Город Советский модернизм по-омски Советский модернизм по-омски: как проектировали здание омского ТЮЗа

Советский модернизм по-омски: как проектировали здание омского ТЮЗа

Его построили всего за два с половиной года

Сегодня в театре идет реконструкция — до 2023 года актеры вынуждены работать на сцене Дома актера

Омск нередко называют театральным городом. Здания сразу двух омских театров относят к символам советского модернизма. О первом из них — Музыкальном театре, спроектированном женой известного актера Александра Ширвиндта Натальей Белоусовой, — мы уже рассказывали. Сегодня речь пойдет о ее однофамильце — Викторе Белоусове, авторе проекта омского ТЮЗа. Это здание во многом напоминает знаменитую виллу Савой пионера архитектурного модернизма Ле Корбюзье. При этом оно является уникальным и должно остаться таким и после начатой недавно реконструкции — исторический облик обещают сохранить.

Театр юного зрителя появился в Омске в 1937 году. Первым режиссером театра стал народный артист РСФСР Вацлав Дворжецкий, известный по работам в фильмах «Забытая мелодия для флейты» и «Угрюм-река». В конце тридцатых Дворжецкий вернулся из Соловецкого лагеря. В Омске его приняли благодушно и дали местную прописку. Здесь он познакомился со своей первой супругой — балериной Таисией Рэй, а после повторной ссылки и последующего развода женился на режиссере омского драмтеатра Риве Левите.

Первые годы театр для детей и молодежи работал в здании клуба железнодорожников (ДК Лобкова), а в 1939 году переехал на Партизанскую, 2 (Дом учителя). В послевоенное время слава омского театра для детей и молодежи распространяется по Советскому Союзу — актеры начинают активно гастролировать: посещают южные, сибирские и уральские города.

А в 60-х годах начинается строительство нового современного здания театра. Его решили строить в городском саду — на месте костела, в котором до революции собирались местные католики (в основном переселенцы из Польши). В конце тридцатых годов в здании католического храма открылся летний театр, а в середине шестидесятых его снесли, чтобы построить на этом месте театр для детей и молодежи.

Долгие годы облик здания не менялся. Таким он был сорок лет назад

К тому времени под влиянием постановления об устранении архитектурных излишеств на территории всей страны начинают появляться лаконичные здания «завтрашнего дня» — гораздо позже их отнесут к «советскому модернизму», а пока это явление еще не имеет названия. В проектном институте «Гипротеатр» трудится архитектор Виктор Белоусов — выпускник Ленинградского инженерно-строительного института. Интересы парня из крестьянской семьи, выросшего в небольшом селе в Тамбовской области, весьма разнообразны: он одинаково неравнодушен к старинному зодчеству и к современной архитектуре. Например, в конце пятидесятых Виктор Белоусов черпает вдохновение, любуясь усадьбой Кариан-Строгоново, где когда-то родилась супруга Александра Пушкина Наталья Гончарова, и имением Мара, в котором прошло детство поэта Евгения Баратынского. В этих поездках по Тамбовской области Виктор Белоусов не просто любовался дворянскими домами, но и напряженно работал — обмерял фасады зданий, писал о них научные статьи.

Впрочем, облик омского театра юного зрителя, к работе над которым Виктор Белоусов приступает в 1962 году, кажется, создавался под впечатлением от изучения снимков знаменитой виллы Савой французского архитектора Ле Корбюзье, нежели от рабочих поездок по бывшим дворянским имениям в Тамбовской области. Однако стремление архитектора к простору и освоению окружающего здание ландшафта чувствуется и в проекте омского театра. В нем Виктор Белоусов оформляет открытый внутренний двор-сад для детских игр с плескательным бассейном, а по периметру внутреннего двора размещает стеклянные кулуары, которые ведут в зрительный зал и фойе. Южную сторону фойе Белоусов также решает сделать остекленной — чтобы впустить туда как можно больше света.

В оформлении здания использовалось популярное в шестидесятых витражное остекление

Работая над проектом зрительного зала, Виктор Белоусов изучает опыт детских театров и приходит к выводу: сцена и зал должны органично сливаться друг с другом, чтобы зрители могли максимально вовлекаться в спектакль — сейчас бы это назвали интерактивным взаимодействием. Эту задумку он довольно хитро воплощает в жизнь: выносит поворотный круг сцены в зрительный зал. Свет, отражавшийся от циркульных экранов в подвесном потолке, позволял выполнять плавный переход от интенсивного освещения в фойе к искусственному освещению на сцене. В общем, театральная магия начиналась задолго до последнего звонка.

Советские конструкторы продумывали детали до мелочей: например двенадцатиметровый козырек, выступающий над центральным входом в здание, слегка изогнут, чтобы выдерживать нагрузку во время обильных снегопадов. Здесь же летом омичи могли спрятаться от дождя.

Длина козырька, который выступает над центральным входом в здание, — 12 метров

Здание омского ТЮЗа построили всего за два года — театр распахнул свои двери в 1967 году. Несущие конструкции возводили из железобетона и кирпича. Позже эту постройку признали самой экономичной за всю историю отечественного театрального строительства — на возведение потратили 1,5 миллиона рублей. За работу над проектом Госстрой РСФСР присудил Виктору Белоусову диплом и денежную премию.

В июле автору проекта омского ТЮЗа Виктору Белоусову исполнилось 92 года. За плечами — кандидатская диссертация по архитектуре, десятки научных работ, звание «Заслуженный деятель культуры СССР». В свои преклонные годы архитектор чувствует себя довольно бодро — сейчас он живет в Москве, но каждый год старается наведываться на свою малую родину — в село Инжавино в Тамбовской области. Поговорить с ним корреспонденту NGS55.RU не удалось, как оказалась, у Виктора Михайловича есть проблемы со слухом, но зато он очень любит общаться по переписке. В ближайшее время мы планируем отправить ему письмо.

Сегодня омский театр юного зрителя пустует — здание закрыто на реконструкцию до 2023 года. Работы начались с капитального ремонта фасада, витражей по всему периметру, демонтажу и ремонту крыши. Все помещения театра планируется полностью заменить, отремонтировать зрительный зал, заменить коммуникации и обустроить прилегающую к театру территорию — на эти работы из федерального бюджета выделено 457,6 миллиона рублей. Спектакли омского ТЮЗа временно проходят на других площадках.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства