21 октября понедельник
СЕЙЧАС -2°С
Фото пользователя

Николай Эйхвальд

Корреспондент
Фото пользователя

Николай Эйхвальд

Корреспондент

«Оскар» для Феникса: почему фильму «Джокер» не избежать наград

Корреспондент NGS55.RU сходил на премьеру картины, которая обещает стать культовой

Поделиться

Клоун и «принц преступного мира»: именно такое амплуа у Хоакина Феникса в «Джокере»

Клоун и «принц преступного мира»: именно такое амплуа у Хоакина Феникса в «Джокере»

Самая громкая премьера этой недели — фильм «Джокер» с Хоакином Фениксом в главной роли. Корреспондент NGS55.RU Николай Эйхвальд не мог пропустить это событие, и теперь он рассказывает о своих впечатлениях от увиденного.

Очередной фильм, снятый по комиксам DC, просто обречён на кассовый успех. Сомневаться в этом трудно, ведь создатели «Джокера» заранее угодили всем: фанаты комиксов идут в кинотеатры, чтобы увидеть, как простой человек превращается в уже знакомого им суперзлодея; просто любители хорошего кино без особых жанровых пристрастий — чтобы понять, превзошёл Хоакин Феникс Хита Леджера или нет; наконец, любителей бескомпромиссного артхауса создатели фильма заинтересовали трейлером, в котором нет ни Готэма, ни комиксовой патетики на тему борьбы добра со злом, есть только болезненная камерная драма, театр одного актёра (явно высококлассного).

«Хоакину светит «Оскар»!» — писали первые комментаторы трейлера в социальных сетях. Более важной была другая интрига, не связанная с наградами: в какой же момент произойдёт превращение главного героя из жалкого неудачника в «принца преступного мира»? Будет у зрителей возможность насладиться криминальным экшном вроде того, что был в «Тёмном рыцаре» (чего стоит один только «фокус с карандашом»!), или Артур Флек только в самом финале заменит свою вымученную улыбку на ухмылку Джокера?

«Джокер» — это трагикомедия, полная жестоких сцен

«Джокер» — это трагикомедия, полная жестоких сцен

Теперь, после премьеры, можно сказать, что создатели фильма и в этом вопросе пошли по среднему пути. Кстати, режиссёр «Джокера» Тодд Филлипс раньше отметился картинами «Борат» и «Похмелье» (в российском прокате — «Мальчишник в Вегасе») — весёлыми, в первом случае скандальными, но, скажем так, не вошедшими в «золотой фонд кинематографа». В «Джокере» он заметно поднял планку и, кажется, преодолел её.

Готэм в фильме, пожалуй, есть. И он переживает тяжёлые времена: мусорная проблема (тут у россиян есть дополнительные причины, чтобы сопереживать готэмцам), социальная несправедливость, экономический кризис. Артур Флек зарабатывает гроши в качестве аниматора, заботится о маме, вечерами смотрит вместе с ней юмористическое теле-шоу, которое ведёт герой Роберта Де Ниро — эдакий Якубович из комикса. Так получается, что в первую очередь фильм не о криминале, а о том, над чем стоит смеяться, а над чем нет. Если клоуна на улице ударили доской по лицу — это смешно? А пошлые шуточки в вечернем прайм-тайме достойны того, чтобы покатываться со смеху? Больше достойны, чем жестокое убийство или страдания психически нездорового человека, который никому не сделал плохого? У разных персонажей разные мнения на этот счёт, и аргументами в споре становятся в том числе пистолет и ножницы.

Главный герой фильма становится настоящим артистом, когда начинает убивать

Главный герой фильма становится настоящим артистом, когда начинает убивать

Видимо, как раз из-за ножниц «Джокер» получил в России рейтинг «18+». Фильму это пошло только на пользу, хотя и не уберегло киносеансы от прихода подростков, хотевших совсем иного зрелища — более простого и однозначного. Кому-то даже в наше время нужно видеть на экране носителей доброго начала. Однако Брюсу Уэйну в «Джокере» всего лет 10, а на экране безусловно царит Артур Флек, ставший настоящим артистом только тогда, когда начал убивать. С эстетической точки зрения это обставлено великолепно: мощная игра Феникса (да, он не хуже Леджера), мощный саундтрек, отличная операторская работа. Готэм в этом жестоком и прекрасном фильме играет насыщенными красками, а сюжет полон отсылок ко многим знаковым фильмам. Погоня в поезде заставляет вспомнить «Французского связного», диалог Флека с самим собой, который он ведёт с пистолетом в руках, — явная параллель с «Таксистом». Наконец, зрители ждали реплики «Брюс, ты мой брат!», но не дождались. По независящим от них причинам.

Джокер выбрасывает маску, но навсегда остаётся в гриме клоуна. В этом гриме мы уже видели его в фильме «Тёмный рыцарь» в исполнении Хита Леджера

Джокер выбрасывает маску, но навсегда остаётся в гриме клоуна. В этом гриме мы уже видели его в фильме «Тёмный рыцарь» в исполнении Хита Леджера

Будет очень интересно посмотреть, за что возьмётся Филлипс после столь яркого успеха. Ну а сейчас ясно, что Американская академия кинематографических искусств не сможет проигнорировать «Джокера». Увидеть сцену, в которой Феникс, стоя на полицейской машине, собственной кровью рисует на лице улыбку клоуна, достаточно, чтобы рука сама потянулась к статуэтке «Оскара». «Держи, Хоакин. Кому ещё, если не тебе?»

Согласны с автором?

    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Александр_40RUS
    6 окт 2019 в 12:59

    Столько шуму о невероятно игре Хоакина Феникса, об Оскаре ... Вы серьёзно?! Где он приблизился к игре Энтони Хопкинса сигавшего Ганибала Лектора? Лично меня даже Тобин Белл сигравший Джона Крамера в фильме "Пила" убедил своей ролью гораздо сильнее ... оскара за эту игру, этого Джокера, как низко пала планка нынешнего зрителя ...
    Про сюжет вообще молчу. История каких много. Что бы узнать о сушествовании неблагополучных семей, детей, подростков с отклонениями отторгаемых обществом абсолютно не нужно было снимать фильм за 55 миллионов долларов. Оглядитесь они и так рядом с вами. Какого то общественно значимого посыла и глубокой философии в фильме нет. 2 часа кривляний душевнобольного человека самоутвердившегося через насилие и преступления.
    За это хвалебные дифирамбы? Вы серьёзно?! :)

    Гость
    5 окт 2019 в 22:36

    Спасибо автору за этот текст, но я категорически с ним не согласна. Этот фильм - просто экранизация истории болезни душевнобольного человека, больше ничего. Потрясающая актерская игра - да, классный саундтрек - да, пара очень красивых сцен - тоже да, но где сам Джокер? Где равный, хоть и в перспективе, противник бэтмана, психопат со сверхидеей, от которого никто (даже он сам) не знает что ожидать в следующую минуту? Персонаж Хоакина вызывает жалость, неловкость, брезгливость, что угодно, но не восхищение. С первых минут фильма хочется упрятать его в психиатрическую клинику, и больше о нем не вспоминать. Несколько бессмысленных (за исключением сцены в метро) убийств обиженного на весь мир клоуна - это все на что решились сценаристы, и даже родителей Брюса Уэйна они убили чужими руками. В этом фильме вообще нет героев, которые вызывали бы сочувствие, нет Готэма, как отдельного персонажа, это просто бенефис одного отличного актёра.