Политика обзор «Драки нет, интриги нет»: до выборов губернатора Омской области осталось меньше месяца — какие прогнозы на явку и победу?

«Драки нет, интриги нет»: до выборов губернатора Омской области осталось меньше месяца — какие прогнозы на явку и победу?

Места, похоже, уже распределены. Интрига только в том, сколько голосов наберут коммунисты

Судя по информационным стендам, кандидат в губернаторы в Омской области только один

Во вторые выходные сентября, 9 и 10, в Омской области пройдут выборы губернатора. Однако этот факт особо не афиширует ни избирком, ни кандидаты. А в этом году в бюллетенях исключительно партийные лидеры, кроме разве что врио главы региона, который вступил в «Единую Россию» только в марте 2023-го. Казалось бы, за голоса избирателей должна развернуться нешуточная борьба, но агитация такая ненавязчивая, как будто это не реальный способ привлечь внимание избирателей, а простая формальность. Почему так?

Избирком Омской области зарегистрировал четырех кандидатов в губернаторы; Андрей Алехин — 64 года, депутат Госдумы, первый секретарь комитета омского областного отделения политической партии КПРФ; Владимир Казанин — 51 год, депутат Законодательного собрания Омской области, первый секретарь комитета омского отделения политической партии «Коммунисты России»; Максим Макаленко — 36 лет, координатор омского регионального отделения ЛДПР; Виталий Хоценко — 37 лет, врио губернатора Омской области, член политической партии «Единая Россия».

Со щитом или на щите

Бывший председатель избирательной комиссии Омской области Алексей Нестеренко соглашается, что информации о выборах «маловато», и объясняет это экономией. В региональном бюджете на их проведение, включая довыборы в Заксобрание, изначально было заложено более 700 миллионов рублей, но затем сумму сократили почти вдвое, до 360. Пять лет назад, когда проходила предыдущая губернаторская кампания, она была всего на 60 миллионов рублей меньше.

— Денюжки экономят: только успевай поворачиваться — улетают. Даже на бумаге, все на черновиках стараются печатать. Мы старались тратить деньги так, чтобы в субъекте остались, у людей наших. Обычно до 60% средств выделяется на оплату труда членам комиссий, а мы до 80% дотягивали. В рекламу, я считаю, это в никуда. Повесили баннеры, содрали, выбросили, — считает Алексей Нестеренко.

Тот факт, что пока особо себя не проявляют кандидаты в губернаторы, он объясняет тем, что информационное поле оживится после начала бесплатной агитации в СМИ, которая стартует за 28 дней до голосования, а до этого «всегда ничего не понятно».

Информационные щиты, напоминающие о выборах, в Омске начали появляться совсем недавно

Рекламные ролики на видеоэкранах вроде есть, но сделаны они по одному шаблону, и глаз за них не цепляется. Предвыборные стенды либо пустуют, либо обклеены листовками одного кандидата от партии власти. Оригинальной можно было бы назвать только агитацию за представителя КПРФ Андрея Алехина, но и то в местном обкоме не исключают, что фамилия кандидата, написанная его однопартийцем баллончиком на информационном щите, фейк.

— Это очень похоже на монтаж. Была фотография Федина (Иван Федин, второй секретарь комитета областного отделения КПРФ. — Прим. ред.), где он таким же движением кладет газету в ящик. Но я не нашла ее в архивах, чтобы поднять скандал. Доказывать, что это Федин не сейчас, а два года назад, и что он не у стенда, а сует газету в ящик, сличать, экспертизу делать — да по фигу. И ему по фигу, и Алехину по фигу. Чем больше нас ругают, тем больше о нас знают, — рассуждает руководитель пресс-службы омского обкома КПРФ Евгения Лифантьева.

И даже если это не монтаж, ничего крамольного в том, что листовку заменили граффити, нет, считают в компартии.

— Посмотрели по законодательным и прочим вещам, юридически это не запрещено. Эти стенды и предназначены для того, чтобы на них писать фамилии кандидатов, а как — в законе не прописано, — добавляет Евгения Лифантьева.

Действия Ивана Федина на предмет порчи государственного имущества проверяет полиция и прокуратура

Гуляем на свои

У большинства кандидатов, судя по их избирательным фондам, деньги на губернаторскую кампанию есть. Всего на 4 августа на счетах в Сбербанке скопилось 18,6 миллиона рублей, это без учета 9,6 миллиона рублей, которые они уже потратили. Для сравнения, в 2018-м выборы целиком обошлись в 11 миллионов (и тогда кандидатов тоже было четверо).

Ресурсы распределены очень неравномерно. Почти 80% от общей суммы, а это 22,2 миллиона рублей, поступило в избирательный фонд единоросса Виталия Хоценко. Потратил он пока 6,2 миллиона: 80,7 тысячи рублей — на сбор подписей остальное: на листовки, плакаты, рекламные щиты, аудиоролики и другие агитматериалы. Из его первого финансового отчета на 17 июля известно, что 870 тысяч рублей он вложил в кампанию сам.

— Фонд же формируется не по запросу, фонд формируется из добровольных пожертвований людей, предпринимателей. Накидали. Он сам обалдел. Он не планировал столько тратить, конечно. Тратить-то куда особо? Эфирного времени бесплатного полно, покупать нет смысла, а это основные расходы. Наверное, останутся [деньги], — предположил Алексей Нестеренко.

Самовыдвиженец Юрий Александров, несостоявшийся конкурент Виталия Хоценко, заявил, что по факту избирательный фонд единоросса в разы больше. Врио губернатора, по его мнению, «объехал всю Омскую область за счет бюджета», хотя по-хорошему должен был на время выборов сложить с себя полномочия.

Немногочисленная агитация представителя ЛДПР Максима Макаленко

Второй по размеру избирательный фонд у кандидата от партии «Коммунисты России» Владимира Казанина — 3,1 миллиона рублей (минимум 100 тысяч рублей — собственные средства), 2,1 миллиона из которых уже нет. У либерал-демократа Максима Макаленко осталось 1,5 из 2,1 миллиона рублей (своя доля — 91 тысяча рублей). Самые скромные поступления и расходы — у представителя КПРФ Андрея Алехина. В избирательном фонде в поддержку кандидата было 735,4 тысячи рублей, примерно седьмую часть дала партия. От него уже не осталось и копейки.

— Эти выборы Алехин делает только на свои, на наши, обкомовские, деньги. В связи со всеми этими событиями, СВО и так далее, участие ЦК минимальное, потому что очень много средств было потрачено на гумпомощь. Поэтому ЦК сейчас не финансирует избирательные кампании губернаторов от КПРФ, — отметила Евгения Лифантьева. — Принципиально решили не пользоваться услугами спонсоров. Если в прошлые годы какие-то коммерсанты помогали, то в этом году даже не обращались ни к кому.

Коммунисты работают по старинке

На масштабную телерекламу и видеоэкраны избирательного фонда Андрея Алехина вряд ли хватит. Обычные щиты в обкоме считают «неэффективной тратой денег», в соцсетях «перекричать всех возможности нет». Ставку коммунисты делают на бесплатную газету и личные встречи с избирателями.

— У нас основной способ работы — из рук в руки. Идут наши агитаторы и раздают листовки, разговаривая с людьми. По сути листовка, с виду — четырехполосная газета. Расчет наших агитационных материалов на то, чтобы хотя бы с каждой семьей поговорить, с одним из четырех [членов семьи]. Газета — в каждый дом, — добавляет пресс-секретарь обкома. — Сейчас еще серия встреч пройдет с Андреем Алехиным как депутатом Госдумы.

Против кого дружим?

Посмотрим в сентябре, удастся ли коммунисту с таким бюджетом и подходом достучаться до избирателей. Но, по мнению Алексея Нестеренко, шансов укрепить позиции КПРФ в регионе у Андрея Алехина немного.

— Я не очень отслеживаю, потому что полагаю, что первые выборы кандидата в губернаторы, которого благословил президент (Владимир Путин назначил Виталия Хоценко врио губернатора Омской области 29 марта 2023 года. — Прим. ред.), традиционно проходят с известным результатом. Учитывая состав конкурентов, я не очень беспокоюсь за результат. Потому что, как мне кажется, единственный, кто мог бы составить официальную конкуренцию — Андрей Анатольевич Алехин. Но у меня такое впечатление, что он перегорел, как и партия КПРФ в целом, я имею в виду областное отделение. Вряд ли он всерьез ввяжется в эту борьбу. Но и сейчас видно, что его практически нет в этой кампании, — рассуждает бывший глава облизиркома.

Складывается впечатление, что задача КПРФ — не столько победить, сколько омрачить победу «Единой России». Поэтому сильный кандидат от «Коммунистов России» ей только на руку.

— Его (Виталия Хоценко. — Прим. ред.) технологи сделали величайшую глупость, на мой взгляд, допустив на выборы Казанина. Он вполне может занять третье место, причем с весомым результатом. Если в отношении нас идет очень жесткий стоп-лист под большинство СМИ, Алехина, КПРФ как организацию стараются максимально не упоминать, то Казанин имеет ресурс в виде «12 канала». Он наберет не больше, чем Алехин, но достаточно большой процент, причем отъест его у Хоценко, — предполагает Евгения Лифантьева. — Это типаж ностальгирующего по СССР государственника. Он на этой ностальгии очень хорошо играет. Чем больше он старается на волонтерских делах, на помощи Донбассу, на своих поездках раскручиваться, тем больше он отъедает у «Единой России». Пусть люди будут считать, что настоящий коммунист — Казанин, а не Алехин, но они же за коммунизм будут голосовать, за социальные преобразования.

«Красные» против «синих»

На то, чтобы проголосовать «Zа СВОего губернатора», за «Открытость, энергию, опыт», за «Хватит трепаться — пора развиваться» или за «Нам с вами в Омской области жить», у омичей будет два дня, 9 и 10 сентября. По словам секретаря регионального избиркома Александра Христолюбова, при многодневном голосовании явка выше на 7–10%. Экс-глава облизбиркома Алексей Нестеренко считает, что она всё равно вряд ли перевалит за 35%.

— Явка будет, дай бог, 30 с чем-нибудь процентов, 35. Нет, не будет явки, даже за два дня. Это объективная реальность, не плюс и не минус. Такое состояние, когда люди так же, как и я, уверены в результате. Те, кто ходит на выборы, понимают, кто победит. Ну и что тогда напрягаться? Драки нет, интриги нет. Не потому что мой голос ничего решает и его всё равно украдут, а потому что мой голос будет еще одним плюсиком — так и без меня его изберут. Я думаю, что настроения в основном такие у людей, а раз настроения такие, то и подниматься лень. Еще и от погоды будет зависеть, — прогнозирует Алексей Нестеренко.

Евгения Лифантьева тоже считает, что явка вряд ли будет высокой, а для кандидата от партии власти это скорее минус.

— Если избиркомы на этот раз будут «сушить явку»… У нас дистанционного голосования нет, только двухдневное. Мы смотрим и похихикиваем, какой будет процент явки. Если они опять сделают 15%, как на выборах в горсовет, для этой власти будет очень плохо, — считает пресс-секретарь омского обкома КПРФ.

Виталий Хоценко на конференции регионального отделения партии «Единая Россия», где его кандидатуру выдвинули на пост главы региона, заявил, что «выборы губернатора — это большая тренировка президентских выборов». А на президентских выборах ждут не столько высокой явки, сколько высокого процента голосов за одного кандидата.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства