Культура фоторепортаж Не Летовым единым: что находится внутри музея омского рока

Не Летовым единым: что находится внутри музея омского рока

В музее собрали экспонаты, связанные с рок-группами «Кровавый утренник», «Пик Клаксон» и другими

Даже мрачная занавеска в музее связана с одним из коллективов — группой «Исайя»

В Омске запустили проект, который будет совмещать в себе музей, кино и площадку для выступления рок-музыкантов. В нём собрали экспонаты, связанные с омскими рок-группами. Участники организации «Орден Сибирского Рока» давно хотели создать этот проект, но получилось только сейчас. Почему так вышло, кто вкладывал свои деньги, что интересного есть в музее и как прошло открытие — в фоторепортаже Нелли Саитовой для NGS55.RU.

Атмосфера рока чувствовалась ещё у входа в Киновидеоцентр на улице 10 лет Октября, где и расположилась выставка. Прямо под окнами музея были припаркованы мотоциклы, владельцы которых приехали на мероприятие.

Теперь эту дверь будет украшать табличка омского рок-клуба, которую передал в фонд Олег Аристархов — лидер омского коллектива «Исайя» и директор клуба. Сделана она в 2000-х годах. Кстати, здесь много экспонатов, связанных с группой «Исайя» — например, фирменный баннер с фотографиями участников, его разместили на одном из окон, поэтому получилась оригинальная мрачная занавеска. Мрачным был и имидж группы. В Омске её помнят как одну из самых эпатажных команд, которая устраивала на сцене подобие ритуальных действий и исполняла black-death металл более 20 лет, с 1989 года.

На открытие нового рок-пространства пришли около двухсот человек. Учитывая, что помещение небольшое, оно заполнилось почти полностью. Публика была самой разной: от подростков до пожилых людей.

Любой пришедший на открытие мог сказать речь, стоя перед портретом Егора Летова. Ведущим был Виталий «Маэстро». Часто его можно увидеть в этом же качестве и на других рок-тусовках.

Не обошлось и без традиционного перерезания красной ленты.

По периметру зала были развешаны стенды с описанием творчества омских рок-групп, многие из которых давно ушли в историю: Sunrise, «Кровавый утренник», «Летающие свиньи», «Пик Клаксон», «Воланд» и другие. Не забыли и о «Гражданской обороне». Отметили также «долгожителей» омской рок-сцены: группы «Астра», Western`s и «Еретик». Помимо наших коллективов, стены украшали и пластинки групп из других городов и стран.

Живым музыкальным сопровождением в день открытия радовала омская группа «Роквэлл», которая исполняла и свои песни, и хиты других групп.

Многие экспонаты можно было взять в руки. На одном из столов был альбом с фотографиями «Кровавого утренника» периода 1993–1997 годов. Его принёс лидер группы, участник «Ордена Сибирского Рока» Михаил Костоглодов.

— Хотелось бы больше таких мероприятий, чтобы у народа было желание интересоваться рок-музыкой конкретно омских исполнителей. Наша организация «Орден Сибирского Рока» хотела бы, чтоб здесь проводили концерты, но не знаю, как хорошо будут люди сюда приезжать — не самое удобное местоположение в городе. Многое ещё не доделали. Будут портреты музыкантов висеть. В основном молодец — это Артём Мурзин, — поделился он.

Также Михаил высказал своё мнение о новых омских рок-группах.

— Я человек старых вкусов, люблю мелодичную музыку. А у новых групп её совсем не хватает. Я привередливый человек насчёт музыки. Ещё мне не нравится, что молодые омские коллективы слишком много поют на английском языке. Но иностранные группы не поют же на русском! Зачем тогда мы это делаем? — заметил он.

На выставке были представлены и вырезки из омских газет с интервью наших музыкантов, которые аккуратно оформили в рамки. Например, интервью Михаила Костоглодова для «Омской правды» от 1995 года. В нём журналист этого издания сказал: «Некоторых любителей музыки настораживает, что в тексте группы присутствует нецензурная брань…», на что Михаил ответил: «Нецензурщина, пошлость, пропаганда насилия ушли вместе с автором этих творений — Беломоиным. После того как год назад я стал вокалистом «КУ», направление и в музыке, и в текстах в корне изменилось, а если что-то и осталось от старого, то исполняется это уже как пародия».

Кстати, сам Александр Беломоин, первый солист и автор текстов «Кровавого утренника», тоже присутствовал на открытии музея и выступил перед собравшимися.

— Не хотелось бы повторять слова Чебурашки: «Мы строили-строили и, наконец, построили». Процесс хоть и затянулся, но достиг своего логического конца. Экспонаты берут за душу! Только вот всё вспоминаешь, какой же год это был… Надеюсь, дело будет продолжаться, и молодые коллективы тоже внесут свою лепту в историю. Такой музей должен был появиться намного раньше! — сказал он.

Свой репортаж с мероприятия делала и съёмочная группа телеканала «Антенна-7», в том числе и видеооператор Юрий Дорошенко, который до 1997 года был бас-гитаристом «Кровавого утренника» под псевдонимом Доктор Дорис.

— Главная аудитория омского рока — это аудитория баров, — рассказала представительница молодого омского рока, участница группы «Бикфордов Шнур» Евгения Гапон. — Потому что коллективам больше негде выступать. Сейчас нет такого, как было в 80-х и 90-х, когда собирали ДК. Сейчас никому это не интересно, поэтому приходится заниматься концертами в барах. Это не очень хороший момент. Надеюсь, здесь будут делать концерты. Хотелось бы, чтобы рок из баров выходил и на более большие площадки. Чтобы люди не сидели и не жевали при этом, а просто слушали музыку и вникали в тексты.

В течение мероприятия в малом кинозале Киновидеоцентра проходил показ раритетных видео с выступлений омских рок-групп. Помимо ярких выступлений на сценах разных ДК, можно было увидеть, какими активными и весёлыми были омские рок-тусовщики того времени, как живо реагировали на концертные выступления. Во время показа зрители в зале говорили, что им сейчас не хватает такой атмосферы.

Более сотни афиш располагаются на одном из стендов. Встречаются здесь и экземпляры, которым уже 15 лет.

Олег Соломатин, участник группы «Астра», поделился с музеем фотографиями коллектива, среди которых были снимки с выступления в фирменных свитерах «Авангарда». Рокеры исполнили гимн хоккейного клуба в более «тяжёлой» версии перед матчем с «Амуром». Из вырезок газет в музее можно узнать, что это был подарок к католическому Рождеству для бывшего вратаря омского «Авангарда» Карри Рамо, который увлекается рок-музыкой.

Представлены на выставке и старые проигрыватели. Например, катушечный проигрыватель «Астра».

И даже граммофон 50-х годов. Его внесли в фонд музея музыканты Олег Аристархов и Алексей Гализдра.

2019 год — юбилейный для омского рока. Об этом напомнил профессор, преподаватель ОмГТУ и знаток омского рока Николай Салохин.

— Всё это получилось не благодаря комитетам по молодёжной политике, а именно вопреки! Но я не для того на сцену поднялся, а чтобы напомнить: 2019 год для нашей рок-музыки — это, можно сказать, год юбилейный, потому что в 1969 году у нас в Омске уже была куча групп, которые тогда назывались «ВИА». И в 1969-м году у нас прошёл в Омске первый, можно сказать, рок-фестиваль. Проводился он тогда на танцплощадке, где сейчас располагается нынешний Концертный зал. В общем, поздравляю с 50-летием омской рок-музыки! — сказал он.

Разумеется, какой рок без гитар? Они тоже украшали выставку. Например, эта бас-гитара ручной работы от музыканта Юрия Малиновского.

Наибольший интерес посетителей вызвала эта гитара необычной формы.

Были гитары 80-х и 90-х годов, а также огромное количество фотографий омских рок-бэндов (и не только) в чёрно-белой распечатке.

На одной из стен висит плакат с главными создателями музея омского рока — творческим объединением «Орден Сибирского Рока».

— Идея [создать музей] возникла в клубе ещё два года назад, после очередных отзывов некоторых — в кавычках — деятелей культуры, о том, что сибирского рока в принципе не существует, — объяснил Артём Мурзин. — По центральному телевидению озвучивались такие мысли. Я посмотрел два таких репортажа, типа: «Ну что у них там в Омске? Егор Летов только». После этого и предложил братьям по клубу как-то опровергнуть этот момент. У нас ведь такая развитая рок-культура, такие серьёзные рок-музыканты! В итоге музей организовала наша инициативная группа в виде рок-клуба и министерство культуры в лице Киновидеоцентра. Мы год ходили, обивали пороги в разных инстанциях. Были обещания, кое-какие намётки, но конкретно откликнулись только из Киновидеоцентра. В других организациях посчитали, видимо, что это всё слишком напряжно. Может, идея не очень заинтересовала. Сотрудники Киновидеоцентра помогали делать ремонт в помещении музея. Мы вкладывали в этот проект только свои личные деньги. Достаточно большая для нас сумма вложена. Денег из бюджета мы не просили.

Артём рассказал и о будущем музея.

— Будем делать различные мероприятия, приглашать публику. Принимаем любое инициативное предложение. Например, если кто-нибудь предложит сделать юбилей какого-либо известного рок-музыканта в наших стенах, то попробуем сделать. Если будут приезжать гости из Москвы, Питера, с других городов Сибири, можно будет устроить пресс-конференцию, автограф-сессию, полноформатное выступление. Ещё можно собраться, попить чаю, поговорить об омском роке, взять гитару в руки, поиграть, посмотреть какое-нибудь старое кино про рок. Но пока формата «с понедельника по пятницу с двух до пяти» не будет. Потому что мы ж не краеведческий музей, чтобы тут потоками водить школьников! Мы больше центр притяжения, или, как сейчас модно говорить, арт-пространство. Музей — это лишь часть этого центра. Спектр вещей, которые можно здесь проводить, широчайший. Можно связаться со мной по телефону или через соцсети и предложить свою идею.

Многие гости нового арт-пространства выразили мнение, что сделать что-то подобное нужно было давно.

— А чего не делали? Нужно меньше говорить и больше делать! Вот про тот же музей-квартиру Летова сколько уже говорят… Мы, например, загодя почти ничего не говорили публично, а просто брали и делали. — поделился Артём Мурзин. — Это ведь не так просто! Нужно много оформлять документов, составлять проектов, эскизов и так далее. До того, как мы нашли отклик от Киновидеоцентра, мы целый год ходили по инстанциям, кабинетам. Ждали, предлагали… В этом деле главное — единомышленников найти в плане желания создать. Мы с директором Киновидеоцентра услышали друг друга. Идея его впечатлила, он понял, что это полезно и востребовано, потому что мыслит стратегически.

Инициативу в этом деле проявила заведующая сектором по показу фильмов Ирина Латышева, которая тоже присоединилась к разговору.

— Русский рок — это своеобразное направление. Оно рождалось в 80-х годах. Это целая социальная страница истории, которая в первую очередь отражена в кинематографе. И вот история 80- 90-х — она больше отражает жизнь, чем какие-то другие летописные страницы истории, — сказала она. — Есть такое понятие «народные баяны» — это люди, отражающие историю своей души в музыке. Рок у нас был почти запрещён, и, может быть, это повлияло на взрыв человеческой души. Потому рок у нас был очень социально обострённым, содержал призыв проснуться. А кинематограф это подхватил, особенно режиссёр Сергей Соловьёв (и не только он). В этот период появились такие фильмы как «Игла», «Брат» и «Брат-2» и тому подобные.

Закончилось открытие музея омского рока культовым фильмом Сергея Соловьёва «Асса» в большом кинозале.

Будем надеяться, что светлое будущее ждёт и музей омского рока, и проект «Рок + Кино». Сейчас музей ещё пополняет свою коллекцию экспонатов и предметов интерьера.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства