7 июля вторник
СЕЙЧАС +16°С

С лыжами и страховкой: какие права есть у пассажиров общественного транспорта

Разбираемся, что входит в «публичную оферту», касающуюся перевозок

Поделиться

Покупая в автобусе билет, пассажир заключает договор с перевозчиком. В результате у него появляются определённые права

Покупая в автобусе билет, пассажир заключает договор с перевозчиком. В результате у него появляются определённые права

Некоторые вещи объединяют если не абсолютно всех омичей, то очень многих. Одна из таких вещей — общественный транспорт, которым мы пользуемся каждый день. Наверняка есть исследования о том, сколько времени в среднем проводит в таком транспорте житель большого города, и цифры должны быть впечатляющими. Конечно, стоит знать определённые вещи, чтобы пребывание в автобусах и маршрутках не стало для конкретного горожанина неприятным опытом. Если же такой опыт всё-таки появился по независящим от человека причинам, надо понимать, как им правильно распорядиться. О правах пассажиров мы и поговорим сегодня в традиционном формате «вопрос-ответ».

1

Когда я вхожу в транспорт, у меня сразу появляются какие-то специфические права?

Если совсем точно, права появляются в момент расчёта за проезд. Отдавая деньги и получая билет, пассажир заключает договор публичной оферты. На языке Гражданского кодекса оферта — «предложение оферента (некоторого лица) акцептанту (определенному лицу, ограниченному или неограниченному кругу лиц) заключить сделку (договор) с указанием всех необходимых для этого условий». «Публичная оферта» — это предложение, адресованное неопределённому кругу лиц. То есть предприниматель, отправляя микроавтобус на маршрут, предлагает горожанам на остановках заключить договор об их перевозке. Зайдя в транспорт и купив билет, пассажир подтверждает заключение договора (это называется безоговорочный акцепт). Перевозчик в этот момент обязуется выполнять определённые условия.

2

И какие условия записаны в этом договоре?

Самое очевидное — обязательство довезти пассажира до нужного ему места (если это место — одна из остановок конкретного маршрута, конечно). Перевозчик гарантирует определённое качество этой услуги: машина должна быть исправна, у человека за рулём должны быть водительские права, ехать он должен достаточно быстро, но с соблюдением всех требований безопасности, в салоне должен быть определённый уровень комфорта.

Надо понимать, что обязательства появляются и у пассажира. Он должен «соблюдать общественный порядок», не мешать другим, подходить к двери заранее, чтобы не задерживать водителя. Если есть крупный багаж — надо заплатить и за него тоже.

3

А если заплатить не получается? Например, нет терминала?

Важные для понимания ситуации вещи должны быть размещены на дверях или окнах автобусов (например, это информация о том, можно ли рассчитаться по безналу)

Важные для понимания ситуации вещи должны быть размещены на дверях или окнах автобусов (например, это информация о том, можно ли рассчитаться по безналу)

Тут всё непросто. Многое зависит от того, предусмотрена ли в конкретном транспорте продажа билета по карте. Если говорить об Омске — в муниципальном транспорте всегда можно рассчитаться по безналу. Маршрутки же теоретически могут изначально не предлагать такую услугу (и это понятно по отсутствию соответствующей наклейки на двери или окне). Если услуга не предложена — странно её требовать, тут надо либо платить наличными, либо выходить.

4

Бывает, что карту не принимают, хотя обязаны это делать.

Просто отказаться принимать карту кондуктор или водитель не имеют права. Насчёт ситуации, в которой не работает терминал, представители омской мэрии давали объяснения совсем недавно: по их словам, в муниципальном транспорте это проблема исключительно кондуктора. У вас не принимают оплату по безналу? Значит, едете бесплатно. По мнению чиновников, это правило должно распространяться и на частных перевозчиков тоже, но те с этим не согласны. По их мнению, если терминал сломался, пассажир с картой всё равно обязан заплатить любым из имеющихся способов (ну то есть ему надо иметь в кармане 30 рублей).

Таким образом, если наличных нет или хочется пойти на принцип, надо звонить в департамент транспорта перевозчику: объявление с номерами телефонов должно висеть в салоне, потому что наличие обратной связи — обязательное условие договора. В случае с частниками вероятность благоприятного исхода, по-видимому, меньше.

5

А страховка договором публичной оферты предусмотрена?

По закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» каждый пассажир на время поездки страхуется автоматически. Купил билет — значит, купил и страховку.

6

На какие случаи эта страховка распространяется?

Речь об ущербе здоровью и имуществу из-за ДТП, а также о несчастных случаях в салоне (скажем, если кто-то упал из-за экстренного торможения, он имеет право на получение выплат). Транспортные компании обязаны страховать свою гражданскую ответственность на такие случаи. Если не застраховали — всё равно заплатят, но только из собственных средств.

7

Обязательно нужно будет доказывать, что несчастный случай произошёл из-за водителя?

За поручни надо держаться. Это правило придумано, конечно, не просто так

За поручни надо держаться. Это правило придумано, конечно, не просто так

Есть общеизвестные правила, которые можно увидеть в салоне любого автобуса. Там говорится, что пассажир обязан держаться за поручень, что во время движения лучше не ходить по салону, что не надо стоять на ступеньках у двери и т.п. В принципе, страховщик может попытаться доказать, что эти правила были нарушены и что он, соответственно, ничего платить не должен. Дальнейшее зависит от деталей и от степени упорства каждой из сторон. Если было опасное вождение или другие нарушения ПДД со стороны водителя, поведение пассажира уже не имеет значения: он пострадал, он получит деньги.

8

Как вести себя сразу после ЧП, чтобы доказать страховой случай?

Главное правило — сразу сообщить о случившемся водителю. Он обязан остановиться, вызвать скорую и полицию, если надо — оказать первую помощь, дать всю информацию о своём работодателе и о страховой компании. Нужно сохранить билет как доказательство поездки. Если его нет (а мы знаем, что в омских маршрутках билеты, как правило, не выдают) — не беда: показаний свидетелей и видеозаписей должно быть достаточно. Получив медицинскую помощь (и сохранив все справки, конечно), нужно будет обратиться в страховую компанию, а если у перевозчика её нет — к самому перевозчику. Подать надо заявление, копии медицинских документов, перечень повреждённого имущества (если таковое есть), справку о случившемся (или от перевозчика, или от ГИБДД). В течение 30 дней страховщик должен ответить: или удовлетворить претензию, или прислать обоснованный отказ. Во втором случае можно будет обратиться в суд, который поставит точку в деле.

9

На какую сумму можно рассчитывать при ЧП на транспорте?

Максимальный размер при ущербе для здоровья — два миллиона рублей. Есть специальное постановление федерального правительства, в котором есть перечень конкретных медицинских случаев и доли от максимума, которую в этих случаях полагается платить. Скажем, перелом свода и основания черепа — не меньше 25% (500 тысяч рублей), а «повреждение ушной раковины, повлёкшее за собой отсутствие до одной третьей части ушной раковины», — не меньше 3% (60 тысяч рублей). Список очень длинный, там десятки вариантов.

10

Какие ещё права есть у пассажиров?

Остальное зафиксировано в правилах, которые висят в салонах. Можно бесплатно возить велосипед на задней площадке (это, конечно, не про «газель»), пару лыж, детскую коляску, собаку-проводника (если пассажир — инвалид), птицу или животное в небольшой клетке с глухим дном, музыкальный инструмент в футляре. Ребёнок младше семи лет тоже может ехать бесплатно — если не занимает отдельное место.

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!