В конце июля у стадиона «Юность» под трамваем № 8 разошлись рельсы, к счастью, никто не пострадал. В трамвайном депо подтверждают: в последнее время поломки рельс в Омске частое явление, и подобных случаев будет становиться все больше. На сегодняшний день в капитальном ремонте нуждается 90 % трамвайных путей. Чем трамвай лучше автобуса, кому выгодна гибель самого архаичного общественного транспорта, есть ли будущее у омского трамвая — в материале НГС.НОВОСТИ.
Трамвай без рельсов
Ранним утром 29 июля на ул. Богдана Хмельницкого произошла очередная трамвайная авария. В 7:50 у стадиона «Юность» с рельсов сошел трамвай № 8, это случилось из-за того, что под вагоном просто разошлись пути. За 40 минут аварийная бригада МП «Электрический транспорт» вернула «беглеца» на место, и в 8:35 движение на линии было восстановлено. Как сообщили в депо — при аварии никто не пострадал.
Основная проблема не в самих трамваях, несмотря на их преклонный возраст, а в рельсах: 90 % трамвайных путей в Омске изношены до предела и требуют капитального ремонта. На особо опасных участках путей — поворотах и трамвайных кольцах — уже не помогает проведение работ текущего содержания, из-за максимального износа рельсы просто ломаются под тяжестью транспорта. Тревогу в трамвайном депо начали бить давно.
«Мэру мы уже давали всю информацию — толку нет, — говорит Константин Прокопенко. — Еще в конце 2014 года мэр показательно заявлял о том, что необходимо изыскать средства из бюджета города для проведения капитального ремонта трамвайных путей, потому что силами предприятия этого не осилить. Сейчас уже стоимость капремонта [1 км] кривого участка путей (на кольцах и поворотах. — А.А.) — 20 млн руб., прямого — 18 млн руб. Мэрия ссылается на пустой бюджет».
В прошлом году своими силами трамвайное депо «откапиталило» 500 м пути, еще 1 км был отремонтирован в рамках реконструкции пр. Академика Королева. Плановый ремонт трамвайных дорог — 3–4 км в год, проводится только сотрудниками трамвайного депо, на большее в МП «Электрический транспорт» нет ни денег, ни материалов, ни рабочих рук — привлекать к ремонту сторонние организации у электротранса нет возможности.
Трамвайная польза
После исчезновения трамвая с левого берега — в 2007 году был уничтожен трамвайный маршрут № 10, а сама трамвайная линия на ул. Лукашевича списана — группа омичей создала общественное движение «Омичи за трамвай». На сайте движения размещена полная информация об омских трамваях, электротранспорте мира и преимуществах «архаичного» средства передвижения. Как считают создатели группы по спасению трамваев, маршрут № 10 исчез из-за ошибки строителей при возведении перехода у «Арены-Омск» в 2007 году. Трамвайные пути при строительстве были повреждены, а переделывать не хотелось, поэтому администрация Омска начала говорить об архаичности трамвая, с чего и начался крах трамвайного сообщения в Омске. Основные преимущества трамвая, по словам создателя движения «Омичи за трамваи», инженера Юрия Романовского, — экологичность и экономичность (может перевозить большое количество людей и стоит дешевле, чем метро).
«Из стержневых маршрутов с самым большим пассажиропотоком остались только № 8 и 2, трамвайная сеть деформирована: убрали центр и левый берег, но сейчас, несмотря на это, пассажиропоток в трамвае по чуть-чуть растет, а в автобусах и троллейбусах последние 3 года он сильно падает, —
говорит Юрий Романовский. — Ведь на трамвае, даже таком убитом, можно проехать быстрее, чем на автобусе по пробкам».
По мнению аналитиков общественного движения, многие из которых работают в транспортной отрасли, трамвай стал бы идеальным решением для разгрузки от пробок центра города — от железнодорожного вокзала до Нефтяников — и спасением для забитого левобережья.
«Если бы трамваи ездили по центру города в таких же условиях, как маршрутки, они были бы супервыгодные, — уверен Юрий Романовский. — Те рельсы, которые разошлись на Хмельницкого, мэр хвалился отремонтировать еще несколько лет назад, была разработана программа развития электротранспорта, но мэрия ее так и не утвердила. Как мне сказали в мэрии: "Ну ведь если мы ее утвердим, с нас же будут спрашивать ее выполнение"».
По мнению активистов, борющихся за омский трамвай, стабильная сеть электрического общественного транспорта в Омске позволила бы уйти от монополии частных перевозчиков, повышений цен на проезд и пробок.
Трамвай вместо метро
На фоне падения спроса на автобусы и троллейбусы, у трамвая все действительно хорошо, подтверждает член координационного совета по стратегии развития города при мэре и блогер Игорь Федоров.
«За последние 20 лет в городе купили всего 2 трамвая, и смотрите — трамваи еще ходят, система работает, — говорит Игорь Федоров. — Срок амортизации трамвая в 5–10 раз больше, чем у автобусов, капитально отремонтированные вагоны могут прослужить еще 20 лет. С 2000 года, за 15 лет, мы купили почти тысячу автобусов и опять находимся на грани».
На словах то, что будущее Омска — в трамвае, поняли уже и мэр, и губернатор области, сетуют активисты, которые еще при Полежаеве доказывали, что трамвай гораздо актуальнее для Омска, чем утопичное дорогое метро. Даже старые вагоны омского электротранспорта могут развивать скорость до 120 км/ч, становясь практически скоростным общественным транспортом, уверяют эксперты. Однако для изношенных рельсов такая скорость неприемлема.
«Теперь трамвай нужно восстанавливать по тем же трассам метро, которые были запланированы — место практически везде есть, — считает Игорь Федоров. — К сожалению, деньги ушли на метро, и мы остались ни с чем.
Трамвай выживет, но при таком отношении властей развиваться не будет: ведь уже 5 лет мэрия не может даже поучаствовать в федеральной программе, по которой мы могли бы за это время купить уже несколько новых трамваев».
Анна Акелькина
Фото Ивана Рейзвих