Экономика Перебои с топливом в Омске проблема Заплатим за всё из своего кармана? Почему в Омской области дорожает топливо, а перевозчики заговорили о дефиците

Заплатим за всё из своего кармана? Почему в Омской области дорожает топливо, а перевозчики заговорили о дефиците

Цены на бензин и дизель бьют рекорды

На рост стоимости топлива влияет много факторов

В Омской области, как и в других российских регионах, продолжает дорожать топливо. Такая картина начала складываться с весны текущего года: сперва поднялись цены на газ, а затем на бензин и дизель. Теперь перевозчики встревожены тем, что в стране может возникнуть дефицит топлива. Почему выросли цены и что будет дальше — разбирался NGS55.RU.

Грустные цифры

Стремительный рост цен на топливо остается одной из самых обсуждаемых тем лета и осени. Уже дошло до того, что стоимость бензина и дизеля побила рекорды. Вспомним, как в Омской области менялись цены в последние месяцы. Например, с декабря прошлого года до весны текущего года за литр АИ-92 на заправках «Топлайн» стабильно просили 44,75–45,2 (46,5) рубля за литр. Затем началось повышение стоимости топлива. По последним данным (на 16 сентября), литр топлива обходится омичам в 49,5–51,25 рубля.

Еще один пример, но уже с 95-м бензином. С июля прошлого года по май текущего года литр топлива на заправках сети «Юнигаз» оценивали в 49,52 рубля. Цены пошли вверх, и теперь за литр АИ-95 нужно отдать 54,92 рубля. Разумеется, повышение стоимости топлива не обошло стороной и сеть АЗС «Газпромнефть».

Отдельно стоит упомянуть солярку (дизельное топливо). Она начала дорожать в августе, и случилось это впервые с 2022 года. До последнего месяца лета на АЗС «Топлайн» литр дизеля стоил 58,05–59,9 рубля. А что сейчас? За тот же объем придется отдать уже 66–67,85 рубля. На других заправках история схожая: на АЗС «Юнигаз» литр солярки оценивается в 61,37–62,42 рубля, а на АЗС «Газпромнефть» — в 58,55–59,5 рубля.

Недавно специалисты Омскстата привели средние августовские цены на топливо в нашем регионе. Мы решили взять цифры за последние шесть месяцев, чтобы показать в инфографике, как меняются цены на топливо. Данных за сентябрь, где уже случилось несколько серьезных скачков, пока нет, однако временной отрезок с марта по август тоже демонстрирует безрадостную картину.

А что случилось?

Заместитель директора департамента нефтепродуктов E1 CARD Александр Апостолов рассказал о причинах роста цен на топливо. Ожидаемо их оказалось несколько.

— Во-первых, традиционно в августе — сентябре возрастает спрос на нефтепродукты: в регионах проходит сбор урожая. В то же время большая часть нефтеперерабатывающих заводов ушла на реконструкцию и плановые ремонты, которые не у всех завершились в срок. Возник дефицит на внутреннем рынке, — говорит эксперт.

Более того, на фоне крайне привлекательного курса валют нефтяным компаниям стало выгоднее поставлять топливо за рубеж. Это еще больше усилило дисбаланс «спрос — предложение» и также подогрело рынок. Стоит напомнить, что в январе доллар стоил в пределах 68 рублей, а теперь 94–95 рублей. То есть российская валюта обесценилась примерно на 40% относительно американской. В результате нефтяные компании заинтересованы в отправках топлива за рубеж. Это приводит к ограничению поставок внутри страны и росту биржевых цен.

Из-за обесценивающейся валюты нефтяным компаниям выгоднее продавать топливо за рубеж

— Конечно, свою роль сыграли и перебои в логистике железнодорожных поставок, и долгие отгрузки из-за нехватки вагонов. Наложение всех этих факторов в текущем году привело, по моим оценкам, к 30-процентному росту цен на топливо с апреля, — добавил Александр Апостолов.

И здесь важно понимать, что практически весь бизнес зависит от цен на топливо. В первую очередь на них реагирует сфера грузоперевозок, где доля затрат на нефтепродукты составляет до 30–40% тарифов. Дорожает логистика, повышаются цены на доставку различных товаров — и всё это отражается на конечной стоимости продукта для потребителя.

Рост цен продолжится?

Александр Апостолов считает, что в нынешней ситуации предсказывать дальнейшее развитие событий — дело неблагодарное: очень многое зависит от действий правительства и того, как поведут себя после корректировки топливного демпфера нефтяные компании. И этому инструменту мы уделим отдельное внимание:

Топливный демпфер — это механизм стабилизации цен на внутреннем рынке. Как он работает? Нефтяные компании отказываются поставлять топливо за рубеж, но получают выплаты, которые позволяют им компенсировать утраченную выгоду. Однако с начала осени правительство РФ ради экономии бюджета решило сократить демпфер вдвое. Это решение лишает нефтяные компании миллиардных компенсаций.

Глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов ранее отмечал, что ключевой фактор, влияющий на рост цен на топливо — высокий внутренний и внешний спрос при недостатке предложений. Он считает, что компании своеобразным образом шантажируют правительство:

— Сам по себе механизм демпфера не сказать, что сильно воздействует на биржевые котировки, но он позволяет сдерживать цены в рознице, потому что компании получают возможность компенсировать убытки, которые у них возникают из-за дисбаланса оптовых и розничных цен, — заявлял специалист. — И когда речь идет о снижении демпферных выплат, возникает такая игра. Нефтяные компании говорят, дескать, у нас растет экспортная альтернатива, и это чистая правда. Они говорят — у нас возникает упущенная выгода, а вы тут еще срезаете нам демпферные выплаты. Соответственно, смотрите, что будет, если вы продолжите их срезать.

Цены на топливо бьют рекорды

Однако заместитель директора департамента нефтепродуктов E1 CARD Александр Апостолов полагает, что бесконечного подорожания топлива всё-таки не будет.

— Стабилизация, по моим расчетам, должна произойти, когда средняя стоимость бензина выйдет на уровень 70–75 рублей за литр. Но впереди нас ждет межсезонный и зимний сезоны на топливном рынке, когда себестоимость топлива традиционно становится выше, чем летом. Тогда цены вновь могут выйти на новый уровень, — отметил он.

По мнению эксперта, чтобы нормализовать обстановку на топливном рынке, нужно сфокусировать внимание на экспорте. Сейчас правительство рассматривает возможности ограничить и лицензировать экспорт, увеличить экспортные пошлины, полностью запретить «серый экспорт» и другие меры. Кроме того, необходимо увеличить объем нефтепродуктов для внутреннего рынка.

Будет ли дефицит?

Президент «Омского транспортного союза» Николай Артемьев рассказал, что в сфере пассажирских перевозок используются все виды топлива. Чтобы не стать заложником одного поставщика, союз параллельно имеет действующие контракты с несколькими поставщиками. Если в одном месте заправить транспорт не получается, то всегда есть запасные варианты. Рассуждая же о текущих проблемах, Николай Артемьев отметил, что рост цен может приводить к искусственно создаваемому дефициту — например, дизеля.

— С дизельным топливом и нефтепродуктами сейчас повсеместно на территории России проблема с поднятием цены. Вчера дизельное топливо стоило еще 60 рублей, а сегодня — 61 рубль. Центральная часть России — 64 рубля. Получается, вчера собственнику заправки лучше было попридержать и не продавать топливо. Он лучше продаст его сегодня, когда цена на один, два или три рубля вырастет. Этим всё объясняется. На всех циклах логистической поставки поставщики, перевозчики, розничные сети где-то притормозили, кому-то что-то не отпустили. Слишком много факторов влияет на подорожание топлива, на искусственно создаваемый дефицит на сетях и заправках.

В Омской области пока не возникало дефицита топлива на АЗС. Однако подобная ситуация уже происходит в южных регионах России: например, в Волгоградской области. Местные водители предупреждают, что на АЗС сложно найти и бензин, и дизель. Дальнобойщик, работающий в компании «Деловые линии», рассказал, что сталкивался с подобной проблемой в Ростовской области.

— Была такая ситуация. Не так давно там был, около месяца назад, чуть меньше. Бензовоз не успел подъехать, и нам сказали: «Ждите, солярки нет». А так, по стране — заправляйся, проблем нет. И в Омске не было такого. Но в Омской области я был 2–3 сентября. Я из Омска поехал через Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ и возвращаюсь. Нигде проблем не было, — пояснил дальнобойщик.

Дефицит топлива наблюдается в южных регионах

Ситуацией с топливом обеспокоены перевозчики. 9 сентября руководитель Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев отправил президенту Владимиру Путину письмо, в котором рассказал о проблеме, возникшей на топливном рынке. Текст приводится на сайте ассоциации:

— В последнее время в стране быстрыми темпами растет стоимость дизельного топлива. Она увеличивается как на оптовом, так и на розничном рынке. При этом условия продажи топлива корпоративным клиентам стали абсурдными: чем больше объем потребления, тем меньше скидка. У грузоперевозчиков вызывает серьезное беспокойство скорость, с которой растут цены. Себестоимость транспортных услуг на треть состоит из цены топлива. Его подорожание вынуждает перевозчиков повышать тарифы. По цепочке это приведет к росту цен практически на все товары в стране, — поясняется в обращении.

В письме Вячеслав Трунаев отмечает: ситуацию осложняет то, что сейчас на плановый профилактический ремонт останавливаются несколько нефтеперерабатывающих заводов, включая ОНПЗ. Это означает, что поставки топлива на рынок уменьшатся, и это создает угрозу его дефицита. Министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев не так давно говорил, что обеспечивать сельскохозяйственные предприятия топливом стало сложно.

— Если топливо исчезнет с заправок, то это приведет к коллапсу экономики. Грузоперевозчики обеспокоены надвигающимся дефицитом топлива. Убедительно просим Вас (Владимира Путина. — Прим. ред.) вмешаться в ситуацию и оперативно принять все меры для того, чтобы российский рынок был обеспечен необходимым количеством нефтепродуктов, а темпы роста стоимости дизельного топлива не превышали инфляцию, — говорится в письме.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства