29 марта воскресенье
СЕЙЧАС -2°С

Карточки про карточки: что делать, если в общественном транспорте не принимают безнал

Разбираемся, куда бежать и кому звонить, если кондукторы или водители маршруток не принимают карты

Поделиться

Главный вершитель судеб в маршрутке. На двери — наклейка со способами оплаты за проезд: можно использовать всё, кроме SIGMA

Главный вершитель судеб в маршрутке. На двери — наклейка со способами оплаты за проезд: можно использовать всё, кроме SIGMA

После того, как с 1 января прошлого года в общественном транспорте ввели множество способов безналичной оплаты, соцсети заполнились постоянными жалобами от омичей о том, что водители маршруток не принимают их банковские карты или электронные проездные, а кондукторы высаживают детей из автобусов, если у тех нет специальных справок школьника. Что делать, если водитель маршрутки говорит: «Терминал сломался, готовьте наличные»? Имеет ли он право высаживать вас из маршрутки? Куда нужно обращаться в подобных случаях? Мы решили собрать небольшую инструкцию, которая поможет вам разобраться, что делать, если в общественном транспорте не принимают карты. 

1

Какие способы оплаты действуют в муниципальном транспорте?

В муниципальном транспорте по умолчанию работают абсолютно все виды оплаты — это электронные проездные (гражданские, школьные, студенческие и пенсионные), бесконтактные банковские карты и приложение SIGMA. Естественно, во всех муниципальных машинах в салоне есть специальные наклейки, на которых указаны способы оплаты проезда и цены по ним. Поэтому кондукторы всегда должны принимать как проездные, так и бесконтактные банковские карты и приложение. Если же произойдёт этот редкий случай и вашу карту не приняли, перед тем, как идти на конфликт, постарайтесь сначала разобраться в причине. 

В муниципальном транспорте традиционно возникает меньше проблем с оплатой по безналу

В муниципальном транспорте традиционно возникает меньше проблем с оплатой по безналу

2

Кондукторы внезапно не приняли мою банковскую карту. Что делать?

Самой вероятной причиной такого может быть то, что ваша карта находится в стоп-листе — мы уже рассказывали о том, как вывести её оттуда. На всякий случай проверьте, действительно ли карта бесконтактная (всякое бывает, особенно если у вас несколько разных карт). В противном случае появляется хороший повод обратиться с жалобой в департамент транспорта по телефону 78-79-78 — запомните маршрут, госномер (или бортовой номер) автобуса, троллейбуса или трамвая и фамилию кондуктора. Можно также оставить своё обращение на сайте городской администрации.

Этот транспорт доступен всем — и людям, и способам оплаты 

Этот транспорт доступен всем — и людям, и способам оплаты 

3

Кондукторы внезапно не приняли мой электронный проездной. Что делать?

Если вы школьник, студент или пенсионер — возможно, у вас нет с собой справки, подтверждающей наличие этой льготы (школьники и студенты — специальные удостоверения, которые предоставляют в учебных учреждениях, пенсионеры — пенсионное удостоверение). И да, носить её вы действительно обязаны, без этих документов у вас имеют право не принять пенсионный или студенческий проездной. Гражданские проездные кондукторы обязаны принимать в любом случае (если терминал исправен). Во всех остальных случаях обращайтесь в департамент транспорта по отработанной выше схеме.

Электронные проездные спрашивают у терминала, исправен ли он

Электронные проездные спрашивают у терминала, исправен ли он

4

А если проблема всё-таки в терминале, я могу не выходить?

Да, департамент транспорта чётко обозначил позицию по возможным проблемам с терминалами в муниципальном транспорте — если они не работают, то пассажиры могут ехать бесплатно. Транспорт вас посадил, но билет выдать не смог — это проблема перевозчика.

Когда ломается терминал, в Омске грустит один кондуктор

Когда ломается терминал, в Омске грустит один кондуктор

5

С муниципальными понятно, а куда жаловаться, если не берут карты в маршрутке?

Сперва обязательно посмотрите, есть ли на двери или окне наклейка с указанием возможных способов оплаты. В маршрутках с наклейками обычно работает весь набор безнала (кроме SIGMA), все остальные возят пассажиров только за наличные. Поэтому в последнем случае жаловаться на то, что вашу карту не приняли, попросту бессмысленно — её здесь принимать и не обещали. А вот водители маршруток, на которых есть подобная наклейка, уже обязаны принимать все указанные на ней способы оплаты. 

Если такая наклейка имеется, а карту не принимают, то действия следующие: во-первых, обязательно нужно запомнить номер маршрута и госномер машины — без него обращение будет бессмысленным. Во-вторых, в салоне машины должен быть номер обслуживающего перевозчика, по которому и можно сообщить о возникшей проблеме. Если его нет, то можно обратиться в отдел организации перевозок и контроля департамента транспорта по телефону 78-79-72 и узнать номер работающего на маршруте перевозчика. В самом крайнем случае по-прежнему есть схема обращения в департамент транспорта, которую мы указывали выше. 

Иногда наклейка о способах оплаты выглядит вот так

Иногда наклейка о способах оплаты выглядит вот так

6

Хорошо, а водители вообще имеют право выгнать меня из маршрутки?

Не имеют. В прошлом году начальник ИВЦ «Пассажирсервис» Владимир Тышкевич рассказал, что делать, если водители не принимают к оплате банковскую карту, ссылаясь на «отсутствие связи терминала с банком».

— Это конкретное мошенничество. Выход тут прост — в правилах регламента, утверждённого руководителем департамента транспорта, сказано, что, если терминал не работает, то водитель везёт [пассажира] за свой счёт. Это проблемы водителя, — пояснил Владимир Тышкевич.

Водители маршруток не имеют права высаживать вас, если не могут принять оплату по безналичному расчету

Водители маршруток не имеют права высаживать вас, если не могут принять оплату по безналичному расчету

7

Ну официально-то может и так, а что по этому поводу говорят частные перевозчики?

Частники считают, что так быть не должно. Председатель СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян даже привёл яркий пример:

— Водитель обязан принять оплату. Если нет оплаты — нет перевозки, в документах написано, что пассажир обязан оплатить проезд, а каким способом — это уже дело другое. Если не работает терминал, платите наличными, и вопрос закрыт. Вы же в магазине не забираете бесплатно товар, если терминал не работает! Попробуйте так сделать, весь магазин сразу на уши встанет. А у нас можно транспортника или водителя несчастного обхаять, обматерить, ноги об него вытереть, а потом ещё и жалобу написать, рассказывать — мол, какой негодяй водитель, высадил меня в мороз! Заплатите, и никто высаживать не будет.

Грубо говоря, всё зависит от водителя и перевозчика. На прямой конфликт мы идти не советуем. Лучше наказывать водителей законными методами — через жалобы в департамент и перевозчику. 

Если бабуля подаст пенсионную «Омку», а терминал не будет работать, высадит ли её водитель?

Если бабуля подаст пенсионную «Омку», а терминал не будет работать, высадит ли её водитель?

8

Кстати, из-за чего вообще весь этот сыр-бор?

Всё потому, что в соцсетях регулярно появляются жалобы на то, что в общественном транспорте не работают безналичные способы оплаты. В прошлом году мы также пытались разобраться в том, что делать, если водители маршруток не принимают оплату через терминал. 

Резонансные случаи появлялись с периодической частотой — в мае водитель маршрутки № 430 отказался дважды пробивать банковскую карту омички, которая хотела расплатиться за себя и своего сына-подростка, и высадил её; в июне водитель маршрутки № 470 потребовал у женщины, которая ехала в салоне стоя, оплатить проезд наличными; в августе перевозчик Владимир Черепанов развесил в маршрутках № 212 объявления с советом для пассажиров не пользоваться мобильными телефонами для оплаты проезда; а в сентябре водитель автобуса № 47Н долго спорил со школьником, который утверждал, что он может проехать за 15 рублей

В итоге частные перевозчики сперва решили требовать подтверждающие документы у владельцев школьных, студенческих и пенсионных электронных проездных, а с начала этого года стали намекать на то, что стоимость проезда с безналичным способом оплаты в их машинах может повыситься до уровня наличной оплаты (30 рублей).

Некоторые частные перевозчики устанавливают свои цены для отдельных льготных категорий

Некоторые частные перевозчики устанавливают свои цены для отдельных льготных категорий

оцените материал

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ2
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!