников сборочных линий подтвердили COVID-19. Из-за этого выпуск автомобилей был приостановлен, а компания, очевидно, столкнется с ощутимыми производственными потерями.
Как пишет Аutonews со ссылкой на анализ ресурса «Цена Авто», стоимость автомобилей тем временем продолжает расти. В России за один месяц 30 автомобильных брендов подняли цены на свои модели. В сентябре повышение цен коснулось практически всех компаний. В частности, на сумму от 5 до 35 тысяч рублей подорожала половина модельных линеек KIA и Hyundai, большая часть автомобилей Renault, почти половина моделей чешской Skoda. Самое значительное подорожание заметили у Volkswagen — от 20 до 150 тысяч рублей, что составляет 0,9–6,3%. В среднем стоимость новых автомобилей — как бюджетных, так и премиальных марок — выросла на 1,4%.
Согласно исследованию Автостата, с января по сентябрь 2020 года в Омской области купили на десять легковых автомобилей меньше, чем за тот же период 2019 года. При этом с января по март 2020 года продавалось на 100–200 автомобилей больше, чем в аналогичные месяцы 2019 года. С апреля картина поменялась. Именно в этом месяце произошло максимальное падение. В апреле 2019 года было продано 1075 авто, в апреле 2020-го — 611. В мае и июне показатели также были ниже прошлогодних. Но затем они выровнялись — в июле 2019-го купили 1028 машин против 1107 в июле 2020-го. В августе разница составила 239 машин в пользу 2020 года, в сентябре — 186 авто.
Специалист отдела маркетинга салона «Омск-Лада» Владимир Попов рассказал, что в начале пандемии продажи LADA даже возросли.
— Только недавно разговаривал с коллегами из других салонов. Напряженка с автомобилями. Но у нас пока нормально. В принципе так же, как и в прошлом году. В начале пандемии даже больше продаж было. Видимо, люди вкладывались в автомобили, но сейчас резких изменений нет, — рассказали он.
И действительно, отечественные машины LADA, по информации Автостата, оказались самыми популярными в Омской области за 2019–2020 годы. С января по сентябрь 2019 года продали 1587 автомобилей этой марки, а за тот же период 2020 года — 1388. Разница между продажами машин марки Toyota составила всего две единицы — 562 в 2019-м и 560 в 2020 году. Лучше в 2020 году стали продаваться авто марок HYUNDAI, KIA, Volkswagen и Skoda.
Маркетолог салона «Евразия плюс», являющегося официальным дилером Hyundai в Омске, Александр Соболевский рассказал, что машин в салоне сейчас действительно нет. Он связывает это с тем, что в пик пандемии заводы были остановлены.
— Заводы уже, конечно, начали работать, но они до сих пор не могут выйти на свою максимальную мощность. Проседают поставки деталей. А спрос довольно высок. Это связано с кризисом, который ожидают из-за пандемии. Плюс сейчас основные и популярные модели — это Hyundai Solaris и Hyundai Creta. Они подходят под госпрограммы «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Автомобиль для медиков». Поэтому на них традиционно высокий спрос. Автомобили приходят в салоны, но они клиентские, уже купленные. Люди хотят вложить куда-то свои средства, покупая в том числе автомобили, но я не могу сказать, что от этого выросли продажи. Но спрос есть на все автомобили, всех классов, — поделился Александр Соболевский.
А вот рынок электромобилей изменения почти не затронули. В автосалоне eCars, где купить можно только электромобили, нам объяснили, что не столкнулись с каким-то ажиотажем, так как у них узкоспециализированный сегмент и люди идут в салон за конкретной машиной.
— Мы привозим машины только под заказ, поэтому у нас таких проблем нет. Хочу сказать, что в Омске мы пока ни одной машины не продали. Мы занимаемся машинами с левым рулём, а Омск покупает с правым. Но прирост электромобилей в Омске есть. Если на январь 2019 года [в городе] было порядка 20 машин, то сейчас 150 единиц. Рынок растет. Самая популярная модель — Nissan Leaf, — рассказали в автосалоне.