20 октября воскресенье
СЕЙЧАС -4°С

ПДД для велосипедистов: соблюдать или нет?

Многие водители двухколёсного транспорта уверены, что им правила не писаны. Это, конечно, не так

Поделиться

Велодорожки с разметкой — это не для Омска (как минимум пока). Это усложняет велосипедистам жизнь

Велодорожки с разметкой — это не для Омска (как минимум пока). Это усложняет велосипедистам жизнь

Лето — отличная пора для владельцев двухколёсного транспорта. В нашем городе и зимой можно встретить велосипедистов, но это единицы, любящие экстрим. А вот начиная с апреля-мая картина радикально меняется. К сожалению, отражается это и на статистике ГИБДД: велосипедисты регулярно гибнут на дорогах, в том числе и по своей вине. Тем важнее разобраться, какие правила должен соблюдать человек, решивший после маршруток или личного автомобиля освоить новый вид транспорта.

А правила точно надо соблюдать?

Увы, такой вопрос и правда может возникнуть у начинающих. С психологической точки зрения тут всё понятно: чтобы стать велосипедистом, нужна только определённая сумма. Никакой обязательной подготовки, никаких водительских прав — купил велосипед, вывел его на дорогу и поехал. В такой ситуации многие по привычке ведут себя как пешеходы, не обращая внимания на то, что теперь они передвигаются втрое быстрее и являются потенциальным источником опасности для окружающих.

Между тем, помимо здравого смысла, существует пункт 1.2 ПДД, где чётко говорится: велосипед — это транспортное средство, а человек, который на нём едет, — это водитель, участник дорожного движения со всей совокупностью прав и обязанностей. Так что надо знать правила и неукоснительно им следовать.

Иногда омские велосипедисты могут проехаться по улицам, прямо по середине проезжей части. Но только по праздникам

Иногда омские велосипедисты могут проехаться по улицам, прямо по середине проезжей части. Но только по праздникам

Как готовиться к поездке на велосипеде?

Тут действует универсальное правило: ТС (транспортное средство) должно быть в нормальном техническом состоянии. Должны удовлетворительно работать руль и тормоза, в противном случае ехать куда-либо запрещено. Ещё велосипед обязательно должен быть оборудован фонарями или фарами, спереди и сзади. В тёмное время суток они должны быть включены.

А велошлем обязателен?

В отличие от мотоциклистов, велосипедисты носить шлем не обязаны.

Где ехать?

Эта тема вызывает больше всего споров. Велодорожек в нашем городе почти нет, а потому остаётся проезжая часть: велосипедист должен ехать по правому её краю, занимая полосу не шире одного метра. Многие начинающие велосипедисты, сохраняя привычки пешехода, пытаются двигаться по левому краю, то есть навстречу движущемуся транспорту. Это серьёзная ошибка, которая может иметь очень плохие последствия: ехать надо в ту же сторону, что и весь транспортный поток.

Кстати, если велосипедистов двое, им нужно ехать друг за другом, а не рядом. Если едет целая колонна, в которой габаритная ширина велосипедов не больше 75 сантиметров, она может выстроиться по двое.

А по тротуару ехать можно?

Можно — но только если ехать по проезжей части не представляется возможным. При этом, если велосипедист создаёт своим движением серьёзные помехи для окружающих, он обязан спешиться и идти.

Кстати, пешеходы на омских велодорожках постоянно мешают велосипедистам, но с этим сделать ничего нельзя. Прогуливаться по велодорожкам по закону никому не запрещено, и велосипедист как водитель транспортного средства обязан пропускать пешеходов.

Какие существуют возрастные ограничения?

Дети младше 7 лет могут ездить на велосипедах только по пешеходным и велодорожкам, причём в сопровождении взрослых. С 7 до 14 лет такое сопровождение уже не требуется, но выезжать на проезжую часть велосипедисту по-прежнему нельзя. И только в 14 лет можно стать полноправным участником дорожного движения.

Для велосипедистов есть специальные дорожные знаки

Для велосипедистов есть специальные дорожные знаки

Что там со светофорами?

Тут действует самое очевидное правило, которое многие велосипедисты почему-то упорно игнорируют. Машины останавливаются на красный сигнал светофора, а водители двухколёсного транспорта продолжают движение. «Я быстрый, я проскочу»; «Я маленький, я никому не помешаю»; «На велосипеде нет номеров, значит, меня не оштрафуют, даже если снимут на камеру». По-видимому, любители быстрой езды рассуждают именно так, не думая ни об окружающих, ни о собственной безопасности.

Между тем всё очень просто: увидел красный свет — тормози и останавливайся перед специальной линией. Загорелся зелёный — можешь ехать дальше. Если зелёный свет уже горит, но пешеходы не успевают перейти улицу — надо их пропустить. В общем, всё как для машин, ведь принципиальной разницы между ними и велосипедами здесь нет.

Не лишним будет уточнить насчёт жёлтого сигнала светофора. Для велосипедов, как и для автомобилей, это в подавляющем большинстве случаев запрещающий сигнал. Для водителя двухколёсного транспорта из-за более низкой скорости ещё больше вероятность того, что, пытаясь проскочить перекрёсток на жёлтый, он будет ехать уже на красный — с возможными печальными последствиями.

Насколько быстро можно ехать?

На велосипедистов распространяется общее правило: во дворах и на придомовых территориях не больше 20 километров в час, на городских дорогах — не больше 60. Тут по понятным причинам не стоит переживать о возможных нарушениях. Но если на велосипеде есть электродвигатель, разгоняться можно максимум до 25 километров в час.

Как двигаться по пешеходным переходам?

Пешеходные переходы предназначены для пешеходов. Поэтому, если велосипедист хочет не проехать вдоль улицы, а перейти её, он должен спешиться — иначе возникнет помеха для окружающих.

Есть тут и ещё два обстоятельства. Если возникнет внештатная ситуация (например, какая-то машина поедет через «зебру», не дождавшись зелёного и не пропустив идущих), велосипедист, скорее всего, не сможет отпрыгнуть назад и вообще окажется менее маневренным, чем пешеход. А если переход нерегулируемый и велосипедист вырулит на него с тротуара без паузы, автомобилисты могут просто не успеть среагировать. Результат — больница или того хуже.

Лучше всего кататься на велосипеде по паркам: минимум правил и никаких машин

Лучше всего кататься на велосипеде по паркам: минимум правил и никаких машин

Какие есть правила для поворотов при движении по дороге?

Во-первых, поворачивать влево можно только на двухполосной дороге (не больше одной полосы в каждую сторону). Исключение — ситуация, когда поворачивать налево разрешается из правой полосы.

Во вторых, перед поворотом велосипедист обязан информировать о своих намерениях других участников дорожного движения. Вытянутая в сторону левая рука — поворот влево, вытянутая в сторону правая — поворот вправо, поднятая вверх любая рука — остановка. Теоретически поворот можно показать и рукой, согнутой в локте (в этом случае всё наоборот — поднятая левая говорит о подготовке к повороту направо и т. д.), но так делать, пожалуй, не стоит. Многие водители истолкуют такой сигнал неправильно, и в результате может произойти столкновение.

Можно ли буксировать велосипед?

Такое правила запрещают категорически: это слишком рискованно.

Если выпил, можно ли ехать на велосипеде?

На такой случай есть ещё одно правило, общее для всех водителей транспортных средств. Пункт 2.7 ПДД запрещает «управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения» и передавать транспортное средство людям, которые находятся в таком состоянии. Нарушители наказываются штрафом.

За что ещё могут оштрафовать?

В статье 12.29 КоАП написано так:

«Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения, — влечет наложение административного штрафа в размере 800 рублей».

За то же нарушение для пьяного велосипедиста штраф будет больше — от 1000 до 1500 рублей. Следующая статья, 12.30, предполагает штрафы за создание помех движению (1000 рублей) и за нанесение лёгкого или среднего вреда здоровью другого участника движения (1500 рублей). Если же велосипедист спровоцирует ДТП, в результате которого кто-то серьёзно пострадает, может быть возбуждено уголовное дело, и тогда последствия будут более суровыми.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!