Город фоторепортаж По Омску на трамвае: туристический маршрут по железным путям от кольца до кольца

По Омску на трамвае: туристический маршрут по железным путям от кольца до кольца

Корреспондент NGS55.RU Александр Зубов попытался изучить город сквозь трамвайное окно

Трамвай — отличный выход для бюджетного туриста-урбаниста

Лето — пора отпусков и путешествий, поэтому даже думать о работе неохота. Особенно когда на эту самую работу едешь. А что может быть лучше, чем совместить поездку на работу и путешествие? Мы с фотографом Еленой Латыповой решили рассказать и показать, как можно это сделать и взглянуть на город под другим углом. В этом нам помог путеводитель по Омску, который можно совершенно бесплатно взять в Туристском информационном центре. В нём есть целый раздел, посвященный трамвайным маршрутам Омска и тому, что интересного на них можно увидеть.

Мы решили начать с маршрута № 4 (правда, выходить в некоторых указанных точках не стали, а проехали весь путь от одной конечной до другой). Я провёл стрим, который можно было увидеть в пятницу в нашей группе в соцсети «ВКонтакте».

Видео: Александр Зубов

А теперь немного поподробнее. Трамвайный маршрут № 4 — один из самых длинных в Омске, он охватывает три округа: Ленинский, Центральный и Октябрьский. Пусть зачастую трамвай едет не по центральным улицам, на маршруте можно увидеть много мест, которые могут быть интересны как омичам, так и гостям города.

Мы приехали на трамвайное кольцо на улице Котельникова и дождались нужный нам трамвай, который выглядел как знаменитая субмарина из песни ливерпульской четверки.

На конечной в нём не было никого, кроме нас и водителя с кондуктором, у которой мы поначалу вызвали некое подозрение. Ещё бы — зашли в трамвай и начали всё направо-налево снимать!

Мы тронулись, и я тут же начал наслаждаться картиной. Вокруг зелень, яркие краски и стук колес. Путешествие по Омску началось.

Мы рассчитались за проезд и немного пообщались с кондуктором трамвая Тамарой Шабардиной. Женщина рассказала, что ей нравится её работа, на которую ей удобно добираться из дома. Несмотря на то что она ездит на одном из самых длинных маршрутов в городе, она не смогла припомнить каких-то курьезных или интересных случаев. Кондуктор уверена в том, что будущее у электрического транспорта есть, но вот только чтобы будущее было светлым, требуются вложения.

Тем временем мы свернули с Котельникова на Серова и проехали мимо торгового комплекса «Октябрь». Он был построен как кинотеатр в 1939 году. Когда-то в здании проводили время не за покупками, а за просмотром фильмов, афиши к которым рисовали вручную.

Вокруг комплекса, от проспекта Карла Маркса и до Котельникова, раскинулся рынок, местами стихийный. Здесь продается и покупается всё: от продуктов питания до одежды и резиновых лодок. На улице сидят бабушки с огурцами и ягодами. Вдалеке видно здание железнодорожного вокзала. Вообще здесь создается впечатление, будто едешь на поезде мимо станции в какой-то восточной стране. Если бы мимо прошел верблюд, груженный пряностями, я бы не удивился.

На рынке торгуют не только бабушки. У загорелого молодого человека, например, можно купить вот такие калачи. Их два вида: одни просто хлебные, а вторые с мясом внутри. Вкусно!

Здание администрации Ленинского округа, как и следует из названия, — образец советской архитектуры: все квадратно и монументально.

Вдоль трамвайных путей на улице Серова проходит живописный тротуар, за которым стоят старые двухэтажные дома. Пусть оранжевая краска местами уже облупилась, но вкупе с зеленью и общим фоном появляется красивая и сочная картинка старого города. Здесь очень приятно прогуляться или прокатиться на велосипеде.

К моменту поворота с Серова на Карла Маркса трамвай постепенно начал заполняться пассажирами.

Из окна трамвая отлично виден танк Т-34, стоящий на постаменте на бульваре Победы.

Трамвайные пути пересекают проспект Карла Маркса, проезжая который можно увидеть театр кукол «Арлекин» и омский цирк, открытый в 1973 году. Почти три года назад цирк реконструировали. Это, кстати, не первое здание цирка в городе. С 1898 года на улице, которая сейчас носит название Партизанская, размещался цирк купца Сичкарева, работавший только в теплое время, поскольку он не отапливался, а в 1939 году для выступлений знаменитого Сибирского цирка Стрепетова у казачьего рынка возвели временное здание нового цирка. Сейчас там находится здание Управления федеральной налоговой службы по Омской области. После открытия нового и теплого цирка все труппы перешли выступать туда. А Сичкарев начал заниматься производством пакетов.

Проехав мимо трамвайного депо, мы попадаем в ещё один интереснейший район Омска — 16-й Военный городок. Там можно познакомиться со Сталиным, увидеть дома, мимо которых прохаживался Колчак и в которых жили царские офицеры. Ещё там находится полигон с военной техникой, но вот посмотреть на него можно только через забор.

А на улице Учебной трамвай едет через чудесный зеленый коридор. Такие же фото можно сделать на Украине в «Тоннеле любви», неподалеку от деревни Клевань. Наш тоннель покороче, но не менее красив.

Проезжая мимо СКК имени Блинова, никогда не подумаешь, что эта территория во время Великой Отечественной войны была засажена картошкой и пустовала. Она прорастала сама еще долго, и её откапывала местная ребятня. Здание СКК появилось здесь спустя примерно 40 лет. Это был первый в Омске крытый каток с искусственным льдом. Сюда выстраивались очереди из певцов, планирующих гастроли. Перед ним находится Аллея литераторов, на которой установлены памятные камни писателям и поэтам, чья судьба была связана с Омском. Правда, на бульваре Мартынова сейчас продолжается реконструкция. На нем же расположен высокий затейливый терем — Сибирский культурный центр — отдел традиционной русской культуры.

На другой стороне находится «Казачий рынок». Казаков там сейчас особо не встретишь, зато можно вкусно поесть. Именно в этой части города есть несколько кафе с очень вкусным шашлыком и восточной кухней. Неподалеку находится деревянная мечеть имени Кожа-Ахмета, а рядом с ней можно купить вкуснейшие лепешки, приготовленные в тандыре.

Омск — город многоконфессиональный, и совсем недалеко от мечети здесь стоит синагога. На территории два здания, старое деревянное и новое кирпичное. Синагога соседствует с одним из старейших в Омске оружейных магазинов.

При повороте с улицы Жукова на улицу Лермонтова можно увидеть старое здание бывшего Омского окружного суда 1909 года постройки. Сейчас под его крышей находится клинический кардиологический диспансер. Рядом пристроен деревянный дом, в котором расположена аптека. Далее улица Лермонтова делится на две части — с одной стороны частный сектор, с другой многоквартирные дома. Иногда они меняются местами. Но частник преобладает.

На 11-й Линии трамвай поворачивает и пересекает улицы 10 лет Октября и Омскую. На Омской можно увидеть две кирпичные высотки, которые в народе называют свечками.

Вот мы и добрались до Октябрьского моста, который большинство омичей называют Горбатым. Почему? Мост был построен в 1962 году, но за 30 лет эксплуатации его береговые опоры немного просели и посередине моста образовался небольшой горб. Его устранили, а прозвище осталось. С 1992 по 1996 годы Горбатый мост закрыли на реконструкцию и перенесли трамвайную линию на край. Сейчас еще говорят, что такое прозвище он получил из-за арок под пролётами, но это не так.

С моста видно железную конструкцию. Это остатки пешеходного моста. Когда-то в детстве я успел по нему пройтись, правда, он уже тогда чувствовал себя не очень. Сейчас он утыкается в теплотрассу. В 1989 году этот мост попал на обложку альбома «Здорово и вечно» группы «Гражданская оборона». Так что этот мостик в своем роде тоже знаменитость.

Под мостом течет речка Омь, что на тюркском означает Тихая. Цвет реки, который поначалу может отпугнуть, образовался из-за того, что Омь течет с Васюганских болот, а её дно и берег глиняные. Так что рука человека хоть и приложилась к Оми, но цвет воды по большому счету натуральный.

У берегов Оми, расположенных вблизи моста, есть названия. Левый — Лугаши, а более крутой правый — Качагуры, что переводится как «утиные берега» (когда-то здесь в изобилии водилась утка). Так назвали их пленные поляки, лечившиеся в госпитале, от которого получила название улица Госпитальная. Зимой на льду реки между жителями Качагур и Лугашей происходили кулачные стычки, да и все остальное время они были в противостоянии. А Качагуры вовсе имели плохую славу, и приличные люди туда не захаживали. Там была масса притонов, игорных заведений и борделей. Назвав омичку «качагурницей» или «девушкой с Госпитальной», можно было серьезно её оскорбить.

Горбатый мост интересен ещё и тем, что на нём есть трамвайная остановка. Это достаточно редкое явление, ведь обычно остановки на мостах запрещены.

На съезде с моста хорошо видны купола Свято-Николо-Игнатьевского храма. Здание покрашено в красный цвет и резко выделяется на фоне преобладающих серых тонов.

А за мостом начинается Амурский посёлок. Тот ещё райончик. В 90-х годах он считался одним из самых криминальных районов города. Сейчас ситуация не сильно изменилась.

— К трамваям я нормально отношусь. Через мост езжу. Мне нравится. Но любимый вид транспорта — это автобус. Я из Русской Поляны. В Омске, конечно, лучше. Мне здесь нравится, — поделился весёлый молодой человек, который сначала пытался флиртовать с нашим фотографом, а потом стал просто наслаждаться поездкой.

Жилой фонд посёлка очень старый, почти половину его составляют частные дома времен первой половины XX века и хрущёвки, построенные в 1960-х годах. Новые дома построены лишь точечно. А старину многих домов скрывает сайдинг.

Глядя из трамвая, совершенно невозможно угадать, в какой год ты на нём перенёсся, да и то, что это город, а не поселок городского типа, угадывается с трудом.

Центром посёлка считается район около остановки «Магазин "Заря"». Из окна трамвая кажется, что ты находишься не в России, даже несмотря на изображение девушки в кокошнике на фасаде магазина. У меня возникли ассоциации со Средней Азией.

— Мне нравится ездить на трамвае. Но всё убивает запущенность. Разбиты пути, ходовая часть убитая. Убито всё, ничего не ремонтируется. Это всё неправильно. Деньги туда не вливаются, — сказал пассажир, который проехал со мной весь маршрут.

С ним частично согласна и кондуктор.

— Самый чистый вид транспорта и самый нерентабельный. В Омск привозят старые трамваи. Новых вообще нет. Были бы новые, ездило бы и людей больше. У нас трамваи есть, которым лет по сорок. Нужно вкладывать в этот транспорт деньги. Трагедия будет, если их уберут, — поделилась Тамара Шабардина.

Женщина добавила, что ей нравится её работа, предприятие и коллектив. Среди добрых традиций она вспомнила конкурс на украшение трамваев к Новому году. Она рассказала, что трамваи даже нанимают молодожены на свадьбы.

— Вы бы свадьбы сыграли на трамвае?

— Конечно! А почему бы и нет!?

Тамара Шабардина вспомнила и про соревнование между водителями. Водитель нашего трамвая Елена Салиженко наверняка занимала первое место не раз. А если и нет, то точно займет.

А мы тем временем доехали до конечной — кольца на остановке «Посёлок Амурский». Рядом с ним стоят две высокие новостройки, а между ними устроился памятник Петру Багратиону.

Поездка на трамвае удалась. Только посчитайте, сколько интереснейших мест мы увидели. Вид из трамвайного окна позволяет взглянуть на город с другой стороны.

Пока мы находились под впечатлением от поездки, трамвай уже отправлялся в новый путь. Мы же точно решили, что продолжим изучать город из окон его собратьев.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства