11 декабря среда
СЕЙЧАС -7°С

Другие статьи автора

Сынок, сейчас тебя научим Родину любить: колонка молодого учителя об уроках патриотизма

Школьный учитель Степан Кошкарёв рассуждает, насколько нужен новый предмет «Моя Россия»

Поделиться

Школьникам в уже заполненную программу предлагают ввести ещё один урок

Школьникам в уже заполненную программу предлагают ввести ещё один урок

На федеральном уровне в школьную программу решили ввести новый предмет, посвящённый патриотизму. Школьный учитель Степан Кошкарёв остался не в восторге от этой инициативы и написал об этом авторскую колонку.

— В программу начальной школы предлагают ввести новый предмет «Моя Россия». Об этом заявила на заседании президентского совета вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. Она объяснила необходимость такой дисциплины в том, что дети начинают поздно учить историю России.

«У нас по образовательной программе ребенок начинает познавать свою Родину с шестого класса, когда начинают преподавать историю. Мы предлагаем для младших классов ввести дисциплину «Моя Россия», которая позволит в доступной форме давать первичные знания о родном крае и своей стране».

По мнению Ирины Яровой, образовательные стандарты среднего профессионального и высшего образования также необходимо изменить и добавить обязательный вводный предмет, посвященный изучению вопросов цивилизационного наследия России. Необходимо, чтобы учебники по всем дисциплинам были дополнены справочным разделом «Наши имена» с информацией о цивилизационном вкладе России и отечественных деятелей.

На первый взгляд предложение достойное и интересное. Это инициатива, направленна на формирование патриотизма у детей и молодых людей. Но если присмотреться, всё ли так однозначно?

Ирина Яровая только предложила идею нового предмета, но всю разработку его содержания, все учебные материалы она посоветовала сделать Российской академии образования.

Почему такое сырое предложение и именно сейчас? Видимо, это ответ власти на рост миграционных настроений у молодежи, которая стремится уехать из России. Некоторые социологические службы насчитали 53% граждан в возрасте 18–24 лет, которые хотели бы уехать жить в другую страну, еще 30% таких же россиян — в возрасте 25–39 лет.

Прямой связи никто не обозначал, но, думаю, что она очевидна, видна спешка, поскольку предложение, по сути, пустое и представляет лишь рассуждение, которое ни на чем не основывается.

Если всё же введут предмет, что тогда?

Его нужно будет ставить в расписание, которое и так уже заполнено. Значит, нужно что-то сокращать из существующих дисциплин, иначе нельзя. Ну, или добавлять поверх существующей нагрузки, ведь у детей в начальной школе так мало уроков (сарказм), что им срочно нужен ещё один очень «важный» предмет. Ведь патриотизму и любви к Родине можно научить добавлением еще одной дисциплины.

Интересно, а как же раньше люди жили без этого? Видимо, свою страну не любили, потому что у них не было такого предмета.

Цена любви

Интересен аргумент и про то, что история Россия изучается с 6 класса, а надо бы делать это раньше.

Видимо, поняли, что с теми, кто постарше, уже ничего не поделать, уже поздно в их возрасте становиться патриотом, они испорчены тлетворным влиянием интернетов, игр и т. д. Поэтому учить Родину любить надо пораньше, лет с 6–7.

Только я напомню, что дети вырастают, и они любят свою Родину и без всякого, но эти же дети всё никак не могут понять, почему их не любят в своей стране, почему не помогают себя реализовать, почему не создают им достойных условий, чтоб они могли быть полезны обществу. Тогда и начинается разочарование, появляется желание уехать, потому что социальные лифты не работают, экономика в стагнации, а каждый месяц появляется новая «ценная» инициатива что-то запретить или поставить под контроль и ограничить свободу.

А у законодателей часто очень примитивное представление о патриотизме. Патриот — это человек, который будет готов потерпеть, даже если цель, ради которой он терпит, никак не связана ни с ним, ни с другими гражданами России, за исключением узкого круга лиц.

Но любовь к стране значительно сложнее. А желание покинуть Родину или остаться зависит от того, как твоя страна любит тебя: повышает ли она налоги или повышает зарплаты, поднимает пенсионный возраст или поднимает пенсии, усаживает по 30–35 человек в начальные классы или строит новые школы, чтоб дети учились в нормальных условиях, создает новые рабочие места или разоряет предприятия. 


Любовь — это взаимное чувство. Если нет любви хотя бы у одной из сторон, то это уже насилие. И никакими уроками дело не спасешь, потому что дети и молодые люди хорошо чувствуют ложь и лицемерие, хоть и не всегда могут его ясно выделить и обличить, но зато всегда чувствуют, что с ними неискренни. Этот предмет — очередная попытка внедрить «патриотизм по расписанию», которая приведет лишь к отторжению.

Как и что оценить в новом предмете?

Допустим, этот предмет внедрили, написали учебную программу, литературу для него сделали, что дальше? Как оценивать этот предмет? А точнее, что именно? Если эту самую любовь к Родине после изучения первичных знаний о стране и родном крае, то как вообще ее измерить? Конечно, можно представить себе и такую ситуацию: 

— Вовочка, а что ты утром ел? 

— Панкейки с кленовым сиропом;
— Вовочка, а как же наше, родное?! Как же борщ?

Если же знания об истории России, факты и имена деятелей, памятники, то чем это будет отличаться от «Истории России» или «Окружающего мира»? Да и что именно надо выучить, чтобы точно стать патриотом?

Цивилизационное наследие

Еще один шик в предложении — это изучение «цивилизационного наследия России»... И тут отмечу, что наша страна дала очень много миру, но чтоб это понять (не прочитать или узнать, а чтоб проникнуть в самую суть этого), требуются годы жизни, определенный личный опыт, изучение и осмысление истории России и зарубежных стран.

Как надо решить проблемы

Подводя итог, продолжу логику автора по решению проблем нашего общества и предложу некоторые другие дисциплины, которые обязательно надо ввести с 1 класса, а лучше в дошкольном возрасте или еще в родильном доме, чтоб наверняка:

Плохие дороги — вводим «Уроки ровных поверхностей и укладки»
Коррупция — «Уроки против коррупции»
Алкоголизм — «Уроки здорового образа жизни»

Думаю, что вы поняли. Любую проблему можно «решить» еще одним «важным» уроком. 

Но вот незадача… В школьной программе уже достаточно предметов, которые занимаются воспитанием личности и формированием любви к Родине, когда ребенок проникается достижениями, историей и наследием отечественной культуры. Видимо, про это законодателям никто не рассказал. Страшно, что в стране люди, которые принимают решения, в честь которых называют целые законодательные пакеты, имеют такое примитивное представление о патриотизме и образовании.

Согласны с автором?

    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

    оцените материал

    • ЛАЙК 3
    • СМЕХ 0
    • УДИВЛЕНИЕ 0
    • ГНЕВ 0
    • ПЕЧАЛЬ 0

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    антимракобес
    2 дек 2019 в 12:42

    профессиональным патриотам, как например Яровая, нужно внушить людям, что патриотизм это чувство, а не действие. Поэтому используется понятие "любовь к Родине". Потому как повсюду орать про свою неугасимую любовь к России очень легко и за это им хорошо платят, а вот СДЕЛАТЬ действительно что нибудь для страны за свои деньги у них (лжепатриотов)такого нет! Получается наоборот - заработанное на патриотизме в России вкладывают в недвижимость и т.п. в других странах

    Гость
    2 дек 2019 в 10:58

    чтобы народ не уезжал, сделайте уровень жизни, зарплату достойные! а то вы только драть можете с три шкуры...

    vyga
    2 дек 2019 в 10:53

    Пока такие вице-спикеры будут олицетворять Родину, любовь к ней не как не привить, даже если этот предмет будет обязательным. А мнение Степана Кошкарёва, считаю правильным, не с того надо начинать Родину любить.