Экология Нелегальные свалки, продажа мусора и контейнеры из Ирана: краткий пересказ интервью с омским регоператором

Нелегальные свалки, продажа мусора и контейнеры из Ирана: краткий пересказ интервью с омским регоператором

В большом интервью NGS55.RU исполнительный директор «Магнита» рассказал, что не так с мусорной реформой

Беседа исполнительного директора «Магнита» Дмитрия Третьякова (справа) и главного редактора NGS55.RU Олега Малиновского длилась порядка 1,5 часа

Вчера, 8 июня, на нашем сайте вышло большое интервью с исполнительным директором регионального оператора «Магнита» Дмитрием Третьяковым. Ведущей темой материла стали трудности мусорной реформы в регионе. Чтобы вы не упустили ничего важного из длинного текста, мы собрали главные моменты интервью в один краткий пересказ.

Первые трудности и контейнеры из Ирана


Мусорная реформа в стране запустилась в 2019 году. Первым делом «Магнит» нанял несколько крупных возчиков мусора со своими мусоровозами. Те первым делом обновили парк техники: вместо КАМАЗов были закуплены иностранные «Скании», «МАНы» и даже «Мерседесы», которые в работе заменяли сразу четыре отечественных грузовика. Всего было куплено 150 новых машин.

Новые экологичные и эффективные машины решили одну проблему, но создали другую — старые железные контейнеры им больше не подходили. А покупать новые из пластмассы, по словам Дмитрия Третьякова, управляющие компании (они оснащают контейнерные площадки возле домов) отказывались. Тогда в закупке помог региональный бюджет и сами возчики.

— Беспрецедентные меры: вначале было куплено 12 тысяч контейнеров. Еще контейнеры были дефицитные: часть контейнеров пришла в Омскую область из Ирана. Только вдумайтесь: у нас действительно во дворах стоят иранские контейнеры — я их по цвету пластика узнаю. Из Ирана, из Сербии, из Петербурга. Эти контейнеры собирали по всему миру, — рассказал представитель компании.

Можно ли в Омске сортировать мусор как в Европе?


В европейских странах на площадках стоят сразу шесть контейнеров: одни для стекла, другие для пластика, железа, бумаги и так далее. На вопрос, возможно ли запустить такую систему, в Омске Дмитрий Третьяков отвечает: можно, но для этого потребуются миллиарды рублей в год из бюджета.

Сейчас же регоператор работает по дуальной системе сбора мусора — на 460 площадках в Омске можно увидеть зеленые и желтые контейнеры. Первые для «мокрого» мусора, вторые — для твердого. Эта система тоже считается эффективной, но даже ее применение увеличивает стоимость обслуживания в два раза, поскольку за двумя разными контейнерами приезжают два разных мусоровоза

Сколько тонн мусора перерабатывают в Омской области?


До реформы мусор нашего региона не перерабатывался вовсе. После — были построены два новых завода за 500 миллионов рублей с импортной техникой. Сами по себе они не особо современные, но довольно производительные, отмечает исполнительный директор регоператора.

По его словам, заводы работают 24 часа в сутки и в год перерабатывают 200 тысяч тонн. Это максимум их производственных мощностей.

Дмитрий Третьяков надеется, что компания избежит банкротства, как это уже было с регоператорами на Алтае и в Новосибирске

Сколько денег зарабатывает «Магнит» и на продаже какого мусора компания делает деньги?


Как регоператор «Магнит» получает 5% прибыли со всей своей деятельности — больше им не позволяет брать тариф, утвержденный региональной экономической комиссией.

В том числе деньги идут с продажи переработанного мусора: любой может через аукцион выкупить фуру пластика (10–12 рублей за килограмм) или, например, стекла (около рубля за килограмм). На этом «Магнит» ежеквартально зарабатывает порядка 3–4 миллионов рублей, или 9–12 миллионов в год.

Всего на двух заводах перерабатывается 5–7% от всего мусора, попадающего на конвейер. Третьяков отметил, что по России это высокий показатель.

Куда везут мусор из Омска?

Сегодня на территории Омской области действуют 17 легальных полигонов для мусора. И расположены они не вблизи города, а в районах: Калачинске, Тавричанке, Седельниково или, например, в Черлаке. В другие места возчики их вывезти не могут, поскольку все машины отслеживаются по спутнику, а за нарушениями следит региональное Минприроды и прокуратура.

Ближе свалки планируют организовать только к 2023 году. Однако Третьяков оптимизма областного Минприроды не разделяет: «Мое экспертное мнение, что раньше 2025 года это не произойдет по одной простой причине. Год — проектирование, год — строительство и год — прохождение всех рецензий, проверок и ввод в эксплуатацию».

На действующие сейчас свалки отвозят подавляющее число мусора, остальные 20–25% отправляют на полигон сразу же. Оставшиеся после переработки 95–93% мусора прессуют и затем также везут на полигон. Там мусор подлежит захоронению

В апреле «Магнит» намекал на мусорный коллапс на севере области. Почему?


По словам исполнительного директора компании, мусорный коллапс на севере региона мог возникнуть из-за отказа возчиков работать с «Магнитом», поскольку компания недоплатила им положенные по контракту деньги.

Сложившуюся с возчиками ситуацию Дмитрий Третьяков объясняет одной большой случайностью: при старте реформы, в 2019 году, к Владимиру Путину на прямой линии обратился омич и пожаловался на выросший в два раза тариф на вывоз мусора — в качестве доказательства он показал квитанцию на 266 рублей (тогда тариф был 133 рубля). Президент сразу же потребовал главу УФАС Омской области разобраться с проблемой. После этого по требованию ведомства тариф на вывоз мусора в регионе снизили вдвое. Так компания стала уходить в минус и за год потеряла 1 миллиард 200 тысяч рублей.

Позднее выяснилось, что у обратившегося к президенту омича была ошибка в квитанции. После ряда судебных разбирательств «Магнит» доказал, что требование УФАС было ошибочным. Однако тариф на место не вернули, поскольку РЭК по закону не может резко поднять цену в два раза, пускай и урезанную ранее в полраза. К прежнему значению возвращаются постепенно каждый год при пересмотре тарифа.

Убытки «Магнита» достигли почти 5 миллиардов рублей спустя три года после старта реформы

У «Магнита» 4,7 миллиарда долгов. Откуда?


Накопившиеся долги «Магнита» делятся следующим образом: больше миллиарда рублей составляют задолженности юрлиц и жителей региона (неплательщики в регионе составляют 10% от всего населения). Еще 1,2 миллиарда у компании изъяли в пользу возчиков, которые недополучают деньги от «Магнита» из-за снижения тарифа в 2019 году. Третий фактор — из-за того, что РЭК утверждает тариф на основании данных переписи населения 2010 года, данные по количеству проживающих в регионе на бумаге и по факту сильно отличаются. По оценке «Магнита», они не досчитываются порядка 350 тысяч омичей ежемесячно, при этом обрабатывая их мусор.

Как из-за бизнеса образуются нелегальные свалки?

Отдельная тема для «Магнита» — организации. По закону действующие в регионе юридические лица с приходом реформы должны были заключить договоры на вывоз мусора с «Магнитом». Однако, как говорит Третьяков, это сделали лишь 15 тысяч организаций из около 30 тысяч функционирующих:

— Ладно, не знали, не понимали, не прочли. Куда вы мусор девали? Отвечают, что наняли другую организацию. А в суд последняя не пришла, потому что у них какая-то проблема с лицензией. Куда возили мусор, неясно. Талонов нет, пропуска на полигоны нет». На все полигоны могут заходить только мусоровозы «Магнита». И сегодня 1 куб мусора в моей организации стоит тысячу рублей. Такой тариф. Он установлен не мной, а РЭКом. И я знаю, что серые возчики в Омске предлагают 600–650 рублей. Почему? Потому что загрузить полный КАМАЗ мусора, доехать до кольцевой дороги и выкинуть в лес — это не довезти мусор до Кировского полигона, обработать на современном заводе, погрузить в тонар и довезти до Калачинска, — рассказал Третьяков и отметил, что нередко организации выбрасывают мусор на площадках у дома — таким образом за бизнес платят местные жители.

Почему «Магнит» всё еще не банкрот


На вопрос о банкротстве представитель компании отвечает легко: забирать нечего. Своих мусоровозов у них нет, офис арендованный, а из имущества — только заводы, да и те не особо рентабельны и, по оценке Третьякова, вряд ли уйдут более чем за 100 миллионов.

— Этот путь вечный: мы не сдаемся, но боремся. Сколько еще мы будем чертить модели? Сколько еще будут терпеть возчики? На сколько хватит их ресурса? Они могут сейчас устроить нам второй Челябинск, Алтай, Петербург, коллапс и катастрофу буквально за один день. Здесь нужно отдать должное коллегам из правительства: мы эту ситуацию обсуждали на совещаниях, по всей стране принимается комплекс мер поддержки отрасли. В любом случае сейчас правительство готовит пакет мер, которые, мы надеемся, уже в июне к нашей компании будут применены. Чем это закончится, насколько это поможет снять напряженность, я не знаю, — подытожил Дмитрий Третьяков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства