16 июля четверг
СЕЙЧАС +19°С

Переведите деньги на карту: три истории об электронном мошенничестве

От виртуального обмана не застрахован никто

Поделиться

На другом конце провода может быть не сотрудник банка, а мошенник

На другом конце провода может быть не сотрудник банка, а мошенник

Нам кажется, что мы уже многое знаем об электронном мошенничестве и истории об обманутых жертвах касаются только доверчивых бабушек и дедушек. Однако от телефонного или виртуального обмана не застрахован никто, и на месте жертвы может оказаться как старушка, хранящая сбережения на банковской карте, так и студентка, которой захотелось купить кроссовки по объявлению в интернете.

История первая. Вице-губернатор на проводе

Этой весной в кабинете омского депутата и по совместительству руководителя крупного агропромышленного предприятия раздался звонок. Парламентарий снял трубку и услышал незнакомый голос. Звонивший представился вице-губернатором Омской области с довольно известной фамилией. Этого человека депутат знал лично.

Он начал говорить о важных и добрых делах. Предложил помочь омским пенсионерам и малоимущим семьям, оказавшимся в тяжелом материальном положении из-за пандемии коронавируса. Его речь была убедительной, кроме того, человек, похоже, был в курсе всех процессов в областном правительстве. Однако внимательно прислушавшись к его голосу, депутат начал подозревать, что человек на другом конце провода не является тем, за кого себя выдаёт.

— Он рассказал мне о новой организации, которая занялась благотворительностью, и пригласил меня на совещание. Но сначала попросил перечислить деньги на благотворительный счёт. Видно было, что человек разбирается в том, о чём говорит. Но я прислушался: а ведь голос не похож на голос человека, за которого хочет выдать себя мой собеседник. Вовремя заподозрил неладное. Деньги переводить не стал. Позже позвонил в областное правительство, и там мне сказали, что слыхать не слыхали о такой инициативе, — вспоминает депутат.

Телефонные мошенники начинают вводить жертву в заблуждение с самой первой секунды разговора. Кому-то, как в описанном выше случае, удаётся вовремя заподозрить обман. У кого-то не получается взять контроль над ситуацией. По словам старшего оперуполномоченного Управления уголовного розыска УМВД России по Омской области Андрея Пичугина, мошенники используют довольно простые психологические приемы. Чаще всего пытаются поймать человека на крючок эмоций. Например, популярный сейчас вид обмана, когда жертве звонит человек под видом сотрудника банка, рассчитан на то, что жертва потеряет контроль над своими действиями из-за паники.

Опытный депутат едва не попался на крючок обмана

Опытный депутат едва не попался на крючок обмана

— Жертве сообщают о том, что в данный момент кто-то пытается списать деньги с его карты. Человек начинает паниковать — он боится потерять все свои сбережения. Мошенники не дают ему времени на обдумывание действий: настаивают на том, что ему нужно немедленно назвать реквизиты своей банковской карты. Уже после того, как он сообщает им свои данные и происходит списание средств со счёта, он понимает, что его обманули и что это был не сотрудник банка, а мошенники. Нередко они успевают не только снять все деньги со счёта, но и оформить на свою жертву кредит через личный кабинет, — рассказывает Андрей Пичугин.

История вторая. Медицинские маски по 10 рублей

Владимир уже не помнит, как он наткнулся на телеграм-канал «Бытовая химия оптом», но сразу же очень заинтересовался товаром, который на тот момент ещё был в жутком дефиците — компания продавала маски и антисептики, да ещё и по весьма привлекательной цене.

— Десять рублей за маску — это же очень привлекательная цена. Для правдоподобности продавец записал видео, на котором он демонстрирует товар. Я написал ему в мессенджер. Номера телефона там не было, но меня это тогда не смутило, — вспоминает Владимир.

Человек ответил на сообщение и представился Павлом. Он убедил Владимира в том, что склад с медицинскими масками находится в Омске. Но вот точное местоположение склада назвать категорически отказался и добавил, что возможность самовывоза в компании не предоставляется. Зато есть доставка. Владимир не стал мелочиться и заказал сразу тысячу масок. Ему нужно было заплатить за товар 10 тысяч рублей. Половину этой суммы Владимир должен был сразу перевести продавцу на карту.

Оплатив половину стоимости дефицитного товара, Владимир стал дожидаться курьера с коробкой масок. Но он почему-то никак не ехал. Владимир снова написал продавцу в телеграм, но ответа не получил. При этом канал мошенника продолжал своё существование — там регулярно появлялись новые видео о поступлении товара.

— Я думаю, если человек прячет своё лицо, скрывает местоположение склада с товаром и не указывает номер своего телефона, нужно всерьёз задуматься, стоит ли совершать с ним сделку, — подытоживает Владимир.

Мошенники перестают поддерживать связь после оплаты мифической покупки

Мошенники перестают поддерживать связь после оплаты мифической покупки

Мошенники, пытающиеся продать несуществующий товар, очень часто предлагают его по очень привлекательной цене. Это стимулирует жертву заплатить за продукцию как можно быстрее.

— Продавец может сказать, что у него уже много желающих приобрести этот товар. Для правдоподобности он может продемонстрировать видеозапись с обзором продукции и даже нарисованную в «Фотошопе» фотографию своего паспорта. Но человеку нужно сохранять бдительность и не соглашаться на предоплату, — советует Андрей Пичугин.

История третья. Мошенник с возвратом

Анна хотела купить через интернет дорогостоящий медицинский препарат. Ей нужно было три ампулы лекарства. Изначально девушка планировала приобрести препарат в аптеке, но нашла гораздо более выгодное предложение в интернете.

— Цена, конечно, меня привлекла. Я связалась с продавцом — товар был в наличии. Сайт выглядел идеально — я проверила адрес аптеки, который был написан на странице и даже фамилию предпринимателя, который был указан в качестве владельца сети, — все сошлось, — вспоминает Анна.

Девушка перечислила деньги — более 14 тысяч рублей вместе со стоимостью доставки. Её заверили в том, что скоро она получит оплаченный товар. Но спустя время она не получила ссылку на трек-номер.

— Я позвонила в транспортную компанию, и там мне сказали, что на мой номер телефона ничего не зарегистрировано. Связалась с продавцом, а он начал сыпать извинениями и убеждать меня в том, что это какая-то ошибка. Пообещал снова выслать товар, но на этот раз взять всё под свой личный контроль.

Привлекательная цена товара — повод задуматься

Привлекательная цена товара — повод задуматься

Время шло, а Анна так и не получила свой заказ. Девушка снова связалась с продавцом, он спросил у неё номер карты и пообещал вернуть деньги за товар. Действительно, через какое-то время на счёт омички поступила сумма в тысячу рублей. Потом — ещё одна тысяча. После этого продавец перестал выходить на связь.

Анна пыталась отслеживать путь своей посылки, но даже это не застраховало её от обмана. По словам Андрея Пичугина, мошенник может выслать обманутой жертве квитанцию транспортной компании или ссылку на отслеживание трекера, чтобы у покупателя создалось впечатление о том, что товар уже едет к своему будущему хозяину. Не каждый заметит, что квитанция подделана в графическом редакторе, а ссылка ведёт на фишинговый сайт-однодневку.

По-прежнему популярны среди мошенников «звонки от родственников», якобы попавших в беду. Номера телефонов жертв подбираются наугад или мошенники находят их на сайте объявлений о продаже товаров или поиске работы. Выйти на след преступника бывает непросто — иногда верхушка мошеннической банды находится на территории других стран — например, Таиланда, Украины или Узбекистана. Портрет мошенника, как правило, далёк от портрета типичного маргинала-уголовника: зачастую они образованны и обладают неплохими знаниями.

Майор полиции Андрей Пичугин советует омичам быть бдительными и всегда проверять информацию, которую сообщают неизвестные люди.

— Если вам поступил звонок из банка, то следует завершить вызов и перезвонить по номеру банка самостоятельно. Обязательно уточнить, происходят ли какие-то транзакции на вашем счёте. Нельзя сообщать реквизиты лицевого счёта, пароли неизвестному, даже если звонок поступил с номера банка — мошенник может воспользоваться технологией подмены номеров. Не стоит перечислять предоплату, если вы хотите приобрести товар по интернету — нужно настаивать на наложенном платеже, либо использовать для онлайн-платежей отдельную карту, на которой будет лежать сумма, которая будет строго равна сумме вашей покупки. Если вы начинаете догадываться, что кто-то сейчас пытается снять деньги с вашего счёта, то немедленно звоните в банк и требуйте прервать операцию, — советует Андрей Пичугин.

Как можно чаще рассказывайте своим пожилым родственникам о правилах безопасности, которые необходимо соблюдать в сети и при совершении банковских операций.

оцените материал

  • ЛАЙК3
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!