Вчера, 30 марта, клиенты Сбербанка по всей России начали массово жаловаться на отказы по уже одобренным заявкам на ипотеку. Банк сообщил клиентам, что срок исполнения сделок истек. При этом часть клиентов успела оплатить страховку или внести задаток. Некоторым клиентам об аннулировании сделок сообщили по телефону менеджеры банка, другие получили только SMS. Причин такого решения в банке не назвали. Кроме того, документы по сделке исчезли из личных кабинетов россиян в сервисе «Домклик», который также принадлежит Сбербанку.
Некоторым клиентам пришло следующее разъяснение от банка: «Заявки с положительным решением были закрыты в одностороннем порядке. Причины закрытия заявки с одобренным решением банком клиенту не разглашаются. Вам доступно оформление новой заявки на предоставление ипотечного кредита с актуальной процентной ставкой».
И в Омске тоже
Среди клиентов Сбербанка, получивших сообщение об аннулировании сделки, оказалась и читательница NGS55.RU — омичка Татьяна Новикова. 22 февраля Сбербанк одобрил Татьяне и ее мужу заявку на предоставление ипотечного кредита для покупки недвижимости под 11,8% годовых. 18 марта банк также одобрил недвижимость, которую выбрали супруги, с условием предоставления всех необходимых для сделки документов до 27 марта. Документы супруги предоставили в срок, а также оплатили все услуги банка на общую сумму 44 298 рублей. Из-за ухудшения самочувствия продавца сделку, которая изначально была назначена на 25 марта, пришлось перенести на 1 апреля.
— Никаких волнений или опасений перенос даты сделки не предполагал. Менеджеры банка заверили нас в том, что сделка обязательно состоится и, так как у нас всё готово, мы можем повторно перенести дату. Этим правом мы не воспользовались, так как к покупке квартиры были готовы еще 25 марта. Но 30 марта в два часа ночи по омскому времени мой муж получил от Сбербанка уведомление следующего содержания: «Срок действия решения по вашей заявке истек. Сделка может быть проведена с учетом пересмотра по текущим условиям кредитования, которые действуют с 1 апреля. Для пересмотра вам необходимо подать новую заявку». При этом ранее сотрудники Сбербанка уверяли, что гарантируют заключение сделок на прежних условиях по всем одобренным до 27 марта ипотекам. Теперь банк предлагает подать новую заявку с процентной ставкой от 20%, — рассказала читательница.
Дозвониться — невозможно
Заемщики объединились в сообществе «Группа недовольных односторонней отменой ипотеки» во «ВКонтакте». За несколько часов в него вступило более 500 человек. Многие безуспешно пытаются дозвониться до менеджеров Сбербанка.
— За сутки до сделки всем, кому было одобрено предоставление кредита, разослали сообщения о его отмене. Люди сейчас не могут дозвониться в Сбербанк — видимо, с банком одновременно пытается связаться большое количество людей. Такая ситуация по всей России, — рассказала корреспонденту NGS55.RU риелтор одного из омских агентств недвижимости.
В Сбербанке нашим челябинским коллегам пояснили, что отказ клиентам в заранее одобренных ипотечных займах действительно связан с повышением ставок, которое произошло 1 марта.
— С 1 марта Сбербанк изменил ставки по ипотечным кредитам. При этом в период до 30 марта включительно банк продолжал выдавать кредиты на ранее одобренных условиях, помогая клиентам завершить процесс купли-продажи недвижимости. Если заявка была одобрена до 1 марта, то для выхода на сделку с 31 марта и позже клиентам надо будет подать новую заявку на ипотеку и получить положительное решение банка, — сообщили в пресс-службе финансовой организации. При этом в Сбербанке не стали уточнять, какие именно условия банк предложит при подаче новой заявки и почему клиентов заранее не предупредили об отказе.
Отметим, что на днях президент России Владимир Путин поручил с 1 апреля повысить ставку по льготной ипотеке (ее планируют продлить до 1 июля) на первичное жилье до 12% годовых. При этом будет увеличен и максимальный размер кредита. Процент по обычной ипотеке тоже существенно вырос — сейчас такой кредит выдают под 21–24%.