Стиль в зеркале эпохи
Расписание сеансов
О выставке
Русское и зарубежное искусство XV — начала XX века из собрания Музея им. Врубеля. Состав выставки: около 300 произведений русского и зарубежного искусства XV — начала XX века из собрания Музея им. Врубеля: свыше 250 предметов декоративно-прикладного искусства (мебель, зеркала, часы, вазы, посуда, канделябры — изделия из фарфора, стекла, металла, камня, дерева, кости), а также живописные и графические работы, скульптура. В преддверии 100-летнего юбилея Музей им. Врубеля в четырех залах Генерал-губернаторского дворца представляет масштабную выставку, демонстрирующую богатство своих коллекций и разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства. Центральное место на выставке отведено предметам декоративно-прикладного искусства, многие из которых до революции 1917 года находились в коллекциях Романовых, Юсуповых, Шуваловых, Морозовых, Рябушинских, Шереметевых, Лейхтенбергских, Нарышкиных, Долгоруковых, Саксен-Альтенбургских, украшали интерьеры Зимнего, Мраморного, Ново-Михайловского, Ропшинского, Юсуповского дворцов, а также входили в собрания Румянцевского музея (Москва) и Музея Императорской Академии художеств (Санкт-Петербург). В Омск они поступили благодаря усилиям основателя картинной галереи при Западно-Сибирском Краевом музее, его первого директора Федора Васильевича Мелёхина. Открывают экспозицию произведения, созданные в эпоху Возрождения и барокко. К самым ранним и редким экспонатам относится свадебный ларец, изготовленный в XV веке в Венеции. В этом же разделе — коллекция итальянской майолики: аптечные банки (альбарелло), расписные блюда, тарелки, кружки. Впервые зрители увидят вырезанный из дерева барельеф «Воздвижение Креста Господня», повторяющий барочную композицию выдающегося живописного триптиха 1610 года кисти Питера Пауля Рубенса, созданного для Собора Богоматери в Антверпене. В XVIII веке входит в моду галантный стиль рококо. На выставке он представлен великолепным севрским фарфором и живописной работой «Бытовая сцена» французского художника Жана Луи Демарна. С усилением интереса к античности в 1760-х годах возникает строгий и сдержанный стиль классицизм. В залах музея демонстрируются великолепные предметы мебели, каменные вазы, бронзовые часы и канделябры, созданные мастерами России, Германии, Австрии, Франции, Англии. В XIX веке возникла мода на экзотические предметы Востока. Уникальный экспонат того времени — тронное кресло черного дерева с серебряными накладками и бархатной обивкой, преподнесенное последней русской императрице Александре Федоровне делегацией донских калмыков. В каждом зале экспонируется зеркало, в котором отражаются предметы разных стилей, что приближает зрителя к давно ушедшим эпохам. Название «Стиль в зеркале эпохи», без сомнения, помнят многие омичи. Так называлась выставка, открывшаяся в 2004 году в стенах Генерал-губернаторского дворца. Проект курировала заведующая отделом прикладного искусства Ирина Викторовна Спирина (1951–2007) при участии хранителя коллекции керамики и стекла Людмилы Романовны Ведерниковой (1948–2022). Спустя почти 20 лет, в 2023 году, объявленном Годом педагога и наставника, отдавая дань памяти ушедшим коллегам, музей представляет новую, совершенно иную выставку, но с тем же названием. Куратор — хранитель фонда ДПИ, старший научный сотрудник Игорь Глазов