Спорт интервью «В миллионном городе нет ни одного стадиона»: президент «Иртыша» — об омском футболе и выходе в ФНЛ

«В миллионном городе нет ни одного стадиона»: президент «Иртыша» — об омском футболе и выходе в ФНЛ

Сергей Новиков считает, что главная проблема — отсутствие хорошей арены для команды

Необозримые просторы «Красной звезды» ждут, когда большой футбол снова вернётся к ним

Первая (осенняя) половина регулярного чемпионата для омского футбольного клуба «Иртыш» завершилась. Команда уверенно идёт на первом месте, сохраняя большой отрыв от соперников. На волне последних успехов мы решили поговорить с президентом клуба Сергеем Новиковым — воспитанником омского футбола, посвятившем этому спорту практически всю жизнь. О том, как омские футболисты добились таких успехов, пропустят ли «Иртыш» в ФНЛ и появится ли у клуба новый стадион — в нашем интервью.

Разбираемся с составом

— Сергей Юрьевич, команда второй год подряд показывает блестящую игру — первое место в прошлом году, в этом году тоже идём первыми... Успехи пришли внезапно, ведь до этого были постоянно последние места. С чем связан такой резкий подъём?

— Наверное, не бывает подъёмов без определённых фундаментов. Когда-то команда занимала не самые лучшие места — это был вынужденный период стабилизации, адаптации. Может быть, отчасти на том фундаменте, который был при тех условиях, и закладывалась сегодняшняя команда. Поэтому всё было не так быстро и внезапно, всё шло планово. Мы сразу ставили перед собой большие задачи, достаточно серьёзные (Сергей Новиков стал президентом клуба в мае 2018 года, той же осенью «Иртыш» начал подниматься в турнирной таблице. — Прим. ред.). Считаю, нам пока удаётся их решить.

— У нас в составе сейчас очень много омских воспитанников, относительно молодой состав. По-моему, всего один игрок только за пределами 30 лет...

— Да, у нас есть Владимир Лешонок, наше приобретение трансферное прошлогоднее. Ему 35 лет, но возраст в данном случае не является критерием. Если говорить по футболистам, то иногородних у нас девять человек. В процентном соотношении: 71 процент омских ребят, 29 — иногородних. Опять же, до этого иногородних было в два раза меньше, потому что раньше другие задачи ставились. Прибавлялись [в дальнейшем] иногородними постепенно. Средний возраст команды около 23 лет — если мы выполняем определённые задачи, моложе уже некуда.

— То есть ставка определённая на молодёжь сделана?

— Она была сделана ещё в прошлом году и выполнила свои функции. Сейчас у нас есть задача определённая — занять первое место. Чтобы её выполнить, мы не смотрим на возраст футболиста, омский он или не омский... Мы стараемся собрать лучших.

На стене в кабинете президента — фотографии «Иртыша» в разные годы

— Раз про молодёжь заговорили — как идёт работа с молодёжной командой, с футбольными школами? Может, кого-то привлекаете уже?

— Мы пока активно не можем привлекать в основной состав, но для себя внутри провели реструктуризацию — организовали центр подготовки футболистов. Наиболее талантливых детей из всех возрастов — у нас их шесть сегодня — мы собрали в одни группы. Мы им стараемся помочь: платим зарплату тренерам, экипируем, одеваем, частично несём затраты за участие в соревнованиях. Сейчас будем вмешиваться в тренерский процесс, привлекать тренеров СибГУФК — тестировать их хотим, более планово выстраивать работу. Но сегодня есть определённая цель — сделать шаг вперёд; если сделаем, то будет легче планировать работу с детьми. Сегодня всё это связано, одно без другого жить не может. Всем детям, которые у нас занимаются, необходима вершина пирамиды, и это футбольный клуб «Иртыш». Мы очень хотим, чтобы этот клуб продвинулся на ступень выше, тогда проще будет и сохранить детей, и готовить, и достигать каких-то результатов.

— Про тренерский состав хотелось бы ещё немного поговорить. У нас главный тренер — Владимир Арайс, который вернулся к нам уже в очередной раз. А кто остальные, как они работают с командой?

— Владимиру Михайловичу помогает Андрей Кучерявых, много лет работал в Казахстане, сейчас уже живёт в Омске, это его первый помощник. Есть тренер вратарей Станислав Антипов, который буквально в прошлом сезоне у нас в воротах играл — стараемся дать дорогу своим молодым ребятам. Есть молодёжная команда, где работают Сергей Константинов и Александр Дереповский — это наши гранды, много лет поигравшие. Есть тренер по физподготовке, работник СибГУФК Василий Коновалов. В ДЮСШ ещё шесть тренеров, врач, администратор — это вся наша обойма, благодаря которой мы и достигаем таких результатов. Это все омские, иногородних у нас тут нет. Они так же готовятся, учатся, мы всё вместе обсуждаем, всё вынашиваем. Со стороны болельщик может сказать: «Ну что там тренер? Пришёл, кинул мяч, потренировал». Это всё общее понимание, а на деле это кропотливый труд, тут [требуется] не только знание физических нагрузок — это и психология, и другие вещи, без которых нельзя сделать профессионального футболиста. Они весь день здесь, в офисе, и мы с утра до вечера либо просматриваем матчи других команд, либо свои. Совещаемся, анализируем, принимаем решения.

Владимир Арайс на последней послематчевой пресс-конференции этого года

С чем будем выходить в ФНЛ?

— Сейчас задача на сезон — занять первое место в дивизионе, чтобы выйти в ФНЛ?

— Да, задача занять первое место. Де-юре мы с ней ещё в том сезоне справились, но всё это было в последний момент, на флажке. Сейчас мы хотим сделать это более уверенно, более качественно. Пока всё получается, но пройден только экватор, ничего ещё не решено. Следующий этап — весенний, в нём столько же игр, и всё решится там. В мае узнаем победителя.

— В прошлом году возникали вопросы по поводу лицензии. Как обстоит дело с лицензией в этом году? Что нужно выполнить, чтобы получить её?

— В прошлом году, когда мы проходили лицензирование в ФНЛ, то были в какой-то степени первопроходцами. До этого лицензию не делали порядка 10 лет, в итоге справились со всеми вопросами. В этом году нам будет легче пойти по той дороге, которая была апробирована в прошлом. Что касается самого получения, то у нас было два замечания: финансовое подтверждение и инфраструктура. Эти же вопросы есть и сегодня, задача ещё не решена, и особых подвижек пока нет. Но в плане организации нам будет попроще и полегче — мы этот путь уже проделали в прошлом году, хоть и со скрипом; есть определённая дорога, направление, и мы это сделаем проще и быстрее.

— А есть какая-нибудь поддержка со стороны властей — области, города?

— Никто от нас никогда за эти полтора-два года не отворачивался. Город — это наш учредитель, он с нами. Всегда всё то, что нам обещалось, выполняется. Есть поддержка областного правительства на оговорённых условиях. Надо понимать: если мы делаем шаг вперёд — возрастут и наши контракты, и условия содержания, и всё остальное. Но об этом пока ещё не говорили, потому что выход мы ещё не оформили. Тем не менее все всё понимают, все люди здравые, смотрят в таблицу. Поэтому мы надеемся, что в этом перерыве в пять с лишним месяцев обсудим с нашим учредителем дальнейшие пути развития. Я думаю, что они не останутся в стороне, выслушают нас, будут принимать какие-то решения. У нас впереди благоприятный период, когда нужно принимать организационные решения и что-то менять.

Сейчас открытый стадион используется только для тренировок

— Вообще насколько большой бюджет у нашей команды?

— Бюджет у нас небольшой, один из самых маленьких. Не буду называть цифр, но этого нам хватает не только на участие, но и на борьбу за первое место. Для этого уровня, для этой лиги того, что мы имеем, в целом хватает, хоть и с небольшим дефицитом. Если двигаться дальше, то всё должно расти в два-три раза. Не потому, что мы так хотим, а потому, что таково веление времени, по-другому никак. Уровень выше — выше взносы, больше переездов, затраты в целом увеличиваются.

— Есть ли у команды спонсоры?

— У команды один спонсор — администрация города Омска. И помощь правительства.

— А в перспективе рассматриваете привлечение каких-нибудь партнеров, спонсоров?

— Знаете, сколько лет работаю — столько же лет мы этим занимаемся. За всё время только в 2008 или в 2009 году привлекали партнёра. Есть спонсоры небольшие, до миллиона рублей... они тоже для нас больше партнёры, чем спонсоры. Если же говорить о чём-то глобальном, то такого нет. От души могу сказать — это не мой уровень, это уровень наших учредителей. Ни Новиков, ни Петров, ни Сидоров, ни любой другой на этом месте не сможет самостоятельно привлечь «Газпром» или ещё кого-то.

— Значит, какая-то сторонняя нужна помощь в этом? Или чтобы сами спонсоры изъявили желание?

— Да не сторонняя помощь... Не было такого случая, чтобы спонсоры изъявили желание спонсировать команду на уровне второго дивизиона. Это не просто футбол, это социальное явление, и тут должны участвовать власти региона, города. Должно быть всем интересно. Мы со своей стороны стараемся, мы идём первыми, у нас приходит практически полный манеж. Всё, что мы можем, то и делаем, очень надеемся, что нас увидят, что нас услышат, что нас поймут. И дальше пойдём вместе.

В городе практически ничего не осталось: хоккей уехал до 2023 года, другие виды спорта есть, но они не могут расти, потому что нет спортивных объектов, а уровень лиг особо не позволяет двигаться дальше из-за отсутствия этих самых объектов. Есть сегодня футбол, который, можно сказать, как выскочка смог продвинуться. Но дальнейшее движение вверх будет очень сложным, если не будет понимания и поддержки со всех сторон.

Нападающий «Иртыша» Андрей Разборов ещё на шаг приближает родную команду к повышению в классе

Проблемы со стадионом

— Про стадион. Была реконструкция на открытой арене — она продолжается или уже закончена?

— Какая реконструкция? Реконструкция в последний раз была 10 лет назад.

— Слышал, что в прошлом году собирались закрывать. Или так и не дошли до этого?

— Это вы всё слышали, никто ничего не закрывал, никто ничего не делал. Это основная наша проблема, финансовую проблему я вообще не считаю таковой. Вопрос инфраструктуры — это та точка, без которой мы дальше двигаться не можем. Стадион — это собственность администрации города; владелец — юридическое лицо, БУ «Красная звезда». Это их прерогатива, они прекрасно знают, что надо сделать, в каком объёме, и так далее. Поэтому очень надеемся, что в зимний период произойдут сдвиги. Я говорю не столько про футбол, сколько про арену, стадион, которого нет сегодня в миллионном городе. У нас нет стадиона ни под футбол, ни под хоккей, ни под волейбол, ни под баскетбол. Проблема существует, от неё никуда не убежать. Либо мы будем строить стадионы и создавать спортивные объекты, либо — как альтернатива — надо строить больницы. Я лично за стадионы.

Стадион ещё можно привести к минимальным требованиям ФНЛ

— То есть с существующим стадионом фактически ещё можно что-то сделать, чтобы привести его в соответствующий для ФНЛ вид?

— Для ФНЛ есть минимальные критерии — посадочные места, поле, раздевалки и так далее. Я уверен, что открытый стадион в кратчайшие сроки при инициативе и должном финансировании можно привести к минимальным критериям для того, чтобы выступать дальше. Западная трибуна есть, весь конструктив проходит, её просто надо привести в соответствие, сделать козырьки и подготовить футбольный газон. Всё это реально, всё это можно.

— Но всё равно потребовалась бы новая арена?

— В идеале, конечно, эту арену нужно просто привести в порядок для того, чтобы участвовать в соревнованиях. А в перспективе для миллионного города нужен хороший спортивный объект. Может, он даже комплексным будет — со спортзалом, где могли бы играть в волейбол, баскетбол, мини-футбол. И здесь же, на этой арене, должны играть в обычный футбол. Две недели назад был на стадионе в Москве, там умудрились сделать и хоккейный, и футбольный стадионы в одном здании. Понятно — Москва, — но что-то подобное могли бы сделать и у нас.

— А предлагали какие-то предварительные места для новой арены, предварительные проекты?

— Да нет, ничего не предлагали, это немножко не наше направление. Это минспорта, минстрой... У нас есть «Красная звезда», на которой мы тренируемся и играем. Поскольку это муниципальная земля, здесь можно всё что угодно — реконструировать, строить большой глобальный стадион, — но это уже вопрос не ко мне.

— Грубо говоря, «сверху» должны решить, что пора строить стадион?

— Я думаю, все прекрасно понимают, что такой момент настал. Видим же, что арену хоккейную сломали, и на её месте будут делать совершенно новое спортивное сооружение. Наступает момент, когда и в футболе надо что-то подобное сделать. Когда в Омске говорят «Футбол развивается», то всегда сравнивают с хоккеем. Это неправильно, но если всё-таки сопоставлять — в футболе гораздо больше детей. У нас только в школах занимается более четырёх тысяч детей, больше ста тренеров работают в этих школах только по специализации «Футбол». Это нельзя сравнивать с хоккеем. Академия «Авангарда» не будет иметь ни столько тренеров, ни столько детей, просто потому, что футбол — самый доступный, самый массовый, самый популярный вид спорта. Не зря его называют видом спорта № 1. Хоккей никто никогда так не называл и не назовёт.

Болельщики довольны тем, как играет «Иртыш»

Всё для болельщиков

— Какая работа с болельщиками ведётся по привлечению? Может, какие-то вне стадиона развлечения?

— Это в течение часа можно рассказывать. Полтора года назад, когда мы пришли, посещаемость была на уровне 600–700 человек за матч, а по факту человек 300 приходили. В прошлом году по цифрам, которые есть на официальных сайтах, 2300–2400 человек в среднем ходили на матчи, иногда полный манеж набирался. Дальше мы не можем расти, мы в этом ограничены — может, к нам могли бы и больше ходить. Как работаем? Много активности в социальных сетях, кроме того, ездим по школам, говорим и показываем всем, как продвигаем молодёжь, разносим пригласительные, ходим в спортивные секции, расклеиваем афиши. Сегодня мы уменьшили объём активности, потому что не можем пускать больше трёх тысяч человек — это уже на уровне безопасности. Мы ограничены в этом, поэтому, если раньше мы были суперактивны, то сейчас... супернеактивны (смеётся). Работа колоссальная, её, может, простой человек и не видит, но есть цифры, статистика, она обо всём говорит. Сегодня на все игры мы меньше 2500 человек не собираем.

Дмитрий Кунгурцев, руководитель пресс-службы «Иртыша»: «Слишком много людей тоже не приведёшь. Для примера — прошлый сезон, игра с "Сахалином". Часть людей пришлось просто оставить на улице, потому что уже некуда было. За 10–15 минут нам пришлось просто закрыть двери и извиниться — люди пришли и уже не могли попасть внутрь».

— Не предусматривали на такой случай что-то вроде фан-зоны для тех, кто не попал на матч?

Дмитрий Кунгурцев:«Есть требования по безопасности в манеже. А чтобы организовать видеоэкран, например, нужны дополнительные финансовые затраты, которые бюджетом клуба никак не предусмотрены».

Сергей Новиков: «Мы начали об этом думать. Возможно, на следующий год придём к тому, что будем вокруг манежа делать какие-то активности. Может быть, это будет экран, может быть, какие-то фан-зоны, но это если мы двигаемся дальше. Не так много финансов нужно для того, чтобы это организовать, не те затраты, которые несёт ХК "Авангард" — "ястребы" летают, девочки прыгают».

Сергей Новиков готов организовать фан-зоны для болельщиков, если команда пройдёт в ФНЛ

— А на самом стадионе во время матча есть какие-то активности?

— Есть, на каждом матче что-нибудь проводим — и конкурсы, и призы разыгрываем, конкурс прогнозистов в соцсетях, проект «PIZZA-НАЛЬТИ». Просто так народ бы не пришёл — мы стали играть лучше, стали людей привлекать.

— Трансляции с матчей есть в соцсетях. Не планировали с телеканалами сотрудничать, чтобы по телевизору показывали?

— Тоже думали об этом, пытались просчитать. Пока мы не набрали определённой группы для того, чтобы показывать всё это по телевидению. Омская область — её районы немного отрезаны, не имеют возможности приехать посмотреть на матчи, — но не уверен, что там будут настолько популярны трансляции. В соцсетях в зависимости от интереса матча у нас от трёх до четырёх тысяч просмотров. Сейчас интернет есть в каждом доме, поэтому больше людей смотрят матчи в интернете, а не по телевизору. Человек может с телефона, с планшета зайти, те же интернет-трансляции можно через телевизор посмотреть.

— Напоследок забавная тема. Обычно тренеры или руководители команды, чтобы мотивировать своих игроков, дают какие-то обещания интересные — кто-то усы сбривает, кто-то налысо бреется. Если «Иртыш» выйдет в ФНЛ, что готовы сделать?

— (Задумчиво) Надо спросить у Владимира Михайловича... Может, усы отрастит. Налысо побреется вряд ли, а то он всё-таки за классический вид...

Дмитрий Кунгурцев: «Давайте я побреюсь! Без проблем, ребята!»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства