Образование Всё о коронавирусе фоторепортаж Вы позавидуете этим детям: фоторепортаж из деревни, которую обошел стороной интернет

Вы позавидуете этим детям: фоторепортаж из деревни, которую обошел стороной интернет

Чтобы отправить учителю домашнее задание, школьникам приходится лезть на крышу

Чтобы поймать интернет в Танатово, нужно залезать на крышу, и не факт, что это поможет

Коронавирусная инфекция и режим самоизоляции застали ученицу второго класса Алису за учёбой в сельской школе. Девочка живёт в небольшом селе Путинцево, неподалёку от Омска. Школа, в которую она ходит, находится всего в ста метрах от дома, но за последние полтора месяца это расстояние оказалось непреодолимым.

Полтора месяца дома Алисе даются нелегко

А в далёкой сибирской деревушке Танатово, в 250 километрах от Омска и в 20 километрах от ближайшей асфальтовой дороги, живут ученица четвертого класса Варвара вместе с братом Семёном. Пожалуй, основным плюсом самоизоляции для Вари и её брата стало то, что всю весеннюю распутицу они спокойно просидели дома, а не пробивались каждый день на отцовской «Ниве» по разбитой просёлочной дороге в школу.

Соседская «Нива» без окон, но с дверьми

Начало самоизоляции


Если Варвару и Семёна весенняя распутица и в прошлые года периодически переводила на дистанционное обучение, то для Алисы втянуться в новый распорядок оказалось не так просто.

Танатовские ребята привыкли вынужденно прогуливать школу

— Когда мы входили в этот график, нам было очень тяжело, потому что ребёнок дома, ему нужно погулять, отдохнуть, — рассказывает мать Алисы Нина Евдокименко. — Раньше домашние задания занимали в два раза меньше времени, потому что не было аудиторных. А теперь заданий стало очень много. Конечно, были определённого рода проблемы. Первая неделя была сумбурной, мы заканчивали задания в десять вечера, потому что не могли выстроить этот график. Нужно совместить свои домашние обязанности с работой и уроками ребёнка. Хорошо, что у нас есть бабушка с дедушкой, которые всегда выручают и делают с ней уроки. Я не представляю, как справляются те родители, которые работают. Для меня это загадка, потому что у маленьких детей уровень организованности ещё не столь высокий.

Алиса учит уроки

Помимо основных предметов весь апрель Алисе, как и всем её одноклассникам, нужно было выполнять задания по ИЗО, технологии и даже физкультуре. Как проходит урок физкультуры на удалёнке? Очень просто — родители снимают на видео, как ребёнок выполняет те или иные упражнения, сдаёт нужные нормативы, после чего отправляют запись учителю в WhatsApp. Казалось бы, что может быть проще? Ничего, если это видео размером всего несколько десятков мегабайт можно доставить до адресата. Но даже в наше время с этим могут возникнуть по-настоящему большие трудности.

Помимо уроков физкультуры Алиса занимается художественной гимнастикой, тоже удалённо

Интернет


К счастью, Путинцевской школе в этом плане очень повезло: высокоскоростной интернет в село провели в сентябре прошлого года. Поэтому обучение на удалёнке сельчане встретили во всеоружии.

— До прошлого года мы пользовались модемами. Модем дорого и плохо ловит. А сейчас у нас полноценный Wi-Fi в доме, но стоит это 4 тысячи за подключение и 600 рублей ежемесячно. Доход у всех разный. Для кого-то эта сумма неподъёмная, — говорит мама Алисы.

За интернетом в Танатово приходится лезть на забор

В Танатово о таких чудо-технологиях остаётся только мечтать. А те немногие проблески цивилизации, которые как весточки из будущего долетают в угасающую деревню, приходится собирать и ловить буквально по крупицам. Ближайшая вышка сотовой связи в десяти километрах. И сигнал с неё доходит, мягко говоря, нестабильный.

Удобно устроиться и посидеть в интернете

— У нас сеть перезагружена, и интернет вообще тут не ловит. У нас и Tele2, и Билайн, и Мегафон — ничего не ловит. Так, бывает, временами что-нибудь проклюнется. Мы купили специальную коробочку Tele2 (Wi-Fi-роутер. — Прим. ред.), он должен раскидывать интернет. Деньги только положили, дня 2–3 поработал, и интернет пропал. Или отказала сама коробочка, или не знаю. Поедем в Муромцево, отвезём, покажем, — говорит мать Варвары Наталья Грязнова.

Варвара и домашний питомец

Пандемия подняла огромный пласт проблем, в том числе и то, что качество образования будущего напрямую связано с качеством интернета и новыми технологиями. И пока в России пытаются мучительно найти свободные частоты для развёртывания новой технологии 5G, просто дозвониться до человека в Танатово может быть проблематично. И не потому, что он уехал куда-то далеко в лес или залез в погреб за бутылочкой настойки, а просто потому, что он взял телефон с подоконника и отошёл от окна дома. Что уж говорить о качественном интернете, а вместе с ним и о дистанционном образовании.

Вид из разбитого окна опустевшего деревенского дома

— Знакомые в Гуково живут, мы заезжали. У них девочка сидит, в определённые часы уроки, занимаются по ноутбуку, учитель объясняет. А у нас ничего такого нет. Хорошо, в Окунево вышка своя, они могут заниматься, в Бергамаке тоже. Танатово — последняя деревня без интернета здесь осталась, — рассказывает Наталья.

— В Гуково, Окунево, Бергамаке нормально ловит интернет и всё, а тут у нас пуп земли, всё должно по-своему быть, — шутит отец Варвары Анатолий Грязнов.

«Ну что там, клюёт интернет?»

Варваре и Семёну даже относительно повезло, весь апрель интернет был сравнительно стабилен. Конечно, ни о каких видеоуроках и записи домашек по физкультуре говорить не приходилось, но они могли получать задания по основным предметам и отправлять фотографии с выполненными работами учителю по WhatsApp.

— Мы маленько-то учились, интернет вот только вторую неделю пропал. Последний раз 1 мая Варя хотела отправить домашнее задание, но не смогла. Залезла на крышу, сходила на речку, половила интернет — нигде нет, — рассказывает мать четвероклассницы.

На реке интернет самый быстрый, но тоже с большими перебоями

WhatsApp и персональные уроки для школьников

— У нас есть общая группа в WhatsApp «Второклашки». Там состоят учителя, все родители. И мы там все общаемся, учителя дают задания. Фотографируем, высылаем готовые задания, но родители если хотят и учитель не против, можно высылать и в личные сообщения. Когда шло ИЗО, технология, в общую группу выставляли все поделки детей, рисунки, — рассказывает мама Алисы.

Общая группа в WhatsApp второго класса Путинцевской школы

У классов Вари и Сёмы общих чатиков нет. Как и нет полноценной обратной связи от учителей. Точнее не то чтобы «полноценной», обратной связи нет никакой. Даже оценки ребятам никакие не выставляются.

На крылечке дома

— Нам ни разу не присылали задания, мы вообще не делали физкультуру, ИЗО.

— А что говорят учителя?

— Ничего не говорят. И не звонят. Им тоже это не надо, — рассказывает мама детей из Танатово.

Последняя запись в тетрадке у Варвары датируется 30 апреля

Вернемся поближе к Омску.

— Все учителя на связи 24 на 7, — говорит мама школьницы из Путинцево. — В группе, бывает, кто-то уже ночью сбрасывает домашнее задание, и учитель может ответить. Кто-то работает, только приехал в восемь домой, если нужно пояснение, как решить, учитель всегда даст. Если что-то не понимаешь, можно позвонить.

Например, учитель английского языка, несмотря на то, что есть уже готовые уроки, на всякий случай сама записывает объяснение урока и отправляет в общий чат, а учитель математики при прохождении деления позвонил каждому из десяти учеников отдельно и объяснил новую тему.

В Путинцевской школе полтора месяца не ступала нога ребёнка

— Десять раз звонил всем по очереди и десять раз объяснял, как правильно делить. Даже при условии минимальных технических возможностей учителя делают максимум для того, чтобы детям, родителям, всем было комфортно. Например, по английскому учитель начитывает сам задание и может скинуть ссылку, где диктор начитывает эти онлайн-уроки. Затем ребёнок читает задание, записывает голосовое сообщение, отправляет учителю. Учитель слушает и даёт обратную связь, как надо поправиться: «В таком-то слове у тебя возникла сложность, обрати внимание, этот звук читается так-то». Мы не просто так впустую отправляем, у нас есть полноценная обратная связь от учителей. К тому же оценки выставляются в Дневник.ру, — продолжает мама Алисы.

При проблемах с заданиями учителя всегда готовы прийти на помощь Алисе

Дневник.ру? Нет, не слышали. Оценки ученикам из Танатово на удалённом обучении просто не выставляют. Что уж говорить об обратной связи, она примерно такого же качества, как сотовая.

— Учительница Семёна ещё сама присылает задания, а Варька пока сама не напишет, не попросит, чтоб прислала, — нет. Так я говорю, если мы не можем зарегистрироваться на Учи.ру, как мы можем домашнее задание получить? Я их ещё вперёд предупреждала в апреле, что у нас пропадает интернет. Они знают, что у нас плохая связь, — объясняет Наталья.

Варя занимается своим образованим самостоятельно, иногда с помощью мамы

— Это не учёба, — продолжает она. — Да, основные предметы мы сделаем. Что они поймут, что мы подскажем. А что уже мы не можем, это с учителем только по телефону созваниваться и всё. И то по телефону путём не объяснит.

Девочка вовсю помогает по хозяйству

Факультативы


Дистанционно в период самоизоляции также дают факультативные уроки. Сёма с Варей и в докарантинный период не могли посещать дополнительные занятия, потому что родители спешили забрать их из школы и ехали домой, где их ждало настоящее деревенское хозяйство. А вот у Алисы посещение различных кружков и секций занимает времени не меньше, а то и больше, чем основная учёба. И режим самоизоляции почти никак не повлиял на это.

Варвара подоила корову

— Конкурсы продолжают проводиться. Алиса с ребятами делали научную работу, после чего написали статью и опубликовали в журнале «Альманах», на днях придёт сам журнал с напечатанной статьёй. Активность продолжается в полной мере. Сейчас экоцентр проводит акцию «ЭкоМарш», где нужно рассказать об особо охраняемых территориях Омской области. Мы готовимся. Два дня назад отправили научную работу в Тюмень, мы прошли во второй этап. Научно-исследовательская работа у Алисы с одноклассницей называется «Животные планеты Земля». Это огромный земной шар, на котором расположены животные по материкам, типичные их представители. Приложение к этой работе — брошюрки с животными. Ребёнок, конечно, их готовит вместе с руководителем и родителями. Мы помогаем выбрать и ужать информацию, мы работаем в компьютере. Самому ребёнку в 8 лет это ещё тяжело. Работа очень большая, начали они её ещё в сентябре, закончили в феврале. Ещё до самоизоляции они проводили у нас даже выходные дни, лепили, всё это делали.

Алиса подготовила рисунок для конкурса, посвящённого борьбе с коронавирусной инфекцией

— Если бы не успели?

— Они бы делали это отдельно. Те же самые брошюрки — их можно сделать дома с родителем, прислать руководителю, скомпоновать. Вопрос лишь в том, как эта работа будет организована. Организоваться можно в любых условиях, можно оставаться активным. Сейчас большинство конкурсов переводят в онлайн-режим. У нас эстафеты очень большие запускаются по району. 9 Мая была эстафета памяти, когда дети читали стихи о войне. Был конкурс «Экскурсоводы птичьей гавани». Снимаешь дома видео, как ты рассказываешь, и тебя оценивают, — объясняет мама Алисы.

От кровати до стола и обратно. Весь перечень мест, где сейчас можно поучиться

Конечно, всё это воплощается благодаря совместной работе учителей, родителей, детей и при наличии приемлемого интернета, доступного на сегодняшний день не каждому сельскому ученику. С другой стороны, отдалённость от цивилизации имеет актуальные плюсы — чем хуже связь и непролазней дорога, тем меньше желающих оказаться в этом безопасном оазисе.

Добраться до Танатово без особых трудностей может только солнышко

— Что вы думаете о коронавирусной инфекции?

— У нас вроде как её и нет. Мне кажется, сюда к нам она вообще не дойдёт. Но всякое может быть, кто-нибудь приедет на рыбалку и привезёт её, — предположила Наталья Грязнова.

Алиса тоже помогает по хозяйству

— Когда я буду в школе, попрошу у друзей номера телефонов и буду у них брать уроки и переписываться, — говорит о своих планах Варвара.

Путинцевская школа подготовилась к 9 Мая, правда, на праздник никто не пришёл

— А что самое интересное ты делала до карантина?

— Я люблю из библиотеки брать книги. Нравится про Дядю Фёдора. Так я в библиотеку ездила, чтобы книги брать, но сейчас библиотека закрыта из-за коронавируса, — отвечает Варя.

Ночью интернет в Танатово немного быстрее, чем днём

— Сейчас без доступа к библиотеке скучно, в основном смотрит мультики, — рассказывает мама Варвары. — Обычно она и то, и другое успевает. Она в основном энциклопедии всякие любит. Сейчас просит про лошадей энциклопедию купить.

— Чтобы знать породы лошадей.

Мечты сбываются, стоит только подключиться к интернету

— Деревня, наверное, идеальное место для ребёнка, — рассказала Нина Евдокименко. — У нас семья сейчас старается держаться на самоизоляции. Не знаю, насколько это получится дальше. Если ребёнок привык находиться в нескольких коллективах, просто так сесть дома сложно. Первое время было как-то легче, сейчас она уже постоянно просит: «Я хочу пойти, пообщаться, к девочкам поиграть». Как мы будем дальше выходить из этой ситуации, я не знаю. Конечно, уже хочется выйти, ребёнок уже соскучился. Все-таки деревня немного отличается от города, у нас больше вот этого пространства. Все очень сильно устали. Я смотрю по своему ребёнку: последняя неделя уже стала очень тяжёлая. Мне-то уже тяжело сидеть, а ребёнку в два раза тяжелее. Все мы ждём возвращения к нормальной жизни.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства