В Екатеринбургском военном суде рассмотрели очередное уголовное дело, связанное с трагической гибелью 22-летнего призывника Артёма Пахотина в 473-м Еланском учебном центре. 26-летнего контрактника из Омской области Мурата Амержанова обвинили в оскорблении подчиненных, вымогательстве и превышении должностных полномочий. Дело сержанта рассматривали в особом порядке, потому что он признал свою вину и сотрудничал со следствием.
О гибели срочника Артем Пахотина мы писали весной прошлого года. 19 апреля 2018 года 22-летнего уроженца Красноярского края обнаружили на территории учебной военной части в Елани с простреленной головой. Молодого человека с автоматом нашли в стороне от стрельбища. Следователи возбудили сразу несколько уголовных дел, сообщив, что среди призывников и их командования имели место неуставные отношения. Артем покончил жизнь самоубийством, не выдержав издевательств.
После начала разбирательств в ЦВО даже называли имена тех, кто занимался произволом в казармах: это сержанты Мурат Амержанов и Алексей Загибалов, а также рядовые Арман Саграев и Нурбек Абакиров. Также под следствие попал курсант из Ноябрьска Богдан Хасанов. Последнего судили 16 апреля. Во время следствия Хасанов сознался, что на почве личной неприязни вырезал у Артема Пахотина на лбу матерное слово, чтобы парня подняла на смех вся казарма. В дальнейшем Хасанов неоднократно издевался над сибиряком, вплоть до его гибели в апреле (за это Хасанову в итоге дали три года колонии).
Сержант Мурат Амержанов не являлся непосредственным начальником Артема Пахотина. Но именно ему было поручено разобраться в том, кто нацарапал неприличное слово на лице у Пахотина. По словам Амержанова, Пахотин не хотел сдавать сослуживца-беспредельщика, и лишь с немалым трудом сержанту удалось узнать, что это был именно Хасанов. Правда, никаких разбирательств после этого не последовало. Более того, родители погибшего Артема Пахотина уверены, что Амержанов изначально знал, кто занимается произволом, но старался замять этот скандал. Однажды он избил Артема перед строем.
— На одной из аудиозаписей было слышно, как Амержанов угрожал моему сыну, говорил, что не знает, что с ним сделают, если будет болтать, — сказала мама погибшего срочника Рано Пахотина.
Только после самоубийства Пахотина Амержанов указал следователям на Хасанова. При этом на самого сержанта посыпались жалобы от подчиненных. Вскрылись факты, что Амержанов нередко распускал руки в казармах: за неповиновение и нарушение дисциплины он с удовольствием раздавал зуботычины, бил бойцов ногами, обутыми в берцы. Например, одного из срочников Амержанов бил за разбитый плафон, другого — за плохое знание устройства танкового пулемета.
А у одного из срочников сержант Амержанов вымогал 20 тысяч рублей и постоянно бил парня, если тот к определенному сроку не приносил денег. В итоге дело закончилось тем, что Амержанов забрал в качестве «дани» iPhone.
Однако прямой причинно-следственной связи с гибелью Артема Пахотина в действиях Мурата Амержанова не нашли. В итоге его судили за оскорбления, вымогательство и превышение должностных полномочий. Военный прокурор потребовал посадить бывшего контрактника (его договор о несении службы закончился этой весной) на 4 года в колонию общего режима. Но суд смягчил приговор из-за положительных характеристик и раскаяния подсудимого. Итог — сержанту дали 3 года 6 месяцев колонии-поселения. Он обязан самостоятельно явиться на место, где будет отбывать наказание.
Родители Артема Пахотина до сих пор уверены, что их сын не стрелял в себя сам. У них есть версия, что молодого человека могли убить. Кроме того, Рано и Евгений Пахотины считают, что военные решили смягчить участь беспредельщиков из Еланского гарнизона, выделив их дела в отдельные производства и рассматривая в особом режиме. Например, изначально следователи говорили, что возбудили против подозреваемых дела по тяжкой статье 110 УК РФ (доведение до самоубийства). Но реально по этой статье пока никого не судили. Даже Хасанова, который травил Артема перед сослуживцами и вырезал у него на лбу матерное слово, обвинили только в нарушении уставных отношений.
В деле Артема Пахотина еще не поставлена точка. В будущем под суд должны пойти его сослуживцы Арман Саграев и Нурбек Абакиров.