Хор наш поет припев старинный,
И слова текут рекой:
К нам приехал наш любимый
Александр Саныч дорогой.
Саша, Саша, Саша!
Наш любимый, дорогой!
Раньше у русских баринов была традиция ездить на «продолжение банкета» к цыганам. Да и сейчас на праздники иногда приглашают цыган. Это уже не те ромалэ, что были когда-то, но национальный колорит, очи чёрные и рубахи красные никуда не делись. «А поехали к цыганам, господа!», — говорил какой-нибудь статский советник или корнет, и карета мчала на праздник. А там тебе и танцы, и медведи, и водка, и смуглые красавицы! Но у нас всё случилось ровным счётом наоборот. Цыгане из табора на Лесоперевалке позвали на свадьбу корреспондента NGS55.RU Александра Зубова и фотографа Елену Латыпову. Они не могли пропустить такое событие и отправились в табор, где уже третий день шёл праздник в честь свадьбы 16-летних Руслана и Зиты.
Мы приехали в табор, как и приглашали, в среду в 10:00. Рановато, казалось бы, но я вспомнил свадьбы, на которых мне довелось бывать, и понял, что десять утра — это еще щадящий режим. В таборе все только просыпались после предыдущей ночи. У цыган принято гулять на свадьбах несколько суток, и немудрено, что на вторые уже многие устали.
— Нам без разницы, какой день недели, договорились и всё! Значит гуляем. А там без разницы, среда-четверг! — объяснила мне простые истины счастливых людей одна из цыганок.
На доме, где идёт свадьба, традиционно висит красная тряпка. Она символизирует, что именно здесь праздник и недавно появилась новая семейная пара.
Раньше всех встали женщины, коих в любом цыганском доме очень много. Вот у кого уже с утра дел невпроворот, и не только на праздник. На плитах у хозяек вовсю скворчали сковородки, в которых жарилось мясо всех мастей, от свинины до баранины. В свадебное меню входили любимые всеми цыганами голубцы, фаршированные перцы, манты, лагман и разномастные котлеты и отбивные. Столы украшали связки домашних колбас, копчёности и нарезки.
— Вот ещё колбаса цыганская, по нашему рецепту. Обычно она очень острая, но мы сделали, чтобы дети могли кушать тоже, — объяснил наш старый друг Рустам.
Отец жениха Борис очень серьезно следил за всеми приготовлениями и даже лично участвовал в сервировке стола. Он постоянно переодевался, кому-то что-то объяснял, давал указания женщинам и менял блюда с едой на столе местами, словно заядлый шахматист, передвигающий фигуры. Вдруг мужчина решил, что на столе не хватает спиртного, но, несмотря на утреннее время, рядом не оказалось ни одного трезвого мужчины с правами. Пришлось вызывать такси. Таксист, приехавший на вызов, был очень рад прокатить на рынок четырёх могучих цыган, средний вес которых около 100 килограммов. Вернувшись, Борис расплатился с водителем, хоть был и недоволен тем, что пришлось платить за ожидание.
— Имей в виду, друг, я вам в контору позвоню! Крупными буквами позвоню! — грозил страшными карами таксисту Борис, хотя по глазам было видно, что он шутит.
Невеста Зита приехала в Омск из Новосибирска. Её родители Кукарай и Марта на свадьбе в Омске не присутствовали. Как позже оказалось, основная свадьба была в её родном городе, а у нас отмечали узким кругом для тех, кто не смог поехать в Новосибирск.
— Страшно было перед свадьбой?
— Да нет, не особо.
— А жениха раньше видела?
— Нет, ну знакома не была, короче.
— Вообще, когда будущего мужа представляла, как себе его видела?
— Вот так (кивает на мужа).
Жених Руслан особо по поводу свадьбы не переживал. Его больше волновал внешний вид. Все взрослые мужчины помогали ему — кто советом, а кто и делом. Крёстный дядя Руслана Андрей помог привязать на рубаху розовую ленту, а проходящий мимо отец походя причесал сына пятернёй.
— Многие думают, что цыгане нецивилизованный народ, рано женятся. У нас просто рано мужают. Я вот в 13 лет уже бородатый был, самостоятельный полностью человек. Я могу жениться, могу быть главой семьи. Не все, конечно, там, кто-то и до 25 ещё ребёнок. Они не женятся, а те, кто возмужал, почему не могут? Руслан вот тоже возмужал, тоже самостоятельный, — объяснил мне один из друзей жениха.
Поймать на свадьбе жениха и невесту вместе было задачей крайне сложной. То ли молодые люди понимали, что это последние дни, когда ещё можно насладиться остатками свободной жизни, то ли старинные традиции, запрещающие прилюдные поцелуи, проявления любви и ухаживания до свадьбы. Руслан и Зита общались, шутили друг с другом, но за столом вместе не сидели, за руки не держались, не обнимались и никакого «Горько!». В общем, если бы я не узнал, что именно они жених с невестой, сам бы, скорее всего, не догадался.
Тем временем к дому начали подтягиваться гости. Я заметил интересную особенность — молодые девушки, вернее незамужние девушки, приходили на свадьбу в вечерних или коктейльных платьях, а вот их замужние подруги все как одна были уже в национально-цветастых одеждах.
Мать жениха Алёна раздала всем мужчинам розовые ленты, которые нужно было повязать на грудь. Я знаю, что в некоторых культурах именно розовый цвет является мужским, а голубой, напротив, женским. Может быть, так же и у цыган? Мужчины повязывали ленты своеобразно, кто во что горазд — кто-то навязал себе чуть ли не галстук, кто-то просунул ленту в дырку от пуговицы, а кто и просто спрятал её в карман.
Для того чтобы сделать этот снимок, нам с Леной пришлось буквально за руки ловить Руслана и Зиту. Тем, что молодые вместе, решила воспользоваться половина гостей и поспешила сделать с ними памятную фотографию.
Наконец, всё было готово и можно было сесть за стол. Некоторые гости не стали дожидаться начала застолья и к официальному торжеству уже успели порядком напраздноваться. У нас на свадьбах такое тоже случается. За столом сидели только мужчины. Женщины, как я успел заметить, перекусывали во время готовки. Периодически к столу подходили дети и, получив кусок арбуза или бутылку газировки, убегали на улицу. Мужчины пили водку и обильно закусывали, орудуя ножами и руками, чокались с соседями, не тянувшись через весь стол. Более молодые подливали тем, кто постарше. Незазорным было пропустить рюмку, если чувствуешь, что она пока лишняя, а тост был самый простой и универсальный — бахталэ, шявалэ, то есть счастья, здоровья!
На свадьбах у цыган нет тамады или аниматоров. Зачем, когда каждый и сам сможет спеть песню и станцевать! А конкурсы не нужны — не стоит отвлекаться от еды, питья и танцев. На свадьбе Руслана и Зиты главным распорядителем был барон табора Руслан. Мужчина следил за застольем, за тем, чтобы у всех было налито и все веселились.
Жених за общим столом сидел, но было видно, что парень уже подустал от застолья. Периодически он выходил на улицу с друзьями. Его невеста за столом вообще не сидела. Каждый раз, когда я видел Зиту, она была в новом платье. Уж не знаю, когда она успевала переодеваться. Я даже подумал, что у девушки есть сёстры-близняшки.
— Это она показывает, что у неё много платьев. Что из богатой, хорошей семьи. Хвастается, короче, — объяснил мне один из мужчин.
Периодически к столу с песнями, плясками, шутками и прибаутками, как лебёдушки, «подплывали» женщины. Они, улыбаясь, что-то рассказывали и под общий хохот также плавно уходили. После чего на столе не хватало пары бутылок водки или пива.
Музыка на свадебных танцах играла самая разная. И цыганская, после которой хотелось вскочить на вороного и мчать по полю, и восточная, столь любимая цыганами турецкая попса. Не обошлось и без песни про калым, и без Мистера Кредо. Пели для молодых и Мияги с Эндшпилем. Вообще дискотекой руководил тот, кто стоял ближе к музыкальному центру. От его возраста, пола и вкуса зависело то, что донесётся в ближайшее время из колонок. Но все песни объединяло одно — то, что в таборе свадьба, знал весь Старый Кировск, а временами мне казалось, что я сижу в самой колонке, а турецкие девушки, поющие про неразделённую любовь, жалуются мне на женихов прямо в ухо.
Позже на стихийную дискотеку перед домом пришли две девушки. Они где-то нашли доску и бросили её на землю. На неё тут же встали несколько девушек и начали стучать каблуками под звонкие мотивы. Не знаю уж, традиция это или просто на доске бить чечётку проще, чем на дворе, покрытом песком.
Дети смотрели на взрослых, и в их взгляде читалось неодобрение. Ну какие танцы и доски, когда на столе газировка, дыня, арбуз и конфеты! Да ещё и торт стоит, греется, нарезать некому!
Надо сказать, что цыганки веселились и плясали так задорно, что захотелось тоже пуститься в пляс, но без знания всех особенностей местных понятий и традиций, а также без поддержки других мужчин я не рискнул выходить на танцпол.
Зита за эти дни наверняка натанцевалась и сначала просто следила за подругами из окна.
Но они не могли оставить невесту в стороне и вытянули Зиту танцевать вместе со всеми.
Самыми последними на свадьбу пришли представители старшего поколения. Они разместились во дворике, за столом на диване, чтобы можно было и рюмочку накатить, и за молодежью понаблюдать. Да и музыка рядом, а кухня — напротив.
За столом тем временем принялись дарить подарки. Для этого один из мужчин повязал на грудь красную ленту и наполнил до краёв бокал с шампанским.
Из бокала не отпивали, а буквально касались его губами. По усам текло, а в рот не попало — это про этот обычай. Если до края не хватало хоть миллиметра, то его тут же восполняли из бутылки.
После традиционного пожелания «счастья, здоровья» и прикосновения к бокалу гость лез в карман и доставал деньги, которые через руки мужчины с красной лентой и бутылкой отправлялись в карман жениха.
— Сколько обычно так получается собрать?
— Около 100 тысяч, — ответил мне молодой человек, уточнив, что так происходит в каждый день свадьбы, которую празднуют от трёх до пяти дней.
Отец жениха Борис подарил молодым настоящую золотую монету, которая, по его словам, приехала в Омск прямиком из Египта. Также, как объяснили мне цыгане, в ходу золотые «николашки» и «дублоны».
После вручения и сбора подарков немного потанцевать решили и мужчины. Один из парней даже станцевал с невестой лезгинку.
— Жених с невестой не танцуют, не целуются у всех на виду. У нас такого нет. Они уже спят, но не танцуют. С ней может танцевать отец жениха, брат, дядя, но не жених, — сказал мне стоящий рядом мужчина.
Гламуру и шику есть место всегда, даже если ты на дискотеке в цыганском таборе, а из окон за тобой наблюдают не женихи, а совсем юные молодцы. Зато в неглиже и с тазом на голове!
Модницы на цыганской свадьбе требуют отдельного материала. Чего только стоят эти туфли на пару размеров больше!
Мне понравилось внимательно рассматривать наряды цыганских девушек. При кажущейся схожести и пестроте не было ни одного одинакового платья или платка, а сами девушки смотрелись в них очень гармонично и красиво.
Мальчишки, в отличие от своих сверстниц-подружек, поддерживали исконную истину: пацаны не танцуют.
Зита в очередной раз сменила наряд. На этот раз она появилась в блестящем золотом платье и тут же стала главной звездой танцпола. Сплясать с ней решили сразу два молодых человека.
За праздником наблюдала русская девушка.
— Мы напротив живём, тут много русских домов. Татары есть, казахи. Все в мире. Я в магазин ходила, так меня на свадьбу раз шесть позвали. Позже зайду. Проблем у нас друг с другом никаких нет. Дружим, вместе гуляем, — рассказала девушка.
Борис был доволен праздником, и, когда мы уже собрались уходить, мужчина поймал нас и снова отвёл за стол, где «на посошок» мы съели по порции горячего, а я еще и три рюмки выпил.
— Это для своих свадьба. Скромная. Тут, по сути, одна семья. Большая свадьба была в Новосибирске, но туда же весь табор не перевезёшь, — говорил с улыбкой мужчина.
Мы уходили со свадьбы в четыре часа. Веселье там и не думало прекращаться. Танцы и застолье продолжатся до самого утра, пока на ногах будет оставаться хоть кто-то из гостей.
Попрощавшись с бароном, мы пошли на выход из табора, а я думал о том, что для того, чтобы отгулять так пять суток подряд, нужно обладать настоящим цыганским здоровьем.