Я бывал на Завертяева несколько раз — здесь вместе с волонтёрами «Доброспаса» мы искали пропавшую в Новый год женщину, а потом я посмотрел, как за забором с колючей поволокой играют на детской площадке местные дошкольники. О районе улицы Завертяева ходят разные слухи и про его опасность, и про криминализированность, и про захолустность, но он всё равно привлекает многих относительно доступным жильём и своей атмосферой, присущей всем спальным районам. Если не считать онкодиспансера, омичи знают о нём благодаря кирпичному заводу (старому и новому), а также аквапарку. А ещё здесь две параллельные друг другу улицы с одинаковым названием Завертяева. Это всё, что знает среднестатистический омич об этом районе. В общем, сразу понятно, что место для следующей статьи подходящее. Я решил ещё раз навестить Завертяева, взял с собой фотографа Елену Латыпову и отправился в «Неизвестный Омск».
Однажды я слышал, что своё название район вдоль улицы Завертяева получил в честь посёлка — разумеется, казачьего, — который образовался рядом с железнодорожной станцией и назывался Завертяево. Это, конечно, не так. Станция «Омск-Северный» появилась здесь после Великой Отечественной войны, а сам район начал застраиваться с конца 50-х — начала 60-х годов прошлого столетия.
Улица названа в честь полковника Вениамина Завертяева, который всю свою жизнь был военным. После смерти родителей Вениамин, родившийся в Оренбургской области, оказался в детдоме в Омске. Из нашего города его призвали на фронт. Он участвовал в спецоперациях под Сталинградом, бился в тяжелейших боях на Курской дуге и под Белгородом, где в 1943 году получил серьезное ранение. После этого Завертяева эвакуировали с фронта. Умер полковник в 1990 году в Одессе.
На улице Завертяева в районе остановки «КЖБИ» еще частично сохранился кирпичный завод. Сейчас со стороны он напоминает развалины старинного замка или катакомбы. Печь завода разрушена. Раньше по ней катались вагонетки, а внутри помещались тысячи кирпичей.
Быть может, сейчас вам представилась возможность увидеть одни из последних фотографий печи. Её начали разбирать: пройдя дальше по коридору, мы увидели огромный провал. Скорее всего, в ближайшее время от неё останутся только горы кирпичей. Находясь внутри, ощущаешь себя героем исторического фильма, спешащим по переходам замка.
Завод на самом деле не такой уж старый — он был построен в 50-х годах, и, собственно, благодаря ему вокруг появился новый район. Сначала к заводу вела только железная дорога и единственная улица, которая носила имя Завертяева, а уже позже вокруг появились общежития рабочих, жилые дома, военная часть, поликлиника.
Сейчас в старом заводе прекращено производство, он заброшен и рабочих внутри не встретишь. Зато там хватает других обитателей, которые облюбовали цеха для себя. Завод наполнен звуками, как любое заброшенное здание, в нём что-то стучит, подвывает, хлопает.
Как ни странно, внутри нет следов вандализма, а только те, что остались при разборке цехов и помещений. Единственная надпись, которую я увидел на стене, была посвящена светилу русской поэзии Александру Пушкину. Культурные раньше были люди всё-таки.
Станция и железная дорога на Завертяева сохранились и используются, но только для грузоперевозок. Вы не проедете здесь на электричке или поезде, если, конечно, на них не работаете. Ну, есть ещё вариант — вдоль рельсов на велосипеде.
С железной дороги открывается отличный вид на район. Вернее, на его новостройки. Местные жители рассказали, что когда-то здесь были дачи, окруженные садами с яблонями и смородиной, но потом домики убрали. Сады, правда, остались: видны высаженные в ряд деревья, а вдоль путей растут типичные для дач жёлтые цветы.
Рядом со станцией стоит единственный кирпичный двухэтажный дом. Он появился в 60-х годах, в нём селились работники железной дороги. Улица, на которой стоит дом, носит красивое название Успешная.
— Дом был построен в 66-м или 68-м году. Строили как временный, но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем что-то временное. Раньше здесь жили только работники ж/д, но после приватизации многие продали квартиры и съехали. Сейчас нам меняют водопроводные трубы, но мы этому не сильно рады — от этого легче не станет: дом пропитан влагой, стены трескаются. Здесь как-то потоп был, по первый этаж заливало. Дом периодически признается аварийным. Лучше бы расселили, — рассказала Елена, живущая в доме на Успешной, 1 с супругом.
За станцией ещё осталось несколько частных домов. Они так заросли деревьями, что их почти не видно. Из-за ворот раздавался громкий лай, так что сразу становилось понятно, что там кто-то живёт.
Аквапарк «АкваРио» находится в самом начале улицы Завертяева, сразу после остановки с красноречивым названием «Гаражи». Дальше аквапарка многие омичи, бывавшие на Завертяева, не заезжали. За ним колосится поле, которое периодически горит летом. Над аквапарком сразу поднимается чёрный дым, что вызывает бурную реакцию в омских пабликах.
Вот такое граффити встретилось нам на Успешной улице. Стильно одетый парень с редкими дредами узнавал, «не соблаговолите ли вы провести досуг за распитием спиртных напитков вместе с жителями "Успешки"». Какой район, такие и Бэнкси.
В целом улица Завертяева представляет собой типичный спальный район с магазинчиками, судачащими на лавочках бабушками, пьяненькими с утра мужичками, котами, гуляющими по улицам, и детворой, спокойно играющей без присмотра взрослых.
Дети в принципе себя здесь отлично чувствуют. Детские площадки во дворах абсолютно разные — от новых городков до старых лесенок и горок, — но везде бегают и играют маленькие жители улицы Завертяева. Пацаны катаются на великах, девочки сидят в песочницах, среди многочисленных деревьев тут и там встречаешь шалаши. Я даже решил опробовать одну из машин, стоящих во дворе. Хоть и с трудом поместился, но всё-таки сделал пару кругов вокруг двора под возмущенные крики местных бабушек.
Как вам такой слоган для салона красоты: «Кто за имиджем следит — посещает "Фаворит"»? Это же песня маркетинга, которую уже редко где услышишь.
Напротив «Фаворита» находится огороженная забором территория, на которой сидели и даже лежали несколько мужчин. Несмотря на раннее время, их день уже был свободен. Беззаботные парни рассказали, что раньше на этом месте была танцплощадка, на которой выступали коллективы, играла музыка. Здесь собирались жители Завертяева, назначались свидания. Теперь сюда приходят не для танцев, но площадку по-прежнему называют «центр».
— Вот что мне на Завертяева нравится, так это то, что я могу вот так здесь сидеть и спокойно пить. Меня никто не трогает, я никого не трогаю. Отдыхаем. А в городе уже скрутили бы, — признался один из сидевших на лавочке в «центре» мужчин.
— Так вы на дискотеке сидите. На дискотеке можно!
— (Громкий смех).
Мужчины рассказали, что до появления новостроек все жители Завертяева знали друг друга. Они с любовью вспоминают обособленность от города и старые времена, уточняя, что здесь никогда не было проблем ни с дорогами, ни с подачей воды и электричества. Вспоминая прошедшие годы и детство на Завертяева, они упоминают, что нередкими были драки «район на район» и «двор на двор».
— Были «кирпичинские» и «керамзитинские»: один дом построил кирпичный завод, а другой — керамзитный. Ну вот мы и дрались, решали, кто главнее. Ещё с амурскими махались. Ну, это когда пацанятами были. Аферисты, — вспомнили своё детство Александр, Виталий и Сергей.
— Здесь работал первый кирпичный завод. Сюда отправляли условно-осужденных. По УДО, значит. «Химики» мы их называли. И их селили в этой общаге. Ещё здесь был ЛТП — лечебно-трудовой профилакторий. Алкоголиков лечили здесь. Нормально было. Сидишь во дворе, в «Кашевар» играешь или в «Чижика», глядишь, а из окна человека выкинули: они в общаге в карты играли, а ему отдать нечем — вот и выбросили. Мы привыкшие к этому были. Тут бывало по нескольку в день летали. Осенью листопад, а у нас круглый год был зекопад, — рассказали мужчины со смехом.
Рядом с общагой, прославившейся своими пилотами и полётами, находится мини-рынок. На нём бабушки торгуют не только помидорами-огурцами, но и платьями, тапочками и ночнушками. Они точно знают все подробности о местной жизни. Женщины признались, что район им нравится, и они не переехали бы отсюда. Правда, есть моменты, которые смущают.
— Вот вы из газеты! Скажите нашей мэрше, чтоб к нам заехала! А то она ездит где попало. Ей красоту наведут во дворах, и она смотрит. А пусть к нам приедет! Тут все разбито, раздолбано! Посмотрит, как на самом деле! Как мы живем! Дороги какие, как мы зимой ходим, чуть ноги не ломаем. Пусть увидит наш аул-гадюшник! Всё, что было хорошего, алкаши-гады раскурочили! У нас раньше другая мэрша, путняя, была, а эта тут и не появлялась! — заявила одна из бабушек.
— Так в Омске Оксана Фадина — первый мэр-женщина!
— Это в Омске! А на Завертяева была! Из администрации! Путняя! А эту мы и не видели! Пусть приедет, мы хоть посмотрим на неё! Сидит только, деньги получает!
Продавцам на рынке помогала расторопная кошка. Она подсказывала покупателям, какие помидоры плотнее, делилась последними новостями и даже подкладывала картонку всем, кто решил примерить тапочки.
— Вот этот дом 65-го года постройки, один из самых старых на Завертяева. Его строили для зеков-«химиков». Сначала построили ту общагу, а потом они начали строить посёлок. Прораб был какой-то казах или татарин. Нерусский, короче. И он что-то там напутал. В итоге все дома подъездами вовнутрь, а тот наружу. Самый первый, — рассказал Александр, живущий на Завертяева с 1969 года. Мужчина несколько раз уезжал отсюда, пожил в Москве, но всё равно вернулся на Завертяева.
Он добавил, что в годы его юности молодежь делилась на «кирпичников», «керамзитников», «степных» и «амурских». Они постоянно дрались, отбирали друг у друга велосипеды, словом, разными способами знакомились и весело проводили время.
— Если один на велике поедешь в другой район, домой пешком вернешься точно, без велосипеда. Здесь ещё танцплощадка была. Винишко. Отношения тоже выясняли. А так здесь всё родное. Я вон с дочкой гуляю. Ей тоже нравится. Гляжу, пацаны тоже дерутся иногда. Двор на двор. Традиции ещё остались. Не всё потеряно, — улыбнулся мужчина.
Он рассказал, что единственный минус, который есть на Завертяева, по его мнению, в приемке цветмета, которая находится в гаражах неподалеку от его дома. Там постоянно выжигают медь, из-за чего на всю территорию воняет пластмассой. Разговоры и уговоры действуют на приёмщиков на пару дней, а потом всё начинается заново.
Поликлиника № 2 разместилась в пристройке дома. В таких омичи чаще привыкли видеть почтовые отделения, магазины или библиотеки. Низкие и большие окна позволяют во всей красе оценить трудную работу врачей. Особенно мне запомнился стоматолог, который сверлил зубы женщине. Она смотрела на меня через окно, а в её взгляде читался крик о помощи. На стене поликлиники красуется символ медицины, выглядящий так, будто его вырезали бронзовым топором еще при Авиценне.
Все флюорографические удобства больницы — на улице. Чтобы лишний раз никого не облучать, наверное. Мужички, стоявшие на улице, не возмущались. Конечно — когда ещё в больничной очереди на проверку легких можно покурить?
Неподалеку от поликлиники находятся здания, окруженные высоким кустарником и страшной надписью: «ОПАСНАЯ ЗОНА». Мы, разумеется, пролезли внутрь, знатно поцарапавшись о егозу, прикрывающую вход, но ничего опасного не обнаружили. Старые помещения, которые потрепало время, непогода и несколько пожаров.
Позже мне рассказали, что в этих помещениях с 80-х годов находился хоспис, затем инфекционная больница Центрального округа и уже потом 16-я поликлиника, которая работала здесь до своего расформирования.
Пройдя по старым медицинским зданиям, мы вышли к противоположной стороне территории, которая, как оказалось, никак не отделена и не закрыта от двора и детской площадки. А рядом со входом стоит пара кресел. Я решил воспользоваться возможностью, растереть порезы от егозы и немного подумать над фразой про нормальных героев, которые всегда идут в обход.
Несмотря на то, что дети гуляют на улицах Завертяева без взрослых, за ними всегда есть пригляд из окон. Некоторые из наблюдателей и сами бы не отказались погулять, но дежурство за двором не на кого оставить. Не коту ведь его доверить, в самом деле!
— Я жила на Завертяева около семи лет. Район отличный, тихий, спокойный. Воздух чистый. Поживешь полгода, и уже все на улице знакомые. Встречаются, конечно... отдельный контингент, кто в 12 уже на рогах. Но такие везде есть. А так тут всё хорошо. Магазины, больница, школа, детские сады. Много зелени. И главное — за детей не боишься. Пришлось по работе переехать в другой город, но сейчас к родным заезжаю. Всегда с радостью, — поделилась бывшая омичка Татьяна.
В редких районах города сейчас можно увидеть из окна собственное картофельное поле. А на Завертяева сохранились плантаторы, собирающие обильный урожай, и фермерские хозяйства под окнами процветают. Удобно же: только колорадский жук забрался на картошку, ты его из окна газетой — хрясь! И дальше сидишь, чай пьешь.
В одном из дворов я увидел деревянный православный крест. В голове сразу появились мысли о братских могилах, заключенных, каких-то трагедиях... Мои догадки развеяли местные: это место просто должны были использовать под строительство храма.
Храм Архистратига Михаила построили позже, но уже в другом месте, чуть поодаль от старого креста. Храм стоит в самом начале зелёного сквера. Его начали строить по просьбам верующих, живущих на Завертяева: на улицах, названных в честь полковника армии СССР, не было ни одной церкви. Строительство закончили в 2017 году, и сейчас здесь достаточно большой приход.
До того, как храм был построен, службу вели в этом домике. Сейчас здесь находится воскресная школа. А ещё ранее прихожане размещались в здании, где сейчас находится поликлиника.
В сквере, на территории которого стоит храм, находится фонтан. Он, правда, не работает, да и вода не очень свежая, но голубям нравится. Родителей с детьми вокруг тоже немало.
Глядя на фото, вы можете подумать, что это территория колонии или секретного производства. Но это не так. За забором с колючей проволокой находится игровая площадка частного детского сада.
Владельцы частного садика устали бороться с жильцами соседних домов, которые выпивали на лавочках детской площадки. Также они рассказали, что дети из соседней пятиэтажки портят игрушки и пишут на стенках домиков и горках маты. Поэтому решено было отгородить своих воспитанников забором. Правда, это не всегда помогает — дети из пятиэтажки научились делать подкопы и всё равно пролазят на вожделенную площадку «не для всех».
Неподалёку от ограждённой колючей проволокой детской площадки находятся три улицы, названные в честь омских географов-исследователей. Улицы Вяткина, Ядринцева и Драверта не превышают в длину 300 метров, а на их территории находятся только коттеджи.
За коттеджами вдаль уходят поля, на которых находится открытый стадион. Вокруг всё в котлованах и оврагах. С другой стороны гаражный кооператив, который тоже теряется в сибирских джунглях.
Среди типичных гаражей мы увидели вот такой, очень уютный. Наверняка, и внутри гаража всё убрано, а инструменты лежат на своих местах. Может быть, даже картина висит на стене.
По территории Завертяева, которая находится дальше, удобно передвигаться только по трубам, ну, или на конях. Коней мы не нашли, поэтому выбрали первый вариант.
Нас провожали взглядом местные сторожа. Они недоумевали: и что этим двуногим не сидится? Но нас уже ждали неизвестные места Омска и тяга приключений.