Дороги и транспорт Омск трамвайный: последний путь

Омск трамвайный: последний путь

С рельсов сошел трамвай № 8 — износ трамвайных путей в Омске достиг 90 %

В конце июля у стадиона «Юность» под трамваем № 8 разошлись рельсы, к счастью, никто не пострадал. В трамвайном депо подтверждают: в последнее время поломки рельс в Омске частое явление, и подобных случаев будет становиться все больше. На сегодняшний день в капитальном ремонте нуждается 90 % трамвайных путей. Чем трамвай лучше автобуса, кому выгодна гибель самого архаичного общественного транспорта, есть ли будущее у омского трамвая — в материале НГС.НОВОСТИ.

Трамвай без рельсов

Ранним утром 29 июля на ул. Богдана Хмельницкого произошла очередная трамвайная авария. В 7:50 у стадиона «Юность» с рельсов сошел трамвай № 8, это случилось из-за того, что под вагоном просто разошлись пути. За 40 минут аварийная бригада МП «Электрический транспорт» вернула «беглеца» на место, и в 8:35 движение на линии было восстановлено. Как сообщили в депо — при аварии никто не пострадал.

Основная проблема не в самих трамваях, несмотря на их преклонный возраст, а в рельсах: 90 % трамвайных путей в Омске изношены до предела и требуют капитального ремонта. На особо опасных участках путей — поворотах и трамвайных кольцах — уже не помогает проведение работ текущего содержания, из-за максимального износа рельсы просто ломаются под тяжестью транспорта. Тревогу в трамвайном депо начали бить давно.

«Мэру мы уже давали всю информацию — толку нет, — говорит Константин Прокопенко. — Еще в конце 2014 года мэр показательно заявлял о том, что необходимо изыскать средства из бюджета города для проведения капитального ремонта трамвайных путей, потому что силами предприятия этого не осилить. Сейчас уже стоимость капремонта [1 км] кривого участка путей (на кольцах и поворотах. — А.А.) — 20 млн руб., прямого — 18 млн руб. Мэрия ссылается на пустой бюджет».

В прошлом году своими силами трамвайное депо «откапиталило» 500 м пути, еще 1 км был отремонтирован в рамках реконструкции пр. Академика Королева. Плановый ремонт трамвайных дорог — 3–4 км в год, проводится только сотрудниками трамвайного депо, на большее в МП «Электрический транспорт» нет ни денег, ни материалов, ни рабочих рук — привлекать к ремонту сторонние организации у электротранса нет возможности.

Трамвайная польза

После исчезновения трамвая с левого берега — в 2007 году был уничтожен трамвайный маршрут № 10, а сама трамвайная линия на ул. Лукашевича списана — группа омичей создала общественное движение «Омичи за трамвай». На сайте движения размещена полная информация об омских трамваях, электротранспорте мира и преимуществах «архаичного» средства передвижения. Как считают создатели группы по спасению трамваев, маршрут № 10 исчез из-за ошибки строителей при возведении перехода у «Арены-Омск» в 2007 году. Трамвайные пути при строительстве были повреждены, а переделывать не хотелось, поэтому администрация Омска начала говорить об архаичности трамвая, с чего и начался крах трамвайного сообщения в Омске. Основные преимущества трамвая, по словам создателя движения «Омичи за трамваи», инженера Юрия Романовского, — экологичность и экономичность (может перевозить большое количество людей и стоит дешевле, чем метро).

«Из стержневых маршрутов с самым большим пассажиропотоком остались только № 8 и 2, трамвайная сеть деформирована: убрали центр и левый берег, но сейчас, несмотря на это, пассажиропоток в трамвае по чуть-чуть растет, а в автобусах и троллейбусах последние 3 года он сильно падает, —

говорит Юрий Романовский. — Ведь на трамвае, даже таком убитом, можно проехать быстрее, чем на автобусе по пробкам».

По мнению аналитиков общественного движения, многие из которых работают в транспортной отрасли, трамвай стал бы идеальным решением для разгрузки от пробок центра города — от железнодорожного вокзала до Нефтяников — и спасением для забитого левобережья.

«Если бы трамваи ездили по центру города в таких же условиях, как маршрутки, они были бы супервыгодные, — уверен Юрий Романовский. — Те рельсы, которые разошлись на Хмельницкого, мэр хвалился отремонтировать еще несколько лет назад, была разработана программа развития электротранспорта, но мэрия ее так и не утвердила. Как мне сказали в мэрии: "Ну ведь если мы ее утвердим, с нас же будут спрашивать ее выполнение"».

По мнению активистов, борющихся за омский трамвай, стабильная сеть электрического общественного транспорта в Омске позволила бы уйти от монополии частных перевозчиков, повышений цен на проезд и пробок.

Трамвай вместо метро

На фоне падения спроса на автобусы и троллейбусы, у трамвая все действительно хорошо, подтверждает член координационного совета по стратегии развития города при мэре и блогер Игорь Федоров.

«За последние 20 лет в городе купили всего 2 трамвая, и смотрите — трамваи еще ходят, система работает, — говорит Игорь Федоров. — Срок амортизации трамвая в 5–10 раз больше, чем у автобусов, капитально отремонтированные вагоны могут прослужить еще 20 лет. С 2000 года, за 15 лет, мы купили почти тысячу автобусов и опять находимся на грани».

На словах то, что будущее Омска — в трамвае, поняли уже и мэр, и губернатор области, сетуют активисты, которые еще при Полежаеве доказывали, что трамвай гораздо актуальнее для Омска, чем утопичное дорогое метро. Даже старые вагоны омского электротранспорта могут развивать скорость до 120 км/ч, становясь практически скоростным общественным транспортом, уверяют эксперты. Однако для изношенных рельсов такая скорость неприемлема.

«Теперь трамвай нужно восстанавливать по тем же трассам метро, которые были запланированы — место практически везде есть, — считает Игорь Федоров. — К сожалению, деньги ушли на метро, и мы остались ни с чем.

Трамвай выживет, но при таком отношении властей развиваться не будет: ведь уже 5 лет мэрия не может даже поучаствовать в федеральной программе, по которой мы могли бы за это время купить уже несколько новых трамваев».

Анна Акелькина

Фото Ивана Рейзвих

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства