24 сентября четверг
СЕЙЧАС +6°С

Первый в Омске: десять фактов о городе, которые могут вас удивить

А вы знаете, какой адрес у первой высотки и где покататься на первом в городе эскалаторе?

Поделиться

Две эти достопримечательности находятся в 500 метрах друг от друга

Две эти достопримечательности находятся в 500 метрах друг от друга

Собирая материал для статьи про причины разрухи на улице Бударина, я наткнулась на несколько интересных и неизвестных мне фактов об Омске. Так родилась нехитрая идея о местах, объектах и событиях, которые стали первыми в истории города. Одни вызвали у меня чувство гордости за Омск, другие удивили, третьи рассмешили. Возможно, этот материал расширит и ваш кругозор. Не всё же ругать город и чиновников.

Первая мостовая

Первая дорога с твёрдым покрытием в Омске появилась всего 122 года назад, и спасибо за это стоит сказать в том числе нашим коллегам журналистам, которые регулярно критиковали состояние улиц. «Против городской управы в грязи завязла проходившая маленькая девочка, которая подняла такой плач, что многие останавливались, но помочь не решались, боясь завязнуть в грязи. Девочку из грязи вытащил мимо проезжавший извозчик, который, взглянув в сторону городской управы, произнес: "Плач ребенка, авось, пробудит"», — писала в конце XIX века местная пресса.

Пробудил. 8 августа 1896 года Омская городская дума решила наконец замостить основные улицы, а 15 октября 1897 года выделила на это деньги, три тысячи рублей. Ещё через год из кирпича-железняка и гальки по Чернавинскому (Любинскому) проспекту была выложена первая мостовая длиной 350 метров.

В начале XX века омские улицы стали мостить привозным булыжником. Теперь на Любинском совсем другая картина

В начале XX века омские улицы стали мостить привозным булыжником. Теперь на Любинском совсем другая картина

Первый общественный телефон

Телефон в Омске сто лет назад был такой же редкостью, как хорошие дороги. Первая телефонная станция общего пользования открылась только в 1904 году. До этого свои телефонные сети были у генерал-губернатора, полиции и железной дороги. После строительства Омской телефонной сети связь стала доступна чиновникам, купцам, священнослужителям. Одним словом, состоятельным по тем временам людям. Простым горожанам телефон был не по карману — абонентская плата составляла 72 рубля в год. Для сравнения, «телефонным барышням», то есть телефонисткам, платили 22 рубля 50 копеек в месяц.

Историки утверждают, что самым популярным номером в начале XX века был «184» — для заказа пива с завода вдовы подполковника Екатерины Губарь на улице Капцевича (сейчас — Красный Путь).

Первый общественный телефон в Омске установили в 1908 году. Работал он в зале железнодорожного вокзала, и чтобы воспользоваться им, нужно было купить в кассе специальный билет. С прошлого года все общественные телефоны (сейчас они называются таксофоны) в городе стали бесплатными. По ним можно позвонить на любой стационарный или мобильный телефон в стране, вызвать экстренные службы или даже принять звонок.

Всего в Омской области 1535 таксофонов

Всего в Омской области 1535 таксофонов

Первый подземный переход

Через два года первый подземный переход в городе отпразднует 50-летие. Его построили в 1972 году на пересечении проспекта Карла Маркса и улицы Лермонтова, в районе остановки «Площадь Ленина». Уже тогда этот участок был самым оживлённым в городе: в день магистраль пересекали около восьми тысяч человек. Помните об этом, пока будете идти 35 метров под землёй.

За десять лет в Омске построили восемь подземных переходов — почти половину от всех, что есть сейчас. Следующий переход, на пересечении улиц Гагарина и Либкнехта, открылся в 1974 году, ещё через два года — на Любинском проспекте. Пятый десяток пошёл переходам на пересечении улиц Интернациональная и Герцена, по улице Богдана Хмельницкого, у остановки «ПО им. Баранова», и на проспекте Карла Маркса, у железнодорожного вокзала.

Капитально старейший в Омске переход не ремонтировали никогда

Капитально старейший в Омске переход не ремонтировали никогда

Первый эскалатор

Торговый центр «Омский» выглядит оригинально и для нашего прогрессивного времени, как минимум за счёт уникальной разноуровневой планировки. По задумке архитекторов, которые были удостоены Государственной премии РСФСР за этот проект, покупатель мог видеть пол следующего зала и, поднимаясь по спирали вокруг центральной площади, постепенно обходил все отделы.

Благодаря первому в Омске эскалатору, который с переменным успехом работает и сейчас, можно было начать покупки сразу с верхнего третьего этажа или же спуститься по нему на первый этаж, чтобы сократить путь обратно. А многие омичи приходили в торговый центр просто, чтобы покататься на этом чуде техники.

Эскалатор в торговом центре был аттракционом для советских детей

Эскалатор в торговом центре был аттракционом для советских детей

Первый пятиэтажный дом

Первым жилым домом высотой в пять этажей считается здание № 79 на улице Красный Путь. Параллельно в 1936 году проектировалась ещё одна пятиэтажка — на площади Дзержинского, 1. Автор обеих — уроженец Тобольска Евгений Степанов. В этих домах прекрасно всё — и локация, и архитектура, в отличие от более распространённых пятиэтажек, хрущёвок, которыми активно застраивался Омск с 1960-х годов.

По этому дому и не скажешь, что построен он почти 85 лет назад

По этому дому и не скажешь, что построен он почти 85 лет назад

Первая высотка Омска

Омск медленно рос в высоту. Первое 14-этажное здание в городе было построено лишь в 1972 году. И тоже для Облисполкома, как и за 36 лет до этого многоквартирный дом на площади Дзержинского, 1. Но если жилая пятиэтажка на горе была корректно вписана в окружающую историческую застройку, то административная четырнадцатиэтажка резко с ней контрастировала. Здание делят между собой два министерства — образования и экономики, часть площадей занимает Главное управление контрактной системы и другие. По вечерам его исполинский рост подчёркивает светодиодная подсветка.

13 из 14 этажей здания занимают чиновники

13 из 14 этажей здания занимают чиновники

Первый автобус в Омске

Первый автобус вышел на улицы Омска в июне 1924 года. Точнее, под перевозку пассажиров переоборудовали грузовики, а настоящий крытый автобус производства Горьковского автозавода появился в городе только через десять лет. К началу 30-х годов автобусный парк насчитывал 20 машин, но лошадей у «Автопромторга» — первой транспортной компании в Омске — все ещё было в пять раз больше и они нередко собирали пробки в центре города. Типичная авария того времени — столкновение автомобиля с возом. Первая линия омского трамвая была запущена в 1936 году, троллейбусы начали курсировать в 1955 году — первыми в Сибири.

В первом в Омске автобусе было всего 10 мест, теперь их в 11 раз больше

В первом в Омске автобусе было всего 10 мест, теперь их в 11 раз больше

Первая судмедлаборатория

Пусть это и не архитектурный памятник или знаковое место в Омске, но судебно-медицинская служба тоже заслуживает внимания. По словам историков, она началась в 1923 году, когда в городе заработала первая не просто в Омске, а во всей стране, районная судебно-медицинская лаборатория. Она обслуживала всю Омскую, часть Новосибирской, Тюменской, Курганской и Северо-Казахстанской областей. Сейчас в Омске работает Бюро судебно-медицинской экспертизы, которое подчиняется региональному Минздраву, и лаборатория судебной экспертизы Минюста России.

Инициатором создания первой судмедлаборатории был профессор Иван Законов

Инициатором создания первой судмедлаборатории был профессор Иван Законов

Первый субботник

Первый в Омске субботник прошёл в далёком 1919 году и был посвящен не уборке городе, как принято сейчас, а восстановлению железнодорожного моста через Иртыш, взорванного колчаковцами. В стране же первыми были московские железнодорожники, которые в ночь на субботу 12 апреля 1919 года, в разгар Гражданской войны, добровольно проработали дополнительные десять часов и отремонтировали три паровоза. Традиция быстро прижилась, и 1 мая 1920 года субботник стал всероссийским мероприятием. На уборку территории Кремля вышел сам глава правительства Владимир Ленин (его фотография с бревном тоже вошла в историю). Ни один субботник в Омске тоже не обходится без первых лиц города и области.

Экс-губернатор Омской области Виктор Назаров и спикер регионального парламента Владимир Варнавский успевают работать не только руками

Экс-губернатор Омской области Виктор Назаров и спикер регионального парламента Владимир Варнавский успевают работать не только руками

Первая банковская карта

Первая пластиковая карта в России была выпущена в 1988 году, в Омской области — на шесть лет позже. Известна точная дата — 11 октября 1994-го. В этот день Омский филиал Сбербанка эмитировал микропроцессорную карту. Поначалу имя владельца карты писали на русском языке. К 2020 году количество карт в регионе превысило 3,4 миллиона штук. За прошлый год по ним проведено 502,6 миллиона операций на общую сумму почти 838,4 миллиарда рублей.

Годовой оборот по банковским картам в Омской области превышает 800 миллиардов рублей

Годовой оборот по банковским картам в Омской области превышает 800 миллиардов рублей

Тем, кто интересуется историей Омска, рекомендуем авторскую рубрику корреспондента NGS55.RU Александра Зубова «Неизвестный Омск».

оцените материал

  • ЛАЙК11
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня.Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!